Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр

Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр

Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр

Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр

В статье рассмотрены вопросы совершенствования тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр. Определенное влияние разработанных средств и методов на эффективность процесса спортивной тренировки.

Постановка проблемы. Анализ научно-методической литературы указывает, что ряд специалистов уделяют важное значение подвижным играм, как одному из эффективных средств в решении основных задач на этапе начальной подготовки юных борцов.

Впрочем, в тренировке бойцов до сих пор подвижные игры используются лишь как вспомогательное средство, цель применения которого — обеспечение необходимого эмоционального фона занятий, активизации внимания, снятия психического напряжения и т.д. Вопрос целесообразности использования подвижных игр с целью развития физических качеств, обучения технико-тактическим действиям в поединке и решения других задач подготовки разработаны недостаточно.

В официальной организованной практике физического воспитания сложились разнообразные формы занятий. Формы занятий меняются в соответствии с особенностями и содержания, конкретных условий построения занятия, места занятия в процессе обучения, уровня подготовленности учеников. Формы проведения занятий зависят, также, от условий среды, технического оборудования спортивной базы.

Игровые формы учебно-тренировочного процесса относят к дополняющих, условно говоря неосновных форм занятий. Игровые формы учебно-тренировочного процесса характеризуются прежде всего широким применением подвижных игр.

Итак, рассматривая вопрос использования игровых форм учебно-тренировочного процесса, следует рассмотреть вопрос применения игрового метода и отдельных игровых средств.

По определению В.Н.Платонова, М.М.Булатовои игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, с учетом характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.

Особенно большое значение придает использованию тренировочном процессе игр и игрового метода Б.М.Шиян, подчеркивая, что игровым методом можно выполнять любую из упражнений. «То, что в обычной, неигровой ситуации для ребенка скучное, неприятное и утомительное, в игре, благодаря ее эмоциональной привлекательности преодолевается успешно и легко.

Разумно организованная игра является действенным методом формирования важных черт личности: дисциплинированности, сообразительности, находчивости, смелости, выносливости, ловкости, решимости, настойчивости, организованности, сдержанности».

Следует отметить, что все указанные авторы обращают внимание на влияние игрового метода и его большое значение в процессе воспитания физических качеств.

Обобщение практического опыта тренеров свидетельствует о том, что большинство из них увлекаются повышением объемов тренировочной работы своих учеников. Но нельзя бескрайне увеличивать объем и еще и интенсивность нагрузок, совмещая несовместимое. Положительный результат тренировки должен базироваться на высокой технический подготовленности доведенной до автоматизма и высоких специальных физических кондициях.

Читайте также  Применение элементов черлидинга на факультативных оздоровительных занятиях

Тренировка на фоне постоянного недовидновлювання, как правило ведут к травмированию спортсменов. Особенно это касается юных борцов. Мы предлагаем не увеличивать тренировочные объемы, а повысить только интенсивность тренировочных нагрузок, наоборот сократив время отдельных задач и тренировочного занятия в целом.

Сделать это можно применив короткие, но интенсивные игровые задания с элементами борьбы

Тем более, что сокращены тренировочные занятия повышенной интенсивности некоторые тренеры начали применять еще в восьмидесятые годы прошлого века, и эта методика приносила положительные результаты, особенно при проведении учебно-тренировочных сборов. Подвижные игры и игровые задания можно применять почти на всех этапах многолетней подготовки борцов. На начальных этапах игры выступают как комплексные упражнения, которые способствуют развитию физических и психических качеств.

Результаты исследования

Исходя из классификации специальных игровых средств спортивной борьбы, мы выбрали из всего многообразия игр с элементами борьбы наиболее актуальные группы и применили их, предварительно адаптировав к тактико-техническим и функциональных особенностей ведения схватки по новым правилам, в учебно-тренировочный процесс юных борцов. В экспериментальной программы вошли игры с таких групп:

1. Игры в «атакующие захваты», задачей которых было обучение и совершенствование всех основным захватам, формирование умения навязывать желаемый восторг и предупреждения выполнения определенного восторга соперником.

2. Игры в «блокируя захваты», основной задачей — научить освобождаться от блокирующих захватов, которые являются основным препятствием для проведения приема.

3. Игры — выталкивание, которые воспитывают чувство «площади ковра» и в сочетании с другими игровыми задачами составляют основу специальной физической подготовленности.

4. Игры — опережение, которые воспитывают смелость, решительность, умение ориентироваться в сложных ситуациях и способность мгновенно выполнять технические действия.

Читайте также  Дидактические технологии профилактики школьного спортивного травматизма

Мы смоделировали двигательные ситуации, наиболее характерные ведению схватки по новым правилам в виде игровых заданий и применили в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Тренировочные занятия состояли из отдельных двухминутных игровых столкновений с короткими 30-секундными перерывами между ними. Исследование проходило в течение трех недель.

Тестирование проводилось по трем направлениям в начале исследования и в конце исследования.

Основной задачей первого направления было определение количественных и качественных показателей технических действий в стойке с помощью контрольных соревнований перед началом исследования и по окончанию. Второе направление — это тестирование специальной выносливости. Нами были проведены четыре теста с бросками партнеров. В первом (Т 1), втором (Т 2) и третьем тестах (Т 3) измерялось время выполнения соответственно: Т 1 — пяти бросков, Т 2 — десяти бросков, Т 3 — двадцати бросков партнеров в максимальном темпе. В четвертом тесте (Т 4) фиксировалась количество бросков, которые борцы выполняли по две минуты. Третье направление нашего исследования — это измерение интенсивности тренировочного занятия по показателям ЧСС юношей.

Таким образом, результаты исследования о применении игровых задач с элементами борьбы в учебно-тренировочном процессов юных борцов способствует: 1. Эффективному совершенствованию технико тактической подготовленности в условиях, приближенных к соревновательным.

Особой эффективности применения игровых средств в тренировке борцов приобретает при изменении правил змагань.2. Применение 2-минутных игровых задач с 30-секундными перерывами между ними позволяет интенсифицировать учебно тренировочный процесс борцов и повышает плотность тренировки, в свою очередь позволяет сократить занятия, не сбавляя общей нагрузки тренировки.

Тренировочные занятия по такой схеме целесообразно проводить в соревновательный период, на учебно-тренировочных сборах при 3-разовых тренировочных занятия в день. 3. Сокращенные тренировочные занятия с повышенной интенсивностью положительно влияют на специальную скоростно-силовую выносливость спортсменов.

Методика дальнейших исследований требует обоснований подбора игрового материала с учетом положительного переноса навыков, а непродуманный подбор игровых средств может привести к негативному переносу навыков.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]