Психолого-педагогические аспекты учебной мотивации студентов
Психолого-педагогические аспекты учебной мотивации студентов
В публикации представлены результаты проведенного в 2014 году пилотажного исследования учебной мотивации студентов. Выяснены основные факторы влияния на учебную мотивацию студентов-спортсменов: реальная или формальная цель обучения, личность преподавателя, отношение профессорско-преподавательского состава к студентам, психологический фон в студенческой группе и ведущие учебные мотивы: возможность трудоустройство, стремление к самореализации, материальное поощрение, интерес к учебной дисциплины.
На качество профессиональной подготовки студентов вузов влияют различные факторы, среди которых наиболее значимым является учебная мотивация. Последняя выступает стимулирующим силой процесса учения и приводит результативность обучения. Поэтому успешное решение проблемы формирования учебной мотивации студентов является одним из самых актуальных задач высшей школы.
Понятно, что проблема мотивации обучения студентов в полной мере находит себя и в деятельности спортивных вузов. При этом следует учесть, что специфика деятельности студентов-спортсменов (сочетание теоретических занятий с большим количеством практических занятий на спортивных базах, дополнения занятий по расписанию активным тренировочным процессом, спортивные сборы и участие в соревнованиях) приводит особенность формирования их мотивов учения.
Цель и задачи статьи — по результатам проведенного в академии физической культуры пилотажного исследования (2014) выяснить основные факторы, влияющие на формирование учебной мотивации студентов (педагогический аспект), и установить их ведущие мотивы к обучению (психологический аспект ).
К участию в пилотажном исследовании было привлечено более 100 студентов: 1 курс заочной формы обучения и частично 2-й курс дневной формы обучения и около 40 тренеров по различным опытом работы.
Для получения данных применялись: индивидуальные и групповые беседы, метод экспертных оценок, методики «Морфологический тест жизненных ценностей», «Потребность в общении», «Потребность в достижении», модернизированный вариант методики на выявление основных факторов, которые могут повлиять на уровень мотивации к обучению.
Установлено, что основными факторами, которые способствуют развитию положительной мотивации студентов-спортсменов к обучению, являются:
— Цель обучения студента: реальная (приобретение знаний и вместе с этим получение документа об образовании) или формальная (прежде всего получить диплом)
— Личность преподавателя, который может существенно повлиять на сознание студентов, заинтересовать (захватить) своим предметом, способствовать их саморазвитию;
— Характер отношения профессорско-преподавательского состава к студентам, психологический фон в студенческой группе.
При этом для студентов-спортсменов отношении первого фактора имели место ответы о желании вместе с дипломом получить необходимые знания (46%), а популярность третий фактор оказалась на уровне 32%. Максимального внимания со стороны студентов-спортсменов получил третий фактор — 72%.
Среди ведущих мотивов чаще звучали такие, как:
— Надежды на трудоустройство после окончания обучения;
— Стремление к самореализации — «место под солнцем», «найти себя как личность»;
— Желание получить материальное поощрение (стипендия)
— Интерес к учебной дисциплины;
— Осознание важности диплома о высшем образовании.
Кроме того, в развитии положительной мотивации студентов к обучению целесообразно обратить внимание на следующее:
1. Студенты-спортсмены осознают важность таких ценностей, как «достижение», «саморазвитие», «собственный престиж» (результаты исследования с помощью «морфологического теста жизненных ценностей»).
2. Активного постоянного общения стремятся 84% студентов-спортсменов, постоянного общения — 8%, периодического или эпизодического общения — 9% (результаты теста «Потребность в общении»).
3. Важность определенных достижений в жизни отметили 83% студентов-спортсменов (результаты теста «Потребность в достижениях»).
Таким образом, обобщая вышеизложенные результаты изучения состояния учебной мотивации студентов, следует отметить, что педагогические резервы повышения ее уровня лежат в плоскости целенаправленной учебно-воспитательной деятельности (цель обучения, личность преподавателя и его отношение к студенту) и развития сознательного отношения к будущей профессиональной деятельности (ценность усвоенных знаний, стремление к самореализации и жизненных достижений).
Перспективы дальнейших исследований по данной проблеме могут заключаться в области разработки модели «позитивного мотивационной среды» как подсистемы общей системы учебно-воспитательной работы со студентами- спортсменами.