Воспитание у студентов духовно физических качеств
Воспитание у студентов духовно физических качеств
В статье рассматриваются проблемы существующей системы воспитания студентов духовно физических качеств, оказываются их недостатки, определяются пути их преодоления.
Из выше изложенного видно, что гармоничное развитие заключается в формировании духовных и физических основ. Оно существовало на всех этапах человеческого общества. Однако именно сейчас необходимо раскрывать важную роль физической культуры в формировании этих качеств, поэтому по в сфере физического образования (вузовского) традиционно отмечается ее низкая эффективность.
Цель исследования: обоснование педагогических условий формирования духовно-физических качеств у студентов медицинского университета на занятиях по спортивной аэробике.
Из-за отсутствия духовных ценностей и соответствующей мотивации, осознанной потребности в двигательной активности, студенты не заинтересованы в систематических занятиях физическими упражнениями как в эффективном универсальном средстве физического и духовного развития. В свою очередь, именно учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию непосредственно может повлиять на изменение этих отношений и на формирование у студентов духовных и физических качеств.
Современная система физического образования отвергает педагогический процесс, не занимает душу студента, не будить эмоций, эстетических чувств, не дает пространство для развития личности, а требует лишь механического выполнения физических упражнений. В связи с этим мы считаем, что тенденция влияния духовного и физического на формирование личности студента должна стать одной из важнейших и интереснейших сторон развития.
Благодаря введению нами аэробики в учебный процесс, с акцентом на физическое, духовно-нравственное и морально-эстетическое воспитание, сформирует у студентов принципиально новый подход к занятиям по физической культуре, к развитию духовных и физических качеств. Данная форма занятий подразумевает использование физических упражнений, направленных на легко доступность, получение удовольствия от вида деятельности, отвлечения студентов от обыденности. Введение в педагогический процесс новых средств физической активности, аэробики и ее разновидности (степ, слайд, фанк), каланетики и шейпинга будут стимулировать интерес к занятиям физической культурой.
Занятия аэробикой способствуют гармоничному развитию личности, развития творчества, двигательного мышления.
Элементы танцевальных упражнений является комплексом физического искусства и красоты физических упражнений.
Важной формой проявления духовного развития является органическая связь с красотой. Красота человеческого тела — это стройность, добавления и согласованность движений, безупречность линий и соразмерность частей, физическое совершенство и пластика. «Человеческое тело, — писал М.Е. Дядьковський, — является Самым совершен¬ным произведением природы … ».
Тесная связь аэробики со средствами эстетического воспитания — музыкой и танцевальными упражнениями — еще больше расширяют ее физические и духовные возможности. Физическое искусство аэробики совершенствует пластика, тренирует и закаляет не только мышечную, но сердечно-сосудистую и нервную системы, а также духовно обогащает, воспитывая эстетическое чувство, воображение и творческую фантазию.
Она в основном выступает в роли средства бессловесного обогащения и разрядки эмоционального напряжения, дарит эстетическое наслаждение и радость, помогает преодолеть болезненную застенчивость и замкнутость, и оздоравливает одновременно физически и духовно. Обогащает и расширяет мир человеческих понятий и чувств, облагораживает личность, пробуждая в ней все лучшее.
В результате введения аэробики в учебный процесс, нами была разработана программа физического и духовного развития личности студента, обосновывается на следующих принципах:
1. Повышение интереса и активности студентов к занятиям аэробикой.
2. Гармоничное духовно-физическое развитие. В связи с этим мы подбирали такие физические упражнения под музыку, которые больше всего влияют на душу студента, способствуя положительным эмоциям, развития духовных и физических качеств.
Повышение духовно-нравственного и морально-эстетического уровня студентов (развитие чувства эстетики, эстетического движения, воображения, творческой фантазии).
Духовная направленность аэробики с целью формирования красоты человеческого тела — это стройность, добавления и согласованность движений, безупречность линий и соразмерность частей, физическое совершенство и пластика.
Программа по формированию духовных и физических основ средством воздействия аэробики предусматривает направленную многогранную учебно-познавательную и физически эстетическую деятельность направленную на развитие у студентов определенных морально-эстетических и духовно-нравственных качеств.
Они реализовались в следующих формах:
— Ознакомительный курс;
— Учебный процесс (педагогическая деятельность);
— Показательные выступления; V конкурс «Мисс и Мистер Аэробика»;
— Традиционный фестиваль по аэробике.
Среди многочисленных средств формирования духовно-физического развития особое место занимает аэробика, который является органическим эстетическим комплексом музыкального искусства и красоты физических упражнений. Именно в этом виде физических упражнений очень ярко проявляются функции как физического, так и духовного воспитания.
Они позволяют развивать у молодежи особенность оценивать с эстетических позиций обращения, ритмичность действий, фигуру, пропорциональность форм тела, а также эстетически переживать и эстетически наслаждаться музыкально-ритмической деятельностью. Занятия аэробикой развивают двигательную фантазию, творчество, способствуют созданию образа красоты тела.
Эстетические ценности этих занятий не должны сводиться только к внешним проявлениям телесной красоты и красоты движений, а должны определяться прежде всего в высокой духовности молодежи, терпении, умении преодолевать трудности, устойчивости, ловкости, силе, красоте. Все это составляет сущность здорового духа в здоровом теле и способствует достижению идеала гармонически развитой личности студента.