Специфичность боевых искусств во всестороннем развитии личности
В статье рассматриваются новейшие технологии образования в области физического воспитания и спорта. Проанализированы традиционные и нетрадиционные виды двигательной активности и специфичность боевых искусств в обеспечении всестороннего развития личности. Определены главное в школах восточных методик, что рядом с развитием физических и волевых качеств обеспечивается морально-нравственное воспитание.
Благополучие и развитие любого общества определяется идеологией и образованием, а не, как бытует мнение, природными ресурсами или богатствами. Интенсификация учебного процесса, неблагоприятные социально-экономические условия жизни, неблагополучная экологическая ситуация в стране обусловливают устойчивую тенденцию к ухудшению здоровья учащейся молодежи. Почти 90% учеников и студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, а более 50% — неудовлетворительную физическую подготовку. Кроме указанных факторов не менее влияние на физическое развитие и состояние здоровья учащихся имеет образ их жизни: режим дня, двигательная активность, занятость во внеурочное время и тому подобное. Показатели физического развития отражают не только состояние физического здоровья детей и молодежи, но и социально-экономические и социально-гигиенические условия их жизни, уровень и качество организации и методики преподавания физической культуры в средней общеобразовательной школе.
Современный учебный процесс требует от учеников растущей умственной напряженности, длительного сидения, уменьшая время на отдых, особенно активен. Ученики много учатся и мало двигаются, что приводит к многочисленным отклонений в здоровье. Слабое развитие физических качеств неизбежно вызывает у школьников неуверенность в себе, в собственных силах — заниженную самооценку. Это не способствует повышению социальной активности, порождает недовольство занятиями в целом. Одной из первых систем организма, которая реагирует на длительное сидение на уроках и при выполнении домашних заданий при отсутствии надлежащей двигательной активности — есть опорно-двигательная система. Нарушения в ней вызывают заболевания внутренних органов. В связи с вышеизложенным профилактика гиподинамии в общеобразовательной школе и других учебных заведениях должна быть приоритетной.
В социально-экономических условиях, быстро меняются, особую актуальность приобретает проблема физического развития человека, определяет его устойчивость в экстремальных ситуациях, в том числе готовность к противодействию физическому насилию. А также, в связи с ухудшением криминальной ситуации и в целях защиты своей жизни ряд специалистов рекомендуют уже со школьной скамьи проводить занятия по самообороне средствами различных видов единоборств.
Как нетрадиционные средства воспитательного воздействия восточные единоборства представляют собой комплекс упражнений, связанных с формированием мировоззрения, нравственных основ личности, ее активного самосовершенствования, волевой саморегуляции, в значительной степени совпадает с теми педагогическими требованиями, предъявляемыми сегодня перед педагогами.
Например, результатом одной из восточных методик — тайцзицюань является гибкость ребенка, здоровье лесоруба, спокойствие ум мудреца. Но для этого нужно постоянно работать над собой, забыть табак и алкоголь, злость и зависть, скупость и эгоизм. В любого человека допустим подходить только с любовью, нужно помнить, что люди, которые духовно и морально слабо развитые, — тоже люди, но их сознание способно адекватно оценить собственные действия. А это уже требует определенных волевых и моральных усилий.
Вызывает удивление такое влияние замедленных движений тайцзицюань на организм, как повышение скорости реакции. В острой ситуации человек не успеет подумать, а тело уже отреагировало. «Медленное рождает быстрое», — говорили даосские монахи. Но уметь владеть системой самозащиты и иметь быструю реакцию должны только хорошие по своей натуре люди, не желающие зла окружающим. Поэтому главное в школах восточных гимнастик наряду с развитием физических и волевых качеств обеспечить морально нравственное воспитание. Такое сочетание задач особенно положительно сказывается на развитии воли: оно предоставляет ей морального направленности и более глубокому осмыслению.
В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования было проанализировать особенности боевых искусств в обеспечении всестороннего развития личности и, в частности, повышение эффективности уроков физической культуры.
Наряду с традиционными средствами физической культуры, такими как спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения, плавание и т.д. довольно популярными среди студенческой молодежи стали нетрадиционные виды двигательной активности, которые условно можно разделить на восточные, европейские и американские. Нетрадиционные виды двигательной активности имеют разнообразную направленность: аэробную, анаэробную, аэробно-анаэробную; на развитие силы, гибкости, координации; на развитие силы отдельных мышечных групп, физиологических систем; на коррекцию состояния здоровья, фигуры и устранения недостатков телосложения; на закалку организма; на повышение сопротивляемости организма против радиационного воздействия и т.д..
Стоит заметить, что в каждое живое существо, в том числе и в человека, генетически заложен инстинкт самосохранения. В процессе тысячелетней истории люди всегда старались защитить себя от врагов, и, естественно, немаловажным в этом процессе было умение владеть своим телом, своими эмоциями и желаниями. Без надлежащих волевых качеств достичь этого просто невозможно. Главная цель систем самозащиты, как и всей системы Боевых Искусств в целом — не только защитить себя физически и добиться преимущества над соперником, но и выбрать определенный моральный кодекс.
Таким образом, одной из главных заповедей Боевых Искусств Востока выступает стремление к доброте, то есть формирование в человеке нравственных и духовных качеств. Это имеет существенное значение для формирования личности по той причине, что нередко юноши, стремясь самоутверждения, записываются в спортивные секции, читают соответствующую литературу, регулярно смотрят телепередачи, в которых демонстрируется мастерство владения теми или иными единоборствами и т. д. На первый взгляд здесь нет ничего плохого, наоборот, проявление такого внимания к своему Я может послужить важным толчком для дальнейшего самосовершенствования личности, ее развития. Однако, только этого недостаточно. Упрощение цели самовоспитания: овладеть элементами боя, чтобы не бояться сверстников, суметь постоять за себя, доказать кому-то из знакомых наличие воли, физических качеств, выделиться среди других и др. — Не гарантирует особых успехов в развитии личности. Неправильно сформированные ориентиры могут способствовать бездуховности и агрессивности, превращению личности в бездушного, жестокого эгоиста. Ведь развитые физические и интеллектуальные качества, сильная воля в отрыве от моральных качеств могут разрушить не только окружающей среды, но и саму личность. Эгоистические, лишены морали цели нередко приводят к саморазрушению личности. Личность, в полной мере проявляется лишь тогда, когда она, не думая о своей индивидуальности, обрабатывает надиндивидуальный задачи. Индивидуальность не может быть предметом заботы, она природный плод стремления к надиндивидуального.
Именно восточные единоборства объединяют в себе ориентацию на силу в сочетании с добротой. Последняя как качество личности, формируется, становится мерилом ее силы, ее волевых действий и поступков. Формирование доброй воли личности — одна из основных задач нетрадиционных средств воспитания.
Для традиционных средств физической культуры разработано немало научно-методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе студентов. Нетрадиционных видов двигательной активности научно обоснованы рекомендации, разработанные только для отдельных оздоровительных систем. К тому же применение нетрадиционных видов двигательной активности, как правило, не согласуется с развитием у детей и молодежи профессионально важных качеств. В конце концов, в доступной нам специальной литературе отсутствуют научно обоснованные рекомендации по комплексному использованию традиционных и нетрадиционных видов физических упражнений в учебном процессе учащейся и студенческой молодежи, обеспечивающие гармоничное развитие личности.
Что же касается направленности физического воспитания как педагогического процесса, то сегодня он должен четко сформулированную оздоровительную цель. Аргументами в пользу использования физического воспитания как средства формирования оптимального состояния здоровья ученичества основывается на фактах, по которым оно эффективно-действенным, а главное — экономически дешевым средством в достижении и сохранении энергопотенциала биосистемы индивида на таком уровне, выше которого практически не регистрируют ни эндогенные факторы риска, ни соматические заболевания.
По оценке результатов физкультурно-оздоровительных занятий может эффективным здесь является индивидуальный подход, позволяющий об «объективно отразить труд школьника в достижении не какого усредненного норматива, а индивидуально возможного результата в усвоении теоретических знаний, методических умений, практических навыков и развития физических способностей, а затем значительно повысить проявление активности, инициативы и творчества, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к таким занятиям. В связи с этим, считаем, эффективными могут быть по крайней мере два пути практической реализации принципа доступности и индивидуализации: предложить каждому ученику индивидуальную программу или предоставить ей вид единой для всех, но пытаться реализовывать через индивидуализацию содержания, методов и средств педагогического воздействия.
Учитывая вышеуказанные серьезные проблемы учебно-воспитательного процесса связаны, в первую очередь, с нарушением адаптивности и снижение показателей здоровья я молодого поколения, был разработан авторскую учебную программу «Развитие физических качеств и двигательных способностей у учащихся 8-11 классов» (на примере таэквон-до). Программа включает постепенное развитие (в течение 4 лет) гибкости, прыгучести, взрывной скорости, относительной и абсолютной силы, выносливости и ловкости, ставит целью постепенное развитие физических качеств школьников, формирование культуры здоровья и устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом .
Занятия проводятся в форме бесед и практических занятий с использованием основных педагогических принципов. В частности, при проведении занятий достаточно удачно используются круговой и индивидуальный методы работы и тому подобное.
В условиях демографического, социального, экологического кризиса и ухудшения общей ситуации со здоровьем ям украинских граждан воспитания здоровой личности, создание благоприятных и безопасных условий в учебных образовательных учреждениях — жизненная потребность, педагогический долг всех педагогов. Отсюда одним из приоритетов развития системы образования в стране является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья я и всестороннее развитие учащейся и студенческой молодежи. И достаточно эффективными здесь есть, как утверждают наши исследования, — методики восточных единоборств.
В результате наших исследований, в частности, установлено, что разработанная с учетом возрастных особенностей моторики и их взаимосвязей, со значениями показателей физического здоровья школьников, авторская методика обеспечивает следующее:
1. Не требует дополнительных затрат времени на развитие определенных физических возможностей, которые характеризуются естественным развитием.
2. Позволяет давать в полном объеме тренировочные нагрузки в соответствии с физических способностей школьников для получения тренировочных эффектов и положительного влияния на физическое здоровье.
3. Обеспечивает оптимальные возможности для решения образовательных, развивающих, воспитательных, оздоровительных задач урока.
Учитывая вышеупомянутое результаты считаем в дальнейшем целесообразно проведение комплексных педагогических исследований, направленных на воспитание у учащихся активно-положительного отношения к здоровому образу жизни и самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе обучения, внеурочной деятельности и в домашних условиях.