Занятия по физическому воспитанию студентов юридических специальностей

Занятия по физическому воспитанию студентов юридических специальностей

Занятия по физическому воспитанию студентов юридических специальностей

Занятия по физическому воспитанию студентов юридических специальностей

Анализ практических занятий по физическому воспитанию студентов юридических специальностей свидетельствует, что учебный процесс по физическому воспитанию сводится, в основном, к фактически бездумного выполнения студентами двигательных задач, репродуктивного повторения за преподавателем физических упражнений, организованной двигательной активности без применения научного анализа студентами самого учебного процесса.

Авторы разделяют понятия «физические упражнения» на тренировочные физические упражнения и общие физические упражнения. А тренировочные физические упражнения классифицируются по видам подготовки на: обще-подготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные. В-подготовительные упражнения характеризуют как упражнения, способствующие всестороннему функциональному развитию организма.

Вспомогательные упражнения — как «двигательные действия, создающие специальную основу для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности».

Понятие «физические упражнения» авторы группируют в зависимости от направленности действия на развитие тех или иных двигательных качеств (скоростные упражнения, силовые упражнения, координационные упражнения, упражнения направлены на развитие гибкости, упражнения, направленные на развитие выносливости).

В зависимости от стабильности и периодичности пространственных характеристик двигательных действий (циклические и ациклические); на основании исследований Я.М.Коца (1986) — в зависимости от путей энергообеспечения (анаэробные и аэробные).

Учёные определяют понятие «физические упражнения» как «двигательные действия, используемые с определенной целью. их выполнения предполагает сознательную двигательную деятельность человека, которая проявляется в том, что она имеет цель действий и знает способы ее достижения.».

Так же утверждают, что структуру принципа активности и сознательности обучения авторы понимают по разному.

Так одни включают в него: сознательное и активное отношение, понимание изучаемого и выражение его в речи, творческий характер учебного труда и сознательное использование знаний на практике; другие — в суть принципа включают только понимание материала и выражение его в речи, превращение знаний в убеждения и умение самостоятельно пользоваться знаниями на практике; сводят принцип сознательности и активности в основном к сознательного отношения к изучаемому.

Авторы выделяют структурные компоненты сознательного и активного отношения к учебной деятельности:

1.Понимание цели учебной деятельности.

2. Понимание личной и общественной значимости учебного труда, формирования и осознания мотивов своей деятельности.

3.Понимание темы, кто учится своих возможностей в достижении цели.

4. Наличие плана действий и уверенности в его осуществлении.

Для выявления готовности студентов к сознательному выполнению физических упражнений в процессе учебных занятий по физическому воспитанию было проведено тестирование наличии элементарных знаний о физической культуре личности. Тестирование проведено в шести академических группах первого курса факультета права и предпринимательства. Общее количество респондентов — 180 человек.

В процессе тестирования обнаружено, что большинство студентов первого курса имеют очень низкий уровень знаний в области физической культуры. Так, понятие «Физическая культура» и «Физическое воспитание» 78% респондентов определяют только как комплекс физических упражнений и не разделяют их по сути и содержанию.

Физические упражнения, студенты не разделяют по назначению и по характерным особенностям воздействия. 8% студентов не ответили на вопрос.

82% студентов не могут объяснить в полном объеме задач, которые выполняет физическое воспитание, кроме задач оздоровления организма. Студенты слабо владеют знаниями о гигиене, о методах закаливания, правила рационального питания.

Следует отметить, что уровень знаний по физической культуре студентов первого курса является першоджерель- ной условием восприятия ими в дальнейшем образовательной программы высшей школы, уровня и направленности мотивационных установок на самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Вторым этапом тестирования было выявление наличия умений у первокурсников по самостоятельному проведению комплекса гимнастических упражнений.

Задача практически продемонстрировать комплекс физических упражнений на собственном опыте использования и объяснить их назначение не смогли выполнить 86% студентов.

6% от общего количества опрошенных смогли продемонстрировать 1-3 упражнения, но объяснить их назначение и рассказать с какой целью выполняются эти упражнения не смогли. 8% опрошенных категорически отказались демонстрировать и объяснять назначение упражнений из-за не желания публично перед группой это делать.

Результаты констатирующего эксперимента осветили низкий уровень готовности выпускников школ к сознательному пониманию назначения тех или иных физических упражнений, к самостоятельной сборки собственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Причиной этому являются те факторы, процесс выполнения задач физического воспитания школьников сводится, в основном, к выполнению задач обеспечить физическую активность, или физическую подготовку, а цели и задачи, формы и методы физического воспитания в высшей школе в основном репродуктивно повторяют выполнения программы общеобразовательной школы.

Читайте также  Двигательная подготовка студентов

Такое мнение подтверждают результаты анкетирования студентов второго и третьего курсов, которые не принимали участия в описанном тестировании.

Так из 260 студентов, на вопрос: «Какие различия в практических занятиях по физическому воспитанию в университете и общеобразовательной школе вы видите», 94% ответили, что различий, кроме значительно большего физической нагрузки, не имеет.

Для проведения формирующего эксперимента общее количество студентов, которые прошли тестирование (180 человек) разделены на экспериментальную (120 человек) и контрольную (60 человек) группы.

Целью эксперимента было сформировать у студентов умения и навыки сознательного анализа собственных двигательных действий в форме физических упражнений на занятиях по физическому воспитанию.

Для достижения цели в процессе эксперимента выполнялись задачи:

  1. Сформировать у студентов знания о видах физических упражнений и особенности их использования;
  2. Сформировать знания о характеристиках физической нагрузки под влиянием физических упражнений;
  3. Сформировать знания о видах и методы контроля тренировочного процесса;
  4. Сформировать умение публично демонстрировать упражнения и объяснять их назначение;
  5. Сформировать умение самостоятельно конструировать новые физические упражнения из разных двигательных действий, которые заданы преподавателем;
  6. Сформировать умение самостоятельно составлять комплексы физических упражнений по разным задачами и объектами воздействия, которые обусловливает преподаватель;
  7. Сформировать инструкторские умение управлять тренировочным процессом по подгруппам;

Процесс выполнения задач эксперимента были разделены на два этапа. Первый этап соответствовал периоду первого учебного семестра и исполнению с 1 по 4 задачи. Второй этап — период второго учебного семестра и выполнению 5-8 задач.

В ходе эксперимента оказалось, что 10% студентов на первом этапе проявляли негативное отношение к учебному процессу с признаками публичного протеста или игнорирования. По субъективным наблюдениям преподавателей: 24% студенты не проявляли интерес к активной формы сознательного обучения и анализа двигательных действий; 66% студентов упорно выполняли задания, проявляли инициативу и интерес к дальнейшим этапам обучения.

На первом этапе организационными формами проведения учебных занятий был избран фронтальную и по подгруппам.

В первой части занятия (организационной), после учета присутствия и измерения ЧСС как показателя физического состояния организма, 10 минут уделялось на объяснение задач, теоретических и методических особенностей: определений и понятий физической культуры, характеристик физической нагрузки, методов контроля и самоконтроля.

На третьем занятии такой теоретический вступление чередовался опросу студентов. Выявлено, что наиболее прогрессивная условие усвоения знаний — это коллективный поиск ответов на вопросы преподавателя с последующим обсуждением самого процесса и результатов усвоения.

В основной части занятия, в периоды отдыха, применялись обсуждения характеристик нагрузки на организм, показателей контроля физического состояния, особенностей применения упражнений, которые выполнялись.

В заключительной части проводился экспресс-опрос материала и оценка по критериям физической подготовленности студентов и наличия сформированных знаний.

Характерными составляющими оценки были: 60% — активность в сознательном усвоении теоретических и методических аспектов программы, 30% — физическая активность в процессе занятия, 10% результаты тестирования физических качеств.

На втором этапе в экспериментальной группе было выделено (из числа наиболее активных и подготовленных студенты для организации физкультурной работы по подгруппам и предоставлено им функций инструкторов.

effect-fitness.ru160 Перед ними поставлена ​​задача активизировать в своих подгруппах творческий поиск двигательных действий и физических упражнений, которые еще не использовались в учебном процессе. Задача выполнялись в форме викторины, с предварительной подготовкой по подгруппам.

Соревновательный метод демонстрации сконструированных в подгруппах упражнений показал положительные результаты. Даже студенты, которые проявляли к этому крайней формы пассивность, проявили активность в коллективных обсуждениях и в демонстрации в составе своей подгруппы разработанных упражнений.

Соревновательная форма викторины была включена в процесс двух учебных занятий. Следующие три учебные занятия включали викторины с задачами разработки комплекса упражнений для развития отдельных физических способностей.

В процессе подготовки каждой подгруппы на этом этапе стали выделяться новые коллективные лидеры.

Этот факт свидетельствовал о том, что состояние теоретической и методической подготовленности студентов сравнительно сравнялся и значительно вырос уровень мотивационных установок к выполнению физических упражнений и творческого поиска.

Следует отметить, что изменился вектор мотивации студентов по выполнению задач для получения положительной оценки на мотивы выполнить задание для получения победы над подгруппой, конкурирующий, или взять реванш после предыдущей неудачной демонстрации упражнений.

Читайте также  Проблема низкой двигательной активности среди подростков

Студенты контрольной группы занимались по программе по физическому воспитанию в течение года без особых включений сознательного собственного анализа процесса физкультурного образования и без задач творческого поиска неизвестных и неосвоенных двигательных действий и комплексов физических упражнений.

В конце учебного года проведено суммирующее тестирование и анкетирование в экспериментальной и контрольной группах.

98% студентов экспериментальной группы отметили в анкетах, что в общем смысле процесс физического воспитания в университете очень отличается от школьной программы и является последовательным продолжением творческого образовательного развития.

66% подтвердили, что, даже не догадывались о научных основах физического воспитания и выразили желание в дальнейшем углублять физкультурно-образовательные знания, заниматься в спортивных секциях. 10% студентов выразили желание принимать участие в научном гуртци. Следует отметить, что, инициативное предложение создания научного кружка поступила от студентов.

Анализ посещения студентами учебных занятий во втором семестре показал, что в экспериментальной группе на 8% меньше пропусков занятий по физическому воспитанию чем в контрольной. 24% студентов экспериментальной группы записались в состав спортивных секций, в контрольной — 11% (посещение секций нами не проверялось).

78% студентов контрольной группы отметили что школьная и университетская программа отличий нет, кроме обстоятельств, в университете выше физическая нагрузка.

Результаты тестирования физкультурно-образовательных знаний студентов показали, что понятие «физическое воспитание», «физическая культура», «спорт», «физическая активность», «физическое развитие», «физическая нагрузка», «процесс адаптации» 92% студентов экспериментальной группы понимают по сути и могут объяснить; контрольной — 28%.

Умеют пользоваться методами контроля физического состояния: экспериментальная группа — 86% студентов, контрольная — 31%; умеют составлять физкультурно-оздоровительные комплексы физических упражнений: экспериментальная группа — 74%, контрольная — 14% (за счет спортивного опыта); умеют использовать организационно-методические приемы в практике самостоятельного управления тренировочным процессом в подгруппах: экспериментальная группа — 62%, контрольная — 6%.

Выводы.

В процессе учебных занятий по физическому воспитанию в высшем учебном заведении необходимо создавать условия для сознательного отношения студентов к процессуальных действий учебного процесса. Студенты должны осознать, что учебная дисциплина «физическое воспитание» основывается на научной основе изучения биологических, педагогических, психологических, социальных аспектов развития личности; осознать, что физическое воспитание является не императивным методом повышения физической активности молодежи, а частью процесса получения высшего образования.

Формирование сознательного отношения к учебному процессу физического воспитания имеет свои технологические особенности, характеризующиеся уровнем физкультурных знаний студента, диференцированного соответствия такого уровня учебной программы; уровня и направленности мотивационных установок тех, кто занимается; адекватного соответствия учебного процесса к имеющимся организационных, коммуникативных, двигательных умений и навыков.

Создание условий творческой инициативы и творческого поиска в образовательной взаимодействия субъектов преподаватель-студент характеризуются предоставлением пространства для самостоятельных решений и действий студентов, но с четкой требованием к дисциплине и безоговорочным императивным влиянием специалиста, обучающего в моменты выполнения неверных решений, или потенциально опасных двигательных действий.

Использование игрового и соревновательного педагогического метода в технологии создания условий для сознательного и творческого усвоения физкультурно-образовательных знаний наиболее рационально использовать на втором этапе, в период, когда базовые физкультурные знания студентов на должном уровне. Но на первом этапе, студентов с высоким уровнем знаний и организационных умений следует привлекать к инструкторских действий и творческих викторин между инструкторами. Такой подход создает условия основной большинства студентов для составления образа собственного физкультурно-образовательного идеала и активизирует их к творческому выполнению задач преподавателя.

В условиях зачетного оценивания обучения по дисциплине целесообразно главной и весомой составляющей зачете применять оценивания сознательного и творческого освоения студентами физкультурных знаний и активного их использования в повседневной жизни. Физическую подготовленность и двигательную активность во время практических занятий, по нашему мнению, целесообразно считать важным, но сравнительно, второстепенным зачетным критерию. Это даст возможность студентам, которые по объективным причинам не могут выполнить требования физкультурного тестирования, бороться за получение положительных оценок, что, в свою очередь, повысит мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]