Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр
Совершенствование тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр
В статье рассмотрены вопросы совершенствования тренировочного процесса юных борцов средствами подвижных игр. Определенное влияние разработанных средств и методов на эффективность процесса спортивной тренировки.
Постановка проблемы. Анализ научно-методической литературы указывает, что ряд специалистов уделяют важное значение подвижным играм, как одному из эффективных средств в решении основных задач на этапе начальной подготовки юных борцов.
Впрочем, в тренировке бойцов до сих пор подвижные игры используются лишь как вспомогательное средство, цель применения которого — обеспечение необходимого эмоционального фона занятий, активизации внимания, снятия психического напряжения и т.д. Вопрос целесообразности использования подвижных игр с целью развития физических качеств, обучения технико-тактическим действиям в поединке и решения других задач подготовки разработаны недостаточно.
В официальной организованной практике физического воспитания сложились разнообразные формы занятий. Формы занятий меняются в соответствии с особенностями и содержания, конкретных условий построения занятия, места занятия в процессе обучения, уровня подготовленности учеников. Формы проведения занятий зависят, также, от условий среды, технического оборудования спортивной базы.
Игровые формы учебно-тренировочного процесса относят к дополняющих, условно говоря неосновных форм занятий. Игровые формы учебно-тренировочного процесса характеризуются прежде всего широким применением подвижных игр.
Итак, рассматривая вопрос использования игровых форм учебно-тренировочного процесса, следует рассмотреть вопрос применения игрового метода и отдельных игровых средств.
По определению В.Н.Платонова, М.М.Булатовои игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, с учетом характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.
Особенно большое значение придает использованию тренировочном процессе игр и игрового метода Б.М.Шиян, подчеркивая, что игровым методом можно выполнять любую из упражнений. «То, что в обычной, неигровой ситуации для ребенка скучное, неприятное и утомительное, в игре, благодаря ее эмоциональной привлекательности преодолевается успешно и легко.
Разумно организованная игра является действенным методом формирования важных черт личности: дисциплинированности, сообразительности, находчивости, смелости, выносливости, ловкости, решимости, настойчивости, организованности, сдержанности».
Следует отметить, что все указанные авторы обращают внимание на влияние игрового метода и его большое значение в процессе воспитания физических качеств.
Обобщение практического опыта тренеров свидетельствует о том, что большинство из них увлекаются повышением объемов тренировочной работы своих учеников. Но нельзя бескрайне увеличивать объем и еще и интенсивность нагрузок, совмещая несовместимое. Положительный результат тренировки должен базироваться на высокой технический подготовленности доведенной до автоматизма и высоких специальных физических кондициях.
Тренировка на фоне постоянного недовидновлювання, как правило ведут к травмированию спортсменов. Особенно это касается юных борцов. Мы предлагаем не увеличивать тренировочные объемы, а повысить только интенсивность тренировочных нагрузок, наоборот сократив время отдельных задач и тренировочного занятия в целом.
Сделать это можно применив короткие, но интенсивные игровые задания с элементами борьбы
Тем более, что сокращены тренировочные занятия повышенной интенсивности некоторые тренеры начали применять еще в восьмидесятые годы прошлого века, и эта методика приносила положительные результаты, особенно при проведении учебно-тренировочных сборов. Подвижные игры и игровые задания можно применять почти на всех этапах многолетней подготовки борцов. На начальных этапах игры выступают как комплексные упражнения, которые способствуют развитию физических и психических качеств.
Результаты исследования
Исходя из классификации специальных игровых средств спортивной борьбы, мы выбрали из всего многообразия игр с элементами борьбы наиболее актуальные группы и применили их, предварительно адаптировав к тактико-техническим и функциональных особенностей ведения схватки по новым правилам, в учебно-тренировочный процесс юных борцов. В экспериментальной программы вошли игры с таких групп:
1. Игры в «атакующие захваты», задачей которых было обучение и совершенствование всех основным захватам, формирование умения навязывать желаемый восторг и предупреждения выполнения определенного восторга соперником.
2. Игры в «блокируя захваты», основной задачей — научить освобождаться от блокирующих захватов, которые являются основным препятствием для проведения приема.
3. Игры — выталкивание, которые воспитывают чувство «площади ковра» и в сочетании с другими игровыми задачами составляют основу специальной физической подготовленности.
4. Игры — опережение, которые воспитывают смелость, решительность, умение ориентироваться в сложных ситуациях и способность мгновенно выполнять технические действия.
Мы смоделировали двигательные ситуации, наиболее характерные ведению схватки по новым правилам в виде игровых заданий и применили в учебно-тренировочном процессе юных борцов. Тренировочные занятия состояли из отдельных двухминутных игровых столкновений с короткими 30-секундными перерывами между ними. Исследование проходило в течение трех недель.
Тестирование проводилось по трем направлениям в начале исследования и в конце исследования.
Основной задачей первого направления было определение количественных и качественных показателей технических действий в стойке с помощью контрольных соревнований перед началом исследования и по окончанию. Второе направление — это тестирование специальной выносливости. Нами были проведены четыре теста с бросками партнеров. В первом (Т 1), втором (Т 2) и третьем тестах (Т 3) измерялось время выполнения соответственно: Т 1 — пяти бросков, Т 2 — десяти бросков, Т 3 — двадцати бросков партнеров в максимальном темпе. В четвертом тесте (Т 4) фиксировалась количество бросков, которые борцы выполняли по две минуты. Третье направление нашего исследования — это измерение интенсивности тренировочного занятия по показателям ЧСС юношей.
Таким образом, результаты исследования о применении игровых задач с элементами борьбы в учебно-тренировочном процессов юных борцов способствует: 1. Эффективному совершенствованию технико тактической подготовленности в условиях, приближенных к соревновательным.
Особой эффективности применения игровых средств в тренировке борцов приобретает при изменении правил змагань.2. Применение 2-минутных игровых задач с 30-секундными перерывами между ними позволяет интенсифицировать учебно тренировочный процесс борцов и повышает плотность тренировки, в свою очередь позволяет сократить занятия, не сбавляя общей нагрузки тренировки.
Тренировочные занятия по такой схеме целесообразно проводить в соревновательный период, на учебно-тренировочных сборах при 3-разовых тренировочных занятия в день. 3. Сокращенные тренировочные занятия с повышенной интенсивностью положительно влияют на специальную скоростно-силовую выносливость спортсменов.
Методика дальнейших исследований требует обоснований подбора игрового материала с учетом положительного переноса навыков, а непродуманный подбор игровых средств может привести к негативному переносу навыков.