Методика развития гибкости с помощью средств аэробики
Методика развития гибкости с помощью средств аэробики
В статье рассматривается проблема исследования методик развития гибкости с помощью средств аэробики, и дается оценка уровня развития гибкости у студенток.
Степень развития гибкости указывает на «биологический» возраст человека, предотвращает травматизма спортсмена и играет решающую роль в определенных видах спорта. В связи с тем возникает вопрос целесообразности развития именно этого физического качества с помощью методик для студентов разного уровня физической подготовленности. Мы пытались рассмотреть аспекты развития гибкости в рамках процесса преподавания оздоровительной аэробики (общие группы) и при тренировке сборной команды по фанк-аэробике.
В литературе существует ряд определенных методических рекомендаций по развитию гибкости. В последнее время появляются публикации, которые включают в себя новые, нестандартные методики и могут заинтересовать молодежь своей современностью и креативностью. Некоторые из рекомендаций помогают при решении вопросов предварительной разминки и развития гибкости на занятиях по оздоровительной аэробике и при тренировке сборных команд.
Методы исследования: анализ литературных первоисточников, тестирование, опросы, анкетирование, метод математической статистики.
В нашей работе мы пытались очертить круг рекомендаций по развитию гибкости при занятиях аэробикой и комплекс стретчингових упражнений для спортсменов, специализирующихся в области фанк- аэробики.
Одним из контрольных нормативов государственных тестов норматив, которой оценивает уровень развития гибкости человека. Это наклон из положения сидя на полу. Результаты проведения этого теста со студентами оказались следующими. Мы проводили наблюдения и фиксировали результаты 500 студентов и студенток I — III курсов общих групп физической подготовки.
Средний показатель уровня развития гибкости у девочек составляет 15,3 см (по оценкам государственных тестов это соответствует критерию «удовлетворительно», у ребят — 10,2 см. («Неудовлетворительно»). Наблюдение за проведением занятий по физическому воспитанию в показали, что развития гибкости уделяется недостаточно внимания. Используется неоправданно малое количество упражнений, которые способствует развитию этого качества.
Как видно из результатов тестирования, улучшение развития гибкости в студенты не наблюдается. И у ребят, и у девочек прирост гибкости равна 5 + 0,5%. Как вывод, можно говорить о необходимости тщательно спланированной работы над развитием гибкости студентов, как общих групп, так и групп спортивного совершенствования.
Далее студенткам было предложено ответить на вопросы анкеты.
В результате их обработки мы получили следующие результаты:
— 87,2% студенток считает свой уровень развития гибкости ниже среднего;
— 68% часто испытывают боли в спине и в мышцах;
— 42,5% студенток не имеют представления о методиках развития и комплексы упражнений для улучшения развития гибкости;
— 72,5% респонденток сталкивались с проблемой растяжение мышц и не понимают причины этой проблемы.
Таким образом, среди студентов необходимо вести широкую просветительскую работу по развитию физических качеств (в частности, гибкостью) и предоставлять необходимую информацию для самостоятельной работы. Мы предлагаем правила растяжки для начинающих спортсменов, любителей в области спорта, учеников средних школ, студентов вузов и тому подобное.
Сложилось мнение, что растяжка всегда должна сопровождаться довольно сильными болевыми ощущениями, а в основе стретчингових упражнений должно быть их выполнения с максимальной амплитудой.
А если слегка сместить фокус и посмотреть на проблему развития гибкости под иным углом зрения?
И взять за выходные не амплитуду движения, а ощущение натяжения мышцы и свою собственную воображение.
Работу над развитием гибкости в своих учеников тренеру или педагогу надо начать с объяснения того, что означает «чувствовать» мышцу и «понимать» степень напряжения и натяжения при исполнении стретчингових упражнений. Спортсмен (ученик, студент) должен понимать, над которым мышцей в настоящее время идет работа, должен чувствовать его и контролировать степень натяжения мышцы. Это процесс длительный, медленный и кропотливый.
Например, Вы работаете над мышцами внутренней поверхности бедра. Попросите своих учеников «поискать» исходное положение и найти такое, чтобы они почувствовали эти мышцы. Необходимо принять такую позу, чтобы в ней чувствовалось натяжение мышцы.
Для эффективного развития гибкости можно использовать воображение.
Например, вы начинаете разминку с группой студентов. И первой у вас в конспекте — упражнение «на потягивание». Попробуйте использовать воображение и образное мышление Ваших учеников. Приводим Вам словесную схему объяснения такого упражнения: «Поднимите руки вверх и представьте, что Вы взялись за перекладину. Во Вами стул на который Вы должны присесть, не отпуская перекладины. При верного выполнения этого упражнения — эффект стретчинга гарантирован.
В группах оздоровительной аэробики особое внимание необходимо уделять pre-stretch и post-stretch, которые имеют четко определенные продолжительность, правила выполнения и зону действия. Также в занятие целесообразно включать определенные упражнения на развитие гибкости или посвящать этой проблеме цели занятия.
Для достижения наилучших результатов в аэробных классах для студентов целесообразно использовать два типа упражнений:
1. Растяжение для гибкости и улучшения осанки
2. Силовые упражнения для сохранения гибкости и улучшения осанки.
Что до тренировки фанк-команд, то спортсменам этой специализации очень важна гибкость спины, подвижность в коленных и голеностопных суставах. Поскольку фанк почти всегда выполняется на максимальной амплитуде — высокий уровень развития гибкости необходимо. Кроме того, для фанк-аэробике характерный «рваный ритм». На основании этого мы считаем целесообразным использовать в процессе тренировки упражнения, где сочетаются активные и пассивные движения в суставах. Для улучшения показателей гибкости нужны ежедневные занятия, а для поддержания и оптимального уровня — 2-3 разовые занятия в неделю.
Как показал опрос 30 студентов — членов сборной, после регулярного проведения с ними в течение 3 месяцев аэробных классов, где была задействована активная аэробная гибкость (афро-джаз, стрип-дэнс и т.п.):
— Улучшение гибкости отметили 52,8% спортсменов;
— «Легкость» выполнения движений наблюдали 67,7%;
— Уменьшение неприятных ощущений в мышцах отметили 56.1% опрошенных.
Надо заметить, что выполнение упражнений «на воображаемый стретчинг» и «поиск точки натяжения мышц» в отличие от студентов групп оздоровительной аэробики не принесли никаких результатов и остались непонятными для спортсменов — «фанков».
На первый взгляд это кажется парадоксальным, но главным шагом при выполнении стретчингових упражнений является расслабление, поскольку именно оно позволяет мышцам полностью растянуться.
А ощущение полного расслабления является неотъемлемым от фанк-аэробике. Если Вы растягиваете мышцы слишком сильно или слишком быстро, расслабление исчезает и Вы достигаете эффекта, который является противоположным от ожидаемого.
Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении
— На занятиях по физическому воспитанию уделяется недостаточно внимания развитию гибкости. За 3 года обучения у студенток НУ «ЛП» уровень развития гибкости почти не улучшилось (+ 5%).
— Подавляющее большинство студентов испытывает дискомфорт, связанный с «скованностью», «закостенелость» мышц и суставов и не владеет информацией о методиках развития гибкости.
— При развитии гибкости на занятиях со студентами общих групп (оздоровительная аэробика) мы предлагаем выполнять упражнения с небольшой амплитудой и поиском «точки натяжения мышцы», уделять внимание предыдущий и заключительной растяжке и включать в занятия специально разработанные упражнения.
— Для развития гибкости спортсменов специализации фанк-аэробика целесообразно использовать сочетание активных и пассивных движений в суставах и регулярные аэробные классы амплитудными и мягкими движениями.