Разработки информативных критериев диагностики психофизиологического состояния представителей спортивных игр и единоборств
Рассматривалась проблема разработки информативных критериев диагностики психофизиологического состояния представителей спортивных игр и единоборств с учетом условий их деятельности и наиболее важных для ее успешности параметров личности спортсменов, отражающие особенности их психофизиологического состояния.
В процессе многолетней подготовки квалифицированных спортсменов на первые позиции выдвигаются компоненты, непосредственно определяющие эффективность соревновательной деятельности, к которым относится психофизиологическое состояние (ПФС) спортсмена.
Ученые подчеркивают, что проблема диагностики ПФС, и состояния психофизиологической готовности спортсмена к специфической деятельности предусматривает определение спектра и иерархии информативных показателей этого состояния на разных этапах онтогенеза и подготовки и разработку интегральных количественных показателей его оценки.
Несмотря на существующую потребность в наличии надежного контроля за состоянием подготовленности спортсменов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, практически отсутствуют информативные критерии оценки ПФС спортсменов. Хотя учеными разрабатывалась универсальная методология диагностики функциональной готовности к соревнованиям спортсменов различных дисциплин на разных этапах их онтогенеза и подготовки, изучались отдельные показатели различных составляющих ПФС спортсменов, выделены отдельные показатели оценки ПФС при различных видах психологического контроля в ряде видов спорта, но в этих работах недостаточно отражены все составляющие ПФС спортсменов, и особенно в их взаимосвязи, отсутствуют интегральные количественные критерии оценки ПФС спортсменов в различных видах спорта на разных этапах подготовки.
Таким образом, разработка количественных критериев диагностики ПФС в зависимости от особенностей спортивной деятельности является актуальной проблемой современной науки, решение которой позволит оценить и прогнозировать текущие состояния, возникающие в условиях спортивной деятельности, с последующей коррекцией выявленных характеристик и тренировочного процесса в целом.
На основе литературного анализа выделить основные параметры, которые являются основой для разработки количественных критериев оценки психофизиологического состояния представителей спортивных игр и единоборств.
Разработка критериев оценки ПФС спортсменов требует определения его структуры, которую в общих чертах Е.П. Ильин представляет следующим образом: 1) психический уровень реагирования (переживания, психические процессы); 2) физиологический уровень реагирования (Вегетатика, соматика (психосоматика), 3) поведенческий уровень (поведение, общение, деятельность), подчеркивая, что ПФС характеризуется совокупностью симптомов. Вообще, ПФС причинно обусловленной реакцией личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней регуляции и их взаимодействием для достижения результата деятельности.
ПФС спортсмена определяется динамикой психофизиологических функций, эмоциональными реакциями и направленностью личности. Содержание и структура ПФС определяются спецификой конкретного вида спортивной деятельности. Вообще, в каждом виде спорта параллельно с ростом мастерства совершенствуются, в первую очередь, психомоторные и сенсорно-перцептивные процессы, регулирующие специфическую двигательную деятельность, а спонтанное развитие регуляторных функций происходит в неразрывной связи со специфическими требованиями определенного вида спорта в локомоцией человека.
Активация физиологических механизмов, регулирующих состояние организма спортсмена в условиях спортивной деятельности, протекает с учетом эмоционально-волевой сферы, которая обеспечивается вегетативными механизмами. По проявлением волевых качеств вообще косвенно судить об определенном ПФС (каждому негативному состоянию соответствует определенная волевое качество: неуверенности — решительность; утомлению — терпеливость и т.д.). А уровень проявления спортсменами волевой активности и ее структура неодинакова и имеет свои специфические особенности для различных групп видов спорта.
Итак, выбор параметров для оценки ПФС спортсменов осуществлялся с учетом специфических условий деятельности определенных видов спорта и следующих составляющих ПФС: 1) психофизиологической:
психофизиологических функций (нейродинамических и регуляторных); 2) эмоционально-волевой: эмоционально волевых процессов, качеств личности; 3) личностной: направленности личности (особенности мотивации, некоторые личностные качества).
Вообще, спортивные игры и единоборства относятся к видам спортивной деятельности, связанные с: 1) нестационарными условиями среды (постоянная смена ситуаций при необходимости быстро воспринимать их, принимать и реализовывать творческие решения при активном противоборстве соперников и дефиците времени); 2) ситутивним характеру деятельности (отсутствие стереотипных двигательных программ и условий решения задач), высокой психической напряженностью, динамизмом, зависимостью результата от характера противодействия соперника; 3) наличием проблемных тактических ситуаций, необходимостью непрерывно решать оперативные задачи (спортивно-оперативная деятельность) и преодолевать постоянно возникающие стрессовые ситуации; 4) моторной и психологической сложности и конфликтным характером деятельности; 5) подвижным эмоциональным фоном (контрастность эмоций), что затрудняет ориентировку; 6) непосредственной, контактной борьбой с конкретным соперником.
Специфические условия деятельности в спортивных играх и единоборствах вызывают наличие у спортсменов определенных личностных и психодинамических свойств, оптимизирующие процесс решения оперативных задач, среди которых особое место занимают психомоторные и оперативные действия. На скорость и точность оперативных действий влияют: скорость восприятия и переработки информации, точность оценки пространственно-временных характеристик подвижных объектов, адекватность вероятного прогнозирования изменений ситуации в будущем, точность антиципации. Для представителей спортивных игр и единоборств обязательным является наличие специфического комплекса высокоразвитых способностей, которые проявляются в психических качествах, в основе которых система психомоторных, перцептивно- интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, а ведущими являются процессы восприятия и переработки информации.
Высокую значимость для успешной деятельности в спортивных играх и единоборствах имеют также следующие личностные параметры: 1) высокоразвитые свойства внимания (широкое распределения, скорость переключения, устойчивость); 2) скорость и точность сложных двигательных реакций; 3) точность восприятия объектов, скорость оперативной умственной деятельности; 4) способность предвидеть вероятные изменения ситуации (антиципация); 5) высокая эмоциональная устойчивость; 6) достаточный уровень агрессивности инструментального характера (но не завышенный); 7) постоянное стремление к поиску неожиданных решений задач; 8) настойчивость, решительность, смелость, смекалку; 9) высокоразвитое тактическое мышление.
Несмотря на то, что в характере деятельности в спортивных играх и единоборствах есть много общего, но они имеют и свои специфические особенности. Психические процессы единоборцев протекают на фоне интенсивных мышечных напряжений в условиях ограниченности времени на реализацию основной цели при непосредственном контакте с соперником и большой интенсивности поединка. В ситуации единоборства деятельность спортсмена реализуется через оперативные решения, связанные с психомоторным механизмами «практического интеллекта», как комплекса специальных когнитивных и психомоторных способностей.
Среди свойств НС особое значение в спортивных единоборствах имеет высокая подвижность ЧП, и в частности большая подвижность возбуждения, что связано с важностью для успешной деятельности единоборцев быстрой перестройки структуры действий при изменении тактической ситуации.
Учёные считают реакцию на движущийся объект (РРО) одной из комплексных психофизиологических функций, которая имеет значение для победы в борцовском поединке, что обусловлено необходимостью во время борьбы следить за различными параметрами движений соперника, точно и быстро определять вид и направление дальнейшей атаки, своевременно реагировать на движение в целом; важности чувство дистанции при атаке, не может быть развитым при неточном реагировании на движущийся объект.
Особенности регуляторных функций ПФС спортсменов отображают показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР). В результате изучения проявления соревновательного стресса по этим показателям Н.А. Агаджанян с соавторами [3] обнаружили: 1) высокий уровень симпатической активации в результате соревновательного нагрузки в единоборцев; 2) особенности динамики показателей ВСР в единоборцев сравнению с спортсменами командных игровых видов спорта; 3) очень высокий уровень соревновательной психоэмоционального напряжения в спортивных единоборствах и играх (увеличение на соревнованиях в единоборцев и игровиков стресс-индекса в 20-30 раз и более по сравнению с фоном).
По личной компоненты ПФС, в исследованиях обнаружено, что представители единоборств имеют более высокие показатели смелости, доминантности, самостоятельности, уверенности в себе, повышенный фон настроения в характере, а реже в них встречаются тревожность и экзальтированность. В целом авторы выделяют следующие значимые характеристики личности единоборцев: психологически напористые, решительные, конкретные, общительны, энергичны. В работе обнаружено, что спортсмены-единоборцы уступают по уровню развития волевых качеств группе спортсменов игровых видов спорта, а также потребности в достижении успеха и потребности в борьбе.
Психологические особенности деятельности в спортивных играх обусловлены, прежде всего, ее ситуативным характером и постоянно меняющимися условиями, требует от спортсменов-игровиков быстрого ориентирования в ситуациях игры, умение выбирать наиболее рациональные действия, разгадывать планы соперника, маскировать собственные намерения, мгновенного решения интеллектуальных и двигательных задач , быстрого переключения с одних действий на другие. Поэтому, доминантной качеством спортсмена-Игровики является способность к ориентировочной деятельности (умение постоянно «видеть поле», выделять существенные признаки игровой ситуации для адекватности тактического решения). Важным для спортивных игр является хорошо развито тактическое мышление, связанное с мгновенной оценке сложной ситуации, планированием своих действий, принятием правильных решений и их реализацией и интеллектуальные качества. Также известно, что существенным компонентом игровой деятельности является сенсомоторные реакции, в связи с необходимостью в процессе игры быстро и адекватно реагировать на раздражители. Наличие определенных правил, ограничений, которые необходимо постоянно помнить, также усложняет игровую деятельность.
В работе установлено, что успешность деятельности в игровых видах спорта определяется комплексом личностных, психодинамических, нейродинамических и вегетативных характеристик и взаимосвязана с характером латеральной организации мозга и скоростными характеристиками НС.
Специфика игровых видов спорта определяется, исходя из того командный это или индивидуальный вид. Важной особенностью командных спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия, поэтому значимыми составляющими психологической готовности здесь является степень единства команды, ее сплоченность, согласованность действий всех участников для достижения общекомандного результата, важны также стратегия поведения всех игроков, лидерство ведущих игроков, потенциал, слабые и сильные стороны и индивидуальные амбиции отдельных игроков, их взаимоотношения на уровне команды.
Важнейшими личностными свойствами, которые связаны со специфическими особенностями спортивных игр и определяют эффективность и надежность соревновательной деятельности в них являются следующие: 1) в мотивационно-волевой сфере: соревновательный мотив, саморегуляция, волевой самоконтроль, решительность; 2) в эмоциональной сфере: эмоциональная устойчивость, стабильность и помехоустойчивость, тревожность; 3) в коммуникативной сфере: высокий персональный статус в спортивной, деловой и неформальной сферах взаимоотношений. Также важными для спортсменов-игровиков являются следующие параметры: высокоразвитые специализированные комплексные восприятия («чувство мяча» «сетки» и т.д.); высокий уровень развития свойств внимания (объема, концентрации, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения), большой объем памяти; наблюдательность, сообразительность, высокая инициативность, творческие качества, способность к саморегуляции и самоконтроля своих действиях и эмоций, решительность, эмоциональная устойчивость; целеустремленность, настойчивость, смелость.
Специфической особенностью спортивных игр является отсутствие четкой дифференциации спортсменов по типологии НС (зависит от спортивного амплуа). Общим является только преимущество игроков с высокой подвижностью ЧП, обеспечивает быстрое переключение с одной ситуации на другую и быструю перестройку структуры действий при изменении тактической ситуации. По данным Е.П. Ильина Полузащитники имеют преимущественно типологию видов спорта, связанных с проявлением выносливости (особенно скоростной с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу); защитники атакующего плана в баскетболе — типологические особенности, обусловливающие проявление решимости; в волейболе «разыгрывающим» характерна подвижность ЧП, обеспечивает скорость мышления и реагирования на изменение ситуаций. Для волейболистов характерна большая сила НС преимущество возбуждения над торможением, а для реализации точностных параметров действий футболистов благоприятны уравновешенность ЧП и сила процессов торможения, которая предоставляет хладнокровия, умения владеть собой, собранности.
Е.П. Ильин выделил следующие положительные типологические комплексы для спортивных игр: 1) баскетбол, волейбол — сила НС разная, подвижность возбуждения, уравновешенность ЧП с внешним и внутренним балансом; 2) настольный теннис — слабая НС, инертность ЧП, преимущество возбуждения по внешним и внутренним балансом; 3) бадминтон — слабая НС, инертность возбуждения и торможения, внешний баланс разный.
Проявление личностных качеств в спортивных играх также зависит от того, командный или индивидуальный это вид. Так, в работе обнаружено, что спортсмены командных спортивных игр имеют более высокие показатели нейротизма, чувствительности, проницательности, страха, экзальтированности и коллективизма. У представителей баскетбола, водного поло, настольного тенниса также была обнаружена низкая эмоциональная устойчивость, высокие значения нейротизма. В целом авторы выделяют следующие значимые характеристики личности спортсменов игровиков: невротические, честолюбивые, подвижные, бурно реагирующие. В исследованиях выявлено, что по уровню развития волевых качеств, потребности в достижении успеха и в борьбе спортсмены игровых командных видов спорта преобладают над спортсменами-единоборцев, а по уровню волевых качеств — над представителями сложнокоординационных видов спорта и «на выносливость». А специфика структуры волевой активности спортсменов игровиков проявляется в доминировании целеустремленности, инициативности, самостоятельности, решительности и смелости, при выраженности потребности в достижении успеха и потребности в борьбе.
Итак, в результате литературного анализа установлены основные параметры оценки ПФС спортсменов по основным его составляющими, которые являются важными для успешной деятельности в спортивных играх и единоборствах.
Итак, установлены параметры, отражающие особенности ПФС представителей спортивных игр и единоборств, являются ориентирами для разработки информативных количественных критериев оценки ПФС спортсменов с учетом основных его составляющих: психофизиологической, эмоционально волевой и личностной.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении заключаются в установлении наиболее информативных параметров и количественных критериев диагностики ПФС спортсменов игровиков и единоборцев по разным его составляющими на различных этапах их подготовки путем исследования взаимосвязей установленных параметров с показателями эффективности и успешности соревновательной деятельности, а также в подборе адекватных современных методов диагностики этих параметров.