Составляющие профессиональной ориентации и место физического воспитания в профессиональном обучении
Составляющие профессиональной ориентации и место физического воспитания в профессиональном обучении
Информатизация и использование новейших технологий для достижения высокого уровня материальных благ требует от современного человека высоких профессиональных навыков и качеств в той или иной области науки, что обусловливает постепенное совершенствование и развитие общественного опыта в стране.
Это в свою очередь ставит новые задачи и требования к качеству профессиональной подготовки.
Учитывая неустойчивую экономическую ситуацию в связи с мировым кризисом уместно с получением аттестата о среднем образовании получить профессию за межшкольные учебно-производственные комбинаты (швея, парикмахер, секретарь, токарь, фрезеровщик и другие).
Модернизация образования предусматривает переход к профильному обучению, которое является видом дифференцированного обучения, предполагает учет образовательных потребностей, наклонностей и способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессионального самоопределения.
Незначительный жизненный опыт учащихся, получивших базовое среднее образование, недостаточное знание своих психо — физиологических и личностных качеств порождают определенные трудности при профессиональном самоопределении.
Целью работы является рассмотрение составляющих профессиональной ориентации и место физического воспитания в профессиональном обучении будущих специалистов сферы быта.
Методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов по профессиональной ориентации и ее составляющих, некоторые промежуточные данные при проведении экспериментального исследования по диссертационной работе на тему: «Формирование профессиональных двигательных навыков средствами физической культуры у девушек лицея быта» на примере профессий парикмахер и швея.
Результаты исследования.
Еще Платон в своем произведении «Государство» писал о важности профессионально ориентированного отбора. Он распределял людей по их видом деятельности в соотношении с социальными потребностями. Это сосредоточение автора отвлекало от того, будут ли они таким распределением и результатами своего труда
Природные способности им рассматриваются с точки зрения взглядов рабовладельческого общества, где отделяется только два высших класса: философов и стражей (воинов) из которых в свою очередь отбирались философы. При отборе стражей (воинов) подробно описывается данный процесс и его составляющие, концентрируется внимание на их обучении, которое включает в значительной степени физическую подготовку.
В Советском Союзе профессиональная ориентация была частью коммунистического воспитания молодежи и способствовала рациональному распределению трудовых ресурсов. Еще в 20-е годы прошлого столетия было организовано консультирование через бюро в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле.
В существующих межведомственных координационных советах по профессиональному подбору и профессиональные консультации, действовали специальные кабинеты и лаборатории где молодежь имела возможность ознакомиться со всеми отраслями народного хозяйства, формами подготовки и потребностями в кадрах.
Формирование у молодежи интереса к рабочим специальностям — основная цель профессиональной ориентации в те годы.
Пропаганда наиболее необходимых для народного хозяйства профессий проходила через общеобразовательные школы на уроках трудового обучения с овладением навыками выбранной рабочей профессии, ознакомлением с производственными процессами и содержанием специальностей.
Распад Советского Союза и изменения политики независимой Украины привели к тому, что проблема профориентации молодежи перестала уделяться должное внимание со стороны управляющих органов и государства в целом. С переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий трудоустройства своих граждан, появилось безработицы. Была создана служба трудоустройства, которая помогала в переобучении увольняемых военнослужащих и сокращенных рабочих. Остро встал вопрос профориентации взрослых людей, которые потеряли работу и не имели возможности найти новое рабочее место по специальности.
На сегодняшний день работу по профессиональной ориентации осуществляют центры занятости и школа, через индивидуальное и групповое консультирование населения.
Среди методов выявления профессиональной пригодности, наибольшее распространение получили экзамены с помощью тестов, которые обнаруживают круг интересов, сферы деятельности соответствующих личностному типу, уровень знаний и эрудиции.
Большое значение уделяется разработке характеристик профессий и их классификациях, состоят профессиограммы и заключаются справочники, в которых можно найти сведения о профессии, о перспективах трудоустройства выбранного направления, спрос на эту специальность на рынке труда и пути получения профессионального образования. Для более детальной консультации и профессиональной диагностики следует обращаться к психологам — професиоведив и профориентатора.
Наряду с этим на рынке труда появилось много фирм, компаний, частных консультантов, которые предлагают за большие деньги получения специфических знаний и навыков, с помощью которых якобы без особых усилий можно создать свой собственный капитал или бизнес с невероятно высокими доходами и полностью реализовать свой потенциал.
К профориентационной работе с населением допускаются высококвалифицированные психологи — профконсультанты, психофизиологи, социологи и другие специалисты учреждений образования, государственной службы занятости, социальной службы для молодежи, организаций и учреждений социальной защиты населения, военных комиссариатов, здравоохранения и предприятий после прохождения профессионального отбора или аттестации в соответствии с действующим законодательством.
Профинформирование. Этап уместно начинать с учениками средних классов или даже раньше.
Поскольку ролевые игры детей начинаются еще в раннем детстве (игра в доктора, парикмахера, продавца и т.д.). Дети живо обсуждают профессии своих родителей, спорят, какая из них важнее. Всем известные с детства произведения известных писателей и поэтов, является проявлением первого интереса ребенка к наиболее распространенным профессиям.
Важно поддерживать интерес ребенка к познавательной активности учитывая возникновения внезапных перемен в интересах детей и появлением новых достижений научно-технического прогресса, изменений экономической ситуации в стране, как следствие расширение или сужение перечня потенциальных профессий.
Профконсультация. В условиях перехода к новому виду оценки и правил приема в высшие учебные заведения, в момент составления тестов, необходимо выбирать те дисциплины которые являются профессиональными для выбранного направления будущей профессии, при этом уместно залучаючаты родителей, учителей, психологов и профориентатора к уточнению социально-профессионального статуса личности, с помощью анкетирования и тестирования с использованием профориентационных адаптированных методик.
Профессиональный отбор — система профдиагностического обследования лица, направлена на определение конкретных профессий, специфичных для овладения ими конкретным лицом.
К началу ХХ столетия, в промышленности стала широко использоваться «Тейлоровська» система организации труда. Главным тезисом этой системы является то, что управление людьми является основой организации труда и повышения его производительности. Особое внимание уделялось поиску и подбору персонала, а также профессиональной компетенции руководителя.
Профессиональное заболевание — заболевание, которое присуще исключительно работе, связанной с профессиональной вредностью. Для профилактики заболеваний и достижения наибольшей работоспособности уместно внедрять комплексы физических упражнений (отдельно, в режиме уроков и как вид самостоятельной работы), которые способствуют развитию как отдельных звеньев так и всего организма.
Профессиограммы и список профессионально важных качеств необходимо дополнять не только психо — физиологическими и медицинскими показателями, но и потребностями специальностей в подходящими к ним физического состояния и двигательных качеств.
Профотбор — отбор лиц для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности
Осуществляется на основе изучения жизненного пути личности, ее направленности, состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей.
Одним из основателей профотбора является Г. Мюнстерберг, которой доказал преимущество научного экспериментального психологического подхода при выявлении у кандидатов профессионально важных качеств по данной профессии по сравнению с их интуитивными и жизненными взглядами.
Небылицыным В.Ю. указываются важная роль свойств нервной системы в некоторых личностных качествах, которые имеют отношение к профессиональной пригодности и к овладению тем или иным профессиям. Установлено, что психолого — физиологические особенности и профессиональная подготовка имеют тесную связь с производительностью труда, безопасности труда, общей работоспособностью и физическим состоянием индивидуума.
Профессионально-техническое образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических учебных заведениях с получением полного среднего образования (СПТУ, ВПТЗ, профессиональные лицеи), предусматривает получение гражданами профессий в соответствии с их способностями, интересами, где важной составляющей в формировании профессиональных двигательных умений и навыков имеет физическое воспитание.
Профессиональная трудоспособность — это способность данного работника к работе по своей профессии (специальности) и квалификации или по другой адекватной профессии (специальности).
Производительность труда зависит от многих факторов, среди которых: наличие профессиональных двигательных навыков, удовлетворительное состояние здоровья и высокий уровень физической работоспособности, гарантирующих высокую работоспособность в течение рабочей смены, психологическое удовлетворение от работы, умение работницы снять усталость в цикле производственного процесса, во время перерывов и в конце работы.
Изложение основного материалу.Проведенни нами исследования позволили установить, что девушки, которые получают профессию парикмахера и швеи и получают среднюю специализированное образование, не имели достаточной информации о выбранной специальности, на вопрос анкеты: «повлияло на выбор профессии профориентационная работа в школе?»
С 188 опрошенных ни одна не дала положительного ответа. На их выбор, по данным анкет, влияли следующие факторы: в швей в большинстве случаев это — опыт родителей, родственников, знакомых и любовь к шитью, профессию парикмахера выбирают потому, что нравится делать прически и работать с волосами и цветом.
Большинство опрошенных считает, что мастер производственного обучения и производственная практика формирует профессиональные двигательные навыки и качества.
На вопрос: «влияют на формирование профессионально двигательных навыков уроки физического воспитания и сам учитель физического воспитания, учит специфическим движениям и позам данных профессии, объясняет участки организма подвергаются большему напряжению и усталости, учит методам восстановления», ни одного положительного ответа нами не получено.
Нами выявлено, что усталость во время работы у парикмахеров наступает вследствие недостаточного ночного отдыха накануне — 56%, в результате перегрузки — 25%, шум на рабочем месте — 25%, наиболее уязвимые участки, где больше всего ощущается усталость — мышцы спины (38%), нижних (52%) и верхних конечностей (41%).
По результатам проведенного опроса девушек лицея быта по отношению к физическому воспитанию и мотивов побуждающих к занятиям мы получили следующее: большинство респондентов имеет положительное отношение к физическому воспитанию при различных стимулирующее — мотивирующих моментах.
Эти данные имеют место при создании специальных комплексов по формированию профессионально двигательных навыков средствами физической культуры.
Кроме того, результаты успеваемости, как общей так по физическому воспитанию указывают на следующее: группы в которых проводятся специальные комплексы физических упражнений должны в I полугодии средний балл по физическому воспитанию: парикмахеры — 6,3 при среднем бала в группе по всем дисциплинам — 6, 21; швеи — 7,36 при общем среднем балле — 6,06. В контрольных группах: парикмахеры — 6,45 при среднем бала в группе по всем дисциплинам — 6,0, швеи — 6,36 при общем среднем балле — 5,62. Эти данные имели место при распределении экспериментальных и контрольных групп.
Выводы. При сознательном выборе будущей профессии и при переобучении, вызванное различными объективными и субъективными причинами важно учитывать многие факторы: результаты анкетирования и тестов, которые проводят психологи и профориентатора, данные спроса на биржах труда, результаты независимого тестирования, материальный и социальный статус семьи, медицинские показатели состояния здоровья и результаты информации профориентации.
Предполагается, что разработаны и внедрены нами комплексы физических упражнений обеспечит: удовлетворительное физическое состояние здоровья, способствовать в достижении высокого уровня работоспособности и профессионального труда, профилактику профессиональных заболеваний у будущих работников.
Дальнейшее исследование предполагает: обработку полученных данных по тестам физического развития и двигательной подготовленности, калиперометрии, кинематометрии, тремометрия, хронорефлексометрия,
велоэргометрии, исследования психо — физиологических особенностей нервной системы, физическую и умственную работоспособность, проведения педагогического эксперимента.