Характеристика социально-психологической адаптации первокурсников

Характеристика социально-психологической адаптации первокурсников

Характеристика социально-психологической адаптации первокурсников

Характеристика социально-психологической адаптации первокурсников

Неоспоримое значение проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников определено тем, что учебная деятельность первого года обучения в высшей школе характеризуется чрезмерными физическими и психо-эмоциональными усилиями и нагрузками. С другой стороны, в студента первокурсника происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности. Походе усвоения новых способов познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. Поиск новых эффективных путей изучения адаптационных ресурсов личности. Как показателя психической работоспособности студента и обусловили актуальность нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведения психодиагностическое обследование 93 студентов-первокурсников. Для оценки личностного адаптационного потенциала исследуемых использовали стандартизированную беседу, наблюдение, психодиагностические метод (проективная методика «Рисунок»).

Анализ сюжетно-символического содержания работ, позволил выявить такие черты личности, характерные для студентов-первокурсников: достаточно выраженная эмоциональность рядом с амбивалентностью чувств и даже импульсивностью.

Вместе с этим обследованным студентам первого курса присущ высокий контроль над собой и своими чувствами

Наличие таких противоположных друг другу черт позволяет предположить существование внутренних конфликтов: первокурсники, сталкиваясь с конфликтными ситуациями снаружи и не желая отреагировать на них наиболее присущими им эмоциональными способами, неприемлемыми для окружающих, научились подавлять их в себе.

Читайте также  Контроль по объему и интенсивности тренировочных нагрузок волейболисток

Четкое осознание целей и стремление их реализовать характеризует 69 (74%) обследованных первокурсников, они ясно видят перед собой вполне реальные цели, и, полны решимости. С другой стороны, в ситуациях, связанных с эффективной организацией своего времени, большинство испытуемых чувствуют себя загнанными в угол. 27 (29%) первокурсников отразили в рисунках переживания легкой кризиса, чувствуют себя беспомощными в некоторых ситуациях, или желают уклониться от какой обязанности.

Такое положение определяется большим количеством новых правил поведения и запретов. С которыми приходится считаться первокурсникам, но которым они следуют, только потому, что так считают важные для них люди. В 15 (16%) студентов имеет место выраженная потребность в защищенности, поиск жизненной опоры. Для 79 (84%) студентов-первокурсников свойственна настойчивость в достижении целей, амбициозность, стремление к постижению нового. 52 (55%) обследованных студента с оптимизмом смотрят в будущее, мечтают о дружбе и нежность. 63 (67%) первокурсника переполнены чувствами, но держатся холодно и скрывают свои эмоции.

Читайте также  Методы оздоровления кикбоксера

Наибольшие трудности для обследованных студентов — первокурсников связанные с изменением привычного ритма жизни. А также нехваткой времени на самоподготовку и его правильным использованием, также разлукой с родителями.

Для студентов-первокурсников характерна активная адаптация, которая способствует успешной социализации в целом. Студенты не только принимают нормы и ценности новой социальной среде, но и строят свою деятельность, отношения с людьми на их основе. Результаты нашего исследования подтверждают данные других работ, направленных на изучение адаптационных особенностей первокурсников. Это позволяет нам сделать вывод о дальнейшей целесообразности использования рисуночного тестов в арсенале спортивного психолога как метода, изучение личности и коллектива. А так же как метода, который способствует самовыражению, самопознанию и личностного роста спортсмена.

Перспективы исследования в дальнейшем контроле социально-психологической адаптации первокурсников и формировании у них положительной мотивации к учебной деятельности.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]