Исследования факторов которые отрицательно влияют на психосоматическое здоровье студентов

Исследования факторов которые отрицательно влияют на психосоматическое здоровье студентов

Исследования факторов которые отрицательно влияют на психосоматическое здоровье студентов

Исследования факторов которые отрицательно влияют на психосоматическое здоровье студентов

Алекситимия, депрессией и тревогой, были высказаны предположения, что алекситимни черты развиваются на основе предварительной тревоги и депрессии. Как известно из литературы, при алекситимии происходит нарушение когнитивной и эмоциональной сфер, является серьезной причиной дезадаптации.

Следует отметить, что большая часть данных по проблеме алекситимии представлена ​​в публикациях зарубежных авторов, поэтому исследование этой проблемы по нашим условиям представляет особый интерес.

На сегодня остаются открытыми вопросы о происхождении алекситимии, ее зависимости от культурных, социальных, генетических факторов, возможности ее коррекции. Нарушение когнитивно-эмоциональной сферы студентов в процессе обучения необходимо учитывать при формировании и внедрении в учебный процесс технологий сохранения здоровья.

Целью данного исследования стало выявление алекситимии, наличии невротических расстройств и особенностей их соотношений студентов младших и старших курсов различных специальностей.

Работа была выполнена на базе государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие более 450 студентов одного и 4-го курсов факультета начального обучения, химико-биологического, психолого-педагогического факультетов и факультета физического воспитания.

Анализ полученных результатов позволил выявить отличие показателей алекситимии у студентов разных специальностей 1-го и 4-го годов обучения. Среди студентов 1-го курса число лиц с алекситимия колеблется от 12 до 30% в зависимости от специальности.

Самый высокий уровень алекситимии наблюдается у студентов психолого-педагогического факультета — 30%, самый низкий — у студентов факультета начального обучения — 12%. Практически одинаковый уровень алекситимии на химико-биологическом факультете и факультете физвоспитания.

У студентов 4-го курса всех специальностей, за исключением психологов, обнаружен более высокий уровень алекситимии сравнению с первокурсниками.

Так, среди студентов химико-биологического факультета 33% проявляют Алекситимия в структуре личности, факультета физвоспитания — 30%, начального обучения — 19%. На основании этих данных можно констатировать неблагоприятную тенденцию увеличения на протяжении обучения в вузе алекситимичних человек.

Читайте также  Психолого-педагогические аспекты учебной мотивации студентов

Заслуживает внимания и тот факт, что у студентов психолого педагогического факультета при исходно высоком проценте лиц с Алекситимия до 4-го курса остается лишь 6%. Изначально высокий уровень алекситимии у студентов-психологов можно связать с бытующим мнением, что среди тех, кто вступает на эту специальность достаточно представлена ​​категория лиц, которая имеет внутренние проблемы и хочет их решить, разобраться в себе и использовать психологию, прежде всего, для коррекции собственной личности.

Вместе с тем обучение на психолого-педагогическом факультете построено так, что студенты до 4-го курса осваивают необходимые теоретические знания и практические навыки, что дает им возможность активно самосовершенствоваться, решать внутренние проблемы, применять полученные знания в повседневной жизни.

У студентов-психологов на протяжении обучения значительно повышается уровень эмпатии и рефлексии. Как известно, одним из важных признаков алекситимии является дефицит рефлексии и неспособность к эмоциональному резонансу, что ведет к трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.

Снижение числа лиц с Алекситимия студентов старших курсов, обучающихся по специальности «психология», может свидетельствовать о зависимости этого показателя от содержания обучения.

Исследование невротических состояний позволило выявить, что доля студентов, набравших меньше — 1,28 балла и имеют невротические расстройства по одной или нескольким шкалам, на первом и четвертом курсах разных специальностей варьирует от 30 до 60%. Студенты-биологи 1-го курса имеют невротические расстройства в 60% случаев, а 4-го — в 61%.

У студентов факультета физвоспитания уровень невротических расстройств первом курсе составляет 32%, а на четвёртом курсе — 38%. Самый низкий уровень невротических расстройств мы наблюдаем у студентов первокурсников факультета начального обучения — 30%, однако на четвёртом курсе он возрастает до 58%.

Анализ структуры невротических расстройств обнаружил, что наиболее распространенным типом невротического расстройства у студентов всех специальностей является невротическая депрессия. Это состояние наблюдается у 40% студентов 1-го курса химико-биологического факультета, 21% студентов-первокурсников факультета начального обучения, в 17% студентов-первокурсников факультета физвоспитания, а на четвёртом курсе — в 43% биологов, 40% будущих учителей начальных классов, 15% спортсменов.

Читайте также  Мотивационные аспекты формирования личностной физической культуры студентов

Обращает на себя внимание и факт увеличения доли обсессивно-фобических нарушений до 4-го курса у студентов всех специальностей.

Среди студентов, у которых выявлены невротические расстройства, 30% первокурсников и 34%
старшекурсников имеют Алекситимия в структуре личности. Среди студентов с Алекситимия 70% студентов первого курса и 75% четвертого курса имеют определенные невротические расстройства. Корреляционный анализ позволил выявить значимые положительные корреляции между Алекситимия и невротической депрессией (0,5), между Алекситимия и обсессивно-фобическими нарушениями (0,48), а также астенией и вегетативными нарушениями (0,5). Таким образом, у большинства студентов имеющейся Алекситимия в структуре личности является невротические расстройства, преимущественно — невротическая депрессия.

Существует положительная корреляционная связь между Алекситимия и невротическими состояниями: в алекситимичних лиц невротические состояния наблюдаются чаще.

Среди студентов с Алекситимия 70% 1-го и 75% 4-го курса имеют невротические расстройства.

У студентов с Алекситимия ограниченность осознание эмоций и когнитивной переработки аффекта приводит к фокусировке на соматическом уровне неотреагированных эмоций. В таких студентов в ответ на стрессовые ситуации, с которыми, в частности, связана и учебная деятельность, происходит усиление физиологических реакций и, как следствие, возникает риск развития психосоматических заболеваний.

Наличие невротических расстройств еще более затрудняет выход из стрессовых состояний. Поскольку алекситимия обусловлена ​​не только генетическими, но и социальными факторами, то валео-психологическое образование существенно влияет на ее уровень. Своевременная психологическая диагностика и коррекция может предотвратить возникновение неблагоприятных для здоровья факторов.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]