Проблема низкой двигательной активности среди подростков
Проблема низкой двигательной активности среди подростков
Данная статья посвящена проблеме низкой двигательной активности среди подростков. Которая обостряется и принимает угрожающий характер в стенах высших учебных заведений. Последствия ограниченного движения, борьба с последствиями гипокинезии (как состояния ограниченной двигательной активности) и плюсы активного образа жизни — эти вопросы уже давно прочно укрепились в умах многих ученых. Занимавшихся разработкой концепций и принципов, программ и теорий, как в сфере медицины, так и в области физической культуры. В статье рассмотрены разные точки зрения, касательно информированности двигательной активности. Представлено определение, виды и последствия гипокинезии, изложены некоторые выводы относительно роли физического воспитания, как учебной дисциплины, в жизни студента и молодого поколения в целом.
Движение — главное условие нормального развития и функционирования организма
Это жизненно необходимая потребность любого человека, залог его здоровья и долголетия. Его особая значимость проявляется в периоды формирования социальной и физиологической зрелости, в подростковом и юношеском возрасте. Примечательно, что именно в этом возрасте, столь важно и для человека потребностью зачастую пренебрегают, обрекая себя на сопряжённые с этим последствия. Такие как ухудшения работы сердца, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов.
Как правило, это тесно связано с поступлением в ВУЗы детей и сопутствующими этому умственными и эмоциональными нагрузками.
Ежегодно студентами становятся сотни тысяч подростков, и каждый из них потенциально подвержен угрозам и опасностям. Которые несет в себе состояние ограничения двигательной активности, называемое в медицине — гипокинезией. Уменьшение двигательной активности уже приобрело массовый характер, особенно среди молодежи. Поэтому роль физического воспитания, как учебной дисциплины в высших учебных заведениях становится одной из решающих в условиях борьбы с гипокинезией.
Огромный вклад в изучение проблемы двигательной активности и её влияния на организм человека принадлежит Н.М. Амосову. В своих работах «Физическая активность и сердце» (1989) и «Сердце и физические упражнения» (1985) наряду с другими учеными он исследовал прямое воздействие гиподинамических последствий гипокинезии на работу сердечно сосудистой системы и другие последствия низкой двигательной активности. Позднее опираясь на работы Амосова Н.М., Муравова И.В. и других авторов, изучающих эту проблему. Ю.П. Кобяков опубликовал свою «Концепцию норм двигательной активности человека». В которой им были собраны мнения различных ученых касательно норм двигательной активности, и высказано свое мнение по этому поводу. Так же в его работе были показаны затраты времени на учебу, отдых и физическую активность в разные годы жизни человека, что дает более полную картину влияния гипокинезии на организм студентов.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ проблемы недостатка двигательной активности среди студентов, выявление зависимости гиподинамических последствий гипокинезии на состояние здоровья человека. Выводы, которые помогут определить пути преодоления данной проблемы в высших учебных заведениях.
Жизнь современного студента насыщена комфортом
Современные достижения науки и техники, призваны облегчить учебный процесс и разнообразить досуг, в конечном итоге приводят к резкому ограничению ежедневной двигательной активности. Большие нагрузки в учебном плане только усугубляют положение студентов.
Что касается студентов, как социальной группы, имеющей общие факторы, которые влияют на жизнь и здоровье её членов, можно сделать вывод, о том, что привычно-бытовая и учебная гипокинезия имеют наибольшую распространенность среди них. Исходя из этого, физическое воспитание в высших учебных заведениях имеет огромное значение, поскольку является учебной дисциплиной, и студенты посещают её в учебное время. К тому же его обязательная форма не дает возможности студентам избегать физических упражнений и активного времяпрепровождения ввиду личных предпочтений и пренебрежения физической культурой (привычно-бытовая гипокинезия).
Исследователи проблемы не могут прийти к единому мнению по поводу норм двигательной активности.
Все данные бесспорно свидетельствуют о необходимости, в первую очередь, предупредить гипокинезию у студентов, чтобы не бороться в дальнейшем с её последствиями. Основой в этом должна послужить физическая культура, как учебная дисциплина — с одной стороны, так и как факультативная дисциплина — с другой. Как предмет, который преподаётся всем студентам начальных курсов, которые были допущены к занятиям в результате медицинского обследования, физическая культура дает базу физической нагрузки, основы, необходимые для нормального функционирования организма подростка, что бы он не чувствовал дискомфорта, причиняемого недостаточностью движения.
Как факультативная дисциплина, физическая культура должна предоставить студенту право самостоятельно выбирать как вид двигательной активности (конкретный вид спорта), так и силу мышечной нагрузки. Это даст возможность студенту укрепить свое здоровье и активно занять своё свободное время.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы
Она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Эта роль становится огромной в период студенчества, ибо большая загруженность в учебном плане и недостаток свободного времени не позволяют студенту удовлетворить в полной мере свою потребность в движении.
Малоподвижный образ жизни — это состояние противоестественное для человека. Организм, находясь в таком состоянии, начинает давать сбой, который негативно сказывается на здоровье и жизнедеятельности всех его систем. Физическая культура в условиях ограниченного свободного времени чрезвычайно важна, так как является обязательной учебной дисциплиной. Однако, для полноценной двигательной активности студентов, недостаточно только двух часов в неделю, необходимо вводить факультативные дисциплины и активно пропагандировать их посещение на базе высших учебных заведений.