Воспитание скоростной выносливости у пловцов 11-12 лет методом круговой тренировки
Воспитание скоростной выносливости у пловцов 11-12 лет методом круговой тренировки
Изучена проблема применения в учебно-тренировочном процессе круговой тренировки с пловцами 11-12 лет. Установлено, что путем рационального дозирования упражнений и сочетаний последних с большой эффективностью можно использовать метод круговой тренировки на этапе начальной специализации для повышения уровня скоростной выносливости юных пловцов.
В системе формирования и развития выносливости у пловцов особое внимание следует обращать на методику совершенствования общей и специальной выносливости. А развитие выносливости у юных пловцов на этапе начальной специализации позволит в будущем достичь значительных успехов в данном виде спорта.
Внимание исследователей привлекает изучение развития скоростной выносливости. Единодушны во мнении, что формирование скоростной выносливости в детском возрасте позволяет создать благоприятные условия для овладения рациональной спортивной техникой и снизить количество ошибок, обусловленных недостаточно высоким уровнем физической подготовленности. А рациональная методика воспитания указанной способности в детском возрасте, именно в 11-12 лет, может быть надежной базой для дальнейшей специализации с целью достижения высоких результатов в избранном виде соревнований по плаванию. Однако проведенный анализ литературных источников свидетельствует, что особенностям методики воспитания скоростной выносливости у юных пловцов именно методом круговой тренировки специалистами уделено недостаточно внимания.
Исходя из целей исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему воспитания скоростной выносливости методом круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе юных пловцов на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы.
2. Определить исходный уровень скоростной выносливости у юношей 11-12 лет, которые занимаются плаванием в группе начальной специализации.
3. Экспериментально обосновать применение метода круговой тренировки для воспитания скоростной выносливости у юных пловцов 11-12 лет.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы по теме исследования.
2. Педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом юных спортсменов группы начальной специализации, где фиксировались параметры физической нагрузки.
3. Педагогический эксперимент, в ходе которого использовали круговое тренировка, направленная на воспитание скоростной выносливости.
4. Тестирование показателей скоростной выносливости (плавание 4х12,5 м с интервалом отдыха 5 с, с; плавание 2х50 м с интервалом отдыха 10 с, с; плавание 25 м без участия рук, с; плавание 25 м без участия ног, с).
5. Стандартные методы математической статистики.
Исследования проводились в несколько этапов с сентября 2013 по октябрь 2014 Исследования проводились с 27 юношами, спортсменами по плаванию в возрасте 11-12 лет группы начальной спортивной специализации, которые тренируются на базе «Спартак».
Экспериментальную группу составили 12 юных спортсменов, в учебно-тренировочном процессе которых применялся метод круговой тренировки. Контрольную — 15 спортсменов, учебно-тренировочный процесс которых носил традиционный набор методов воспитания физических качеств, в частности скоростной выносливости.
Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения показателей скоростной выносливости у юных пловцов 11-12 лет экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента не имели достоверных различий. В конце исследования результаты обеих исследуемых групп выросли, однако более существенными изменения в показателях зафиксировано у пловцов экспериментальной группы.
Результаты пловцов экспериментальной группы по трем тестам на воде оказались достоверно выше, чем результаты контрольной группы
Следует отметить, что достоверное увеличение результатов экспериментальной группы было отмечено в плавании 4х25 м, 2х50 м и плавании 25 м без участия рук, что свидетельствует о значительном улучшении анаэробных Лактатный возможностей в экспериментальной группе мальчиков.
Наибольший относительный прирост в показателях экспериментальной группы зафиксировано в плавании 25 м без участия ног — 23,97%, плавании 25 м без участия рук — 17,16% и плавании 2х50 м — 14,33% и сгибании и разгибании рук в упоре лежа — 41,21%.
В контрольной группе в конце эксперимента достоверный прирост зафиксирован только в плавании 2х50 м.
Применение в комплексах круговой тренировки специализированных упражнений на суше, которые были направлены на устранение ошибок в технике владения различных стилей плавания, способствовало повышению уровня технической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации.
Экспериментально подтверждена эффективность применения метода круговой тренировки в учебно-воспитательном процессе пловцов 11-12 лет. Результаты исследования внедрены автором в учебно тренировочный процесс юных пловцов, а также могут быть рекомендованы другим тренерам, которые работают со спортсменами групп начальной подготовки.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении мы видим в изучении влияния развития скоростной выносливости на показатели технической подготовленности юных пловцов.