Самостоятельная работа по физическому воспитанию школьников подросткового возраста
Самостоятельная работа по физическому воспитанию школьников подросткового возраста
Физическая культура как составная часть общей культуры личности формируется в школьном возрасте. Поэтому методика ее преподавания должна не только влиять на уровень развития двигательных умений и навыков, но и воспитывать у школьников потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, осмысливать учебный материал как систему, направленную на их физическое совершенствование.
Специальные исследования показали, что большинство учащихся школ из-за слабой физической подготовленности осваивают в полном объеме государственные программы. Для того чтобы избежать такого негативного явления, необходим новый методический подход в организации и проведении физического воспитания. Одним из таких подходов и является планирование и реализация самостоятельной работы со школьниками.
Полученные данные о закономерностях изменения физической работоспособности и процесса восстановления показателей сердечно-сосудистой системы подростков при многократном исполнении дозированных физических нагрузок различного характера:
— Экспериментально определены допустимые нормативы физических нагрузок при самостоятельных занятиях школьников;
— Обоснованный содержание и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями для школьников подросткового возраста, способствующих их физическому совершенствованию;
— Освещена характеристика динамики показателей физического развития, двигательной подготовленности и функциональной работоспособности школьников 11-12 лет под влиянием самостоятельных занятий по разработанной методике.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований позволили разработать такие педагогические условия и рекомендации к проведению самостоятельной работы по физическому воспитанию среди школьников:
- Учитель физической культуры необходимо проводить агитационно-разъяснительную работу среди учащихся и их родителей направленную на:
— Формирование заинтересованности в укреплении здоровья и самосовершенствования в форме самостоятельных занятий;
— Воспитание положительного отношения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и убедительности в их необходимости;
— Вооружении необходимыми естественно — научными знаниями (анатомия, гигиена, физиология и т.д.), обеспечивающих успех самостоятельных занятий физическими упражнениями;
— Осуществлять контроль за состоянием здоровья своих детей.
- На уроках физической культуры взаимосвязано углублять теоретические знания учащихся (общеобразовательные и биологические) и формировать у них умения и навыки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, для этого:
— Обучать технике упражнений и методике их выполнения;
— Обучать основным приемам самоконтроля (фиксация ЧСС, определение уровня развития двигательных качеств);
— Вооружить знаниями правил безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями в домашних и природных условиях.
- Определить оптимальные индивидуальные физические нагрузки в упражнениях различного характера и направленности, для этого:
— Отобрать группу упражнений, подобных по энергетическим и биомеханических признакам (на выносливость, скорость, силовые, скоростно-силовые);
— Определить исходный уровень функциональных показателей в относительном покое (ЧСС, АД и др.);
— Провести стандартную разминку, направленную на достижение функциональными системами рабочего состояния;
— Зафиксировать изменения функциональных показателей (ЧСС, АД и др.) После разминки;
— Определить одноразовой индивидуальной физической нагрузки (максимальный тест) и зафиксировать параметры функциональных сдвигов;
— Определить время восстановления после физической нагрузки;
— Результат однократного физической нагрузки распределить по продолжительности на 90, 80, 70% и т.д.
- С целью корректировки программы, оценки знаний, умений и навыков, состояния здоровья и двигательной подготовленности. Использовать срочный, текущий, итоговый контроль.