Контроль по объему и интенсивности тренировочных нагрузок волейболисток
Известно, что контроль за объемами и интенсивностью тренировочной работы является составной частью управления подготовкой спортсменов. Он базируется на общих принципах и методах, применяемых в системе спортивной тренировки.
В учебных и методических пособиях, как по волейболу, так и с других спортивных игр, которые содержат поурочный материал. А также объем выполненных упражнений предлагается оценивать или по времени, или по количеству повторений. Исходя из таких рекомендаций — выполнение нападающего удара в течение 15 минут или блокировки 25 раз, невозможно точно, в конкретных цифрах спланировать, а затем учесть динамику интенсивности тренировочных нагрузок в течение циклов и периодов тренировки. Потому что за 15 минут можно выполнить и 30 нападающих ударов, и 60, что будет характеризовать различную интенсивность и, соответственно, степень воздействия на организм спортсменов.
Учитывая вышеизложенное, было установлено цель исследования: определить рациональное соотношение объемов и критерии оценки интенсивности тренировочных нагрузок волейболисток на этапе специализированной базовой подготовки
Для достижения поставленной цели исследования был проведен эксперимент, в котором выбрали участие три группы волейболисток 15-17 лет, численностью 10-11 человек и подготовленностью на уровне II разряда при 5-летнем стаже систематических тренировок. Группы было приравнено по показателям физической и технической подготовленности. Экспериментальным фактором было соотношение основных и вспомогательных средств подготовки волейболисток в годовом макроциклов. Что складывало соответственно: в первой группе — 70% и 30%, во второй — 60% и 40%, в третий — 55% и 45% от общего объема тренировочных средств.
Для получения критериев оценки тренировочных нагрузок волейболистки выполняли отдельные приемы игры с максимальной интенсивностью в одну минуту. Эти данные были условно принято за 100%. Это позволило осуществить ранжирования нагрузки в процентах от максимального количества повторений. Например, спортсменки выполняют 69 передач за 1 мин.. Что составляет 100% максимально возможной интенсивности. Таким образом 35 передач будет составлять интенсивность 50% и т.д.
Выводы:
1. На этапе специализированной базовой подготовки для 15-17-летних волейболисток с квалификацией на уровне II спортивного разряда наиболее эффективным в годовом цикле является соотношение основных и вспомогательных средств тренировки — 60% и 40% соответственно.
2. Установлены критерии позволяют осуществлять контроль за интенсивностью тренировочных нагрузок юных волейболисток.