Пути сохранения и формирования здоровья учащихся

 

Пути сохранения и формирования здоровья учащихся

Пути сохранения и формирования здоровья учащихся

Пути сохранения и формирования здоровья учащихся

На основании теоретического анализа, педагогических наблюдений в статье определяются направления педагогической деятельности учителей по устранению негативных воздействий на здоровье и самочувствие учащихся школьного возраста в процессе урочной деятельности.

Ученые определили факторы школьных стрессов, в которых систематически находятся дети в условиях учебно-воспитательного процесса:

— Классическая сигнальная лево-полушарным (вербальная) основа построения процесса обучения;
— Угнетение чувственно-информационных и нейромоторного ритмов в условиях систематической недвижимости детей;
— Угасание способностей координации произвольных движений в пространстве, увеличивается из поколения в поколение;
— Напряжение, обусловленное нарушениями санитарно-гигиенических условий;
— Эмоционально-духовная депрессия, которая заложена в учебно-дисциплинарной модели образования;
— Постоянное воздействие сенсорно обедненного учебной среды — комплекса факторов закрытых помещений и ограниченного пространства

Практика свидетельствует: большинство учеников находятся в состоянии хронической усталости, что является главной причиной их нервно-психического истощения; педагогические ошибки и малоэффективны педагогические технологии негативно отражаются на детской психике в виде дидактогений и невротических нарушений.

Различными исследованиями зафиксированы такие показатели в развитии учащихся школьного возраста: низкий уровень познавательной активности, мотивации учебной деятельности; нарушения эмоциональной сферы; высокий уровень тревожности; несформированность навыков общения.

Статистические данные показывают:

— Учащиеся школьного возраста 80-85% дневного времени проводят в сидячем положении, только 12% учащихся школьного возраста имеют увлечения, которые более или менее связанные с двигательной активностью;
— Школьники усваивают программный материал на 70%; 24% учащихся школьного возраста испытывают трудности в обучении; пропуск занятий учениками только в начальной школе составляет 50%;
— За время обучения в школе 70% функциональных расстройств в физическом состоянии переходят в стойкую хроническую патологию; в 2 раза увеличивается количество нервно-психических расстройств, в 3 раза — заболеваний органов пищеварения, в 4-5 раз — заболеваний органов зрения.

Установлено противоречия между: необходимостью увеличить объем знаний и состоянием (количеством и качеством) здоровья учащихся, их родителей, учителей; задачами социальной программы по образованию и биологическим развитием учеников. Указанное актуализирует необходимость определения путей преодоления негативных факторов. По нашему мнению, решение противоречий следует начинать с ведущей формы обучения учеников — урочной.

Анализ последних исследований и публикаций.

В своем исследовании определяем школу содействия здоровью как разновидность социального института по проектированию и реализации различных форм активности, ориентированных на формирование здоровья молодого поколения. Такая формулировка основывается на толковании опорных терминов:

— В словарях — «Школа — место учебы; учебно-воспитательное учреждение; система образования; приобретенный опыт; направление в науке, мысли, построенный на основе принципов, взглядов, традиций»; «Способствовать — положительно влиять на количественные и качественные показатели здоровья субъектов образовательной среды, создавать соответствующие условия для ФЗЗВП здоровья»;

— Исследователем В.Касаткиним здоровья толкуется как «цель, средство, индикатор правильности выбранных путей; весомый ресурс, который позволяет решать другие «жизненные» проблемы».
Кроме указанных дефиниций используем также толкование учебной модели и технологии обучения. По педагогическим словарем:

— Учебная модель — учебные пособия, которые являются условным образом (изображение, схема, описание и т.д.) какого-то объекта (или системы объектов), который сохраняет внешнее сходство и пропорции части, при определенной схематизации и условности средств изображения;
— Технология обучения — это системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию образования.

Разные авторы по-разному формулируют причины негативного состояния здоровья и самочувствие учащихся школьного возраста:

— Отсутствие в образовательном пространстве согласованной системы технологий, способствующих формированию здоровьязбережувальнои компетентности личности;

— Физическая культура не всегда является основной потребностью человека как путь формирования здоровья. Это связано с тем, что глобально смещается акцент при формировании на двигательные компоненты, нивелируя интеллектуальный и социально значимый.

На основании теоретического анализа, педагогических наблюдений определить направления деятельности педагогов по устранению негативных воздействий на здоровье и самочувствие учащихся школьного возраста в процессе урочной деятельности.effect-fitness.ru-2-003
Здоровье — социально значимый элемент, который наиболее остро определяет специфику современного состояния общества. Большинство людей отмечают высокую ценность здоровья, вместе с тем они не хотят быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Здоровому образу жизни и психофизическом комфорта способствуют такие факторы, как: солнечная энергия, чистый воздух, чистая вода; дозированное воздержание от избыточного пищевого энергоснабжения, поможет достичь «росто-весовой симметрии в условиях разумной дастатности» (В.Базарний); физические упражнения и индивидуальная система рекреации; гармония психофизических качеств и доминанта силовой выносливости.

Школы содействия здоровью, мы классифицируем педагогические технологии в контексте данной проблемы на два класса, к содержанию которых относим определенные группы методик.

К классу здоровьязбережувальних педагогических технологий вносим такие методики, направленные на:

— Приведение состояния окружающей среды в соответствии с санитарно-гигиенических требований;
— Содействие сохранению правильной осанки при работе (сидя, стоя, в движении);
— Содействие сохранению зрения;
— Активизация защитных сил организма;
— Обеспечение оптимального уровня работоспособности;
— Удовлетворение естественной потребности в пище, движении, защищенности, общении, любви, познании;
— Содействие восстановлению (обновлению) функций, сил, энергии, состояния, чувств.

Педагогические технологии — это двудоминантна взаимодействие в системе «ученик-учитель », сообщения составляющих которой обеспечивает« валеологический сопровождение индивидуального образовательного маршрута».

К указанному класса педагогических технологий относим следующие

:
— Гуманистически-личностную технологию, которая имеет психотерапевтическую спрямвоанисть на поддержку личности, помощь ей. В неё заложена идеи уважения и любви к ученикам, оптимистичной веры в их творческие силы. Эта технология полностью отвергает принуждение;

Читайте также  Показатели физической и технической подготовленности технических приемов по волейболу

— Технология содружества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях учителя и учеников. Педагоги и ученики вместе производят цели, содержание, дают оценку, находятся в состоянии содружества, сотворчества;

— Технология свободного воспитания делает акцент на предоставлении школьнику свободы выбора и самостоятельности в различных сферах его жизнедеятельности. Делая выбор, ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта, идет к результату от внутреннего влечения, а не от внешнего воздействия;

— Использование интерактивных методов и методик обучения, воспитания;

— Проведение уроков — модулей; отработка гибкого модульного учебного процесса;

— Модификация отдельных составляющих модулей и сквозных тем, направленных на интеграцию ЗУН;

— Расширение образовательного пространства без увеличения времени на реализацию программ;

— Внедрение в познавательный процесс элементов и методик психотерапевтических практик;

— Создание валеологического-кумулятивного эффекта от процесса познания в условиях определенного учебно-воспитательного процесса.

Идеальный заключительный результат внедрения здоровьязбережувальних и здоровьяформуваль- них педагогических технологий — это сформированные у учащихся устойчивые убеждения о необходимости сознательного отношения к личному здоровью и его сохранение.

Отношение толкуем как активную направленность ученика на свое здоровье, основанный на определении его высокой объективной значимости в обществе и субъективного личностного смысла.

Воспитать у учащихся ценностное отношение к личному здоровью невозможно, не сформировав их компетентность в субсферах «Я-физическое», «Я-духовное». Это объясняется тем, что категория здоровья я имеет сложную структуру, в которую входят физический, психический, духовный и социальный составляющие.

Если у ученика сформировано сознательное отношение к личному здоровью я, то он осознает: «Я — физически здоровый», «Я — психически здоров», «Я — духовно здоров», «Я — социально здоров».

Формирование сознательного отношения к здоровью происходит в три этапа:

1. Воспитание у учащихся представления о здоровье как к ценности.

2. Формирование у учащихся: представление о себе как о здорового человека; волнения о возможности потери здоровья (тревога); способности использовать в поведении всю информацию, которая обеспечивает сохранение, укрепление, восстановление здоровья.

3. Обогащение учеников определенными знаниями, формирование навыков ЗОЖ и привычек к поведению, которое создает, строит здоровья.

Отношение к здоровью — один из элементов самозбережувальнои поведения — система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, которые способствуют или угрожают здоровью человека, определенная оценка индивидуумом своего физического и психического состояния.

Данный процесс включает три компонента:

— Когнитивный — знания ученика о своем здоровье «я, понимание роли здоровья я в жизнедеятельности, знание об основных факторах, которые оказывают негативное (разрушительный) и положительный (укрепляющее и формовочный) влияние на здоровье человека;

— Эмоциональный — отражает переживания и чувства ребенка, связанные с состоянием его здоровья я;

— Мотивационно-поведенческий — определяет здоровье в индивидуальной иерархии ценностей ребенка, особенностей мотивации в области здорового образа жизни, характеризует особенности поведения в указанном контексте.

Выше приведена классификация педагогических технологий по сохранению и формированию здоровья выделяет два направления педагогической деятельности, в частности — в урочной форме учебно-воспитательной работе:

— Изменение образовательного пространства учащихся на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом («Не ценность знаний, умений и навыков, а ценность здоровья»);

— Развитие нового сознания личности, связанной с сохранением и формированием здоровья ученика и учителя («Понять проблемы внутреннего мира личности и увидеть пути их решения»).

В соответствии с первого направления педагогам необходимо разрабатывать и внедрять систему уроков здоровья, среди которых отрасль «Физическая культура и здоровье» должна занять приоритетное место.

Это урок творения, строительство здоровья (собственного, социального — субъектов и объектов, которые окружают личность). Такие уроки проводятся в непривычных и необычных местах. На уроки приглашаются родители, медицинские работники, должностные лица, известные деятели. К содержанию урока обязательно включаются элементы психотерапевтических методик.

Указанные виды деятельности создают душевное равновесие и психическую гармонию.

Все задачи должны иметь ярко выраженный эмоциональный эффект и интеллектуальная нагрузка в интерактивной форме. При таких условиях образовательный процесс приобретает творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений способствует ее развитию, снижая при этом утомление.

Указанное достигается использованием на уроках здоровья определенных видов деятельности учащихся, различных задач. Например:

— Решение проблемных ситуаций;
— Проведение нетрадиционных форм уроков — КВН, викторины, турниры, деловые и сюжетные игры, уроки — лабораторные работы;
— Использование яркой наглядности, раздаточного материала, ИКТ;
— Внедрение интересных задач, домашних заданий творческого содержания (составить задачу, тренировки, тест, придумать загадку, игру, кроссворд, лото и т.д.); фантазирование.
— Использование различных методов, которые повышают активность и творческое самовыражение учащихся, также является одним из ярких признаков уроков, в частности:
— Метод свободного выбора (свобода творчества, выбор действия, способа деятельности и т.д.);
— Активные методы через упражнения (обучение действием, обсуждение в группе, определенные методы исследования);
— Методы, направленные на самопознание, саморазвитие способностей, состояний и т.

Важное значение приобретает эмоционально-психологический микроклимат на уроке.

Читайте также  Систематизация прыжковых упражнений

Факторами этого являются:

мажорность всего урока; эмоциональная мотивация в начале урока; создание ситуаций успеха в процессе выполнения различных задач; ценить личности, сращивания уникальности каждого ученика.
Обязательная смена различных видов учебной деятельности учащихся является характерным признаком урока здоровья: опрос; письмо; чтение; слушания; рассказ; работа с наглядными пособиями; ответы на вопросы; решение задач. Нормой этого является изменение 4 — 7 видов учебной деятельности за урок.

Для уроков здоровья немаловажным должно быть состояние экологического пространства. Этому служат:

— Проветривание, влажная уборка, освещение помещения;
— Ионизация, ароматизация воздуха, УФО;
— Использование терапии музыкой, звуками, цветом.

Все уроки здоровья — это расширенный вариант валеологического компонента, который в том или ином аспекте нарабатывается каждым педагогом. В свою очередь, комплекс уроков здоровья, на основе интеграции, становится базовым материалом для развития уроков — модулей, элективных и специальных курсов и тому подобное.

Отметим, что элективный курс — новый элемент учебного плана, который дополняет содержание образования, что позволяет удовлетворить разнонаправленные познавательные интересы школьников.

Он может касаться какой-либо тематики, которая находится в пределах учебной программы, или за ее пределами. Это — новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения учащихся.
Второе направление педагогической деятельности направлен на создание условий для удовлетворения биологической потребности учащихся в двигательной активности.

Приоритетными формами должны быть:

— Утренняя гимнастика до начала уроков, подвижная и спортивная игра (стимулируют внутренние силы организма учащихся на учебную нагрузку);

— Вводная гимнастика в начале уроков — ускоряет вхождение ребенка в контекст тематики урока;

— Физкультминутки и паузы, динамические перерыва — способствуют активизации защитных сил учащихся и профилактике определенных заболеваний, связанных с учебной усталостью.

Определяем три принципа при заключении комплексов упражнений для использования на указанных формах двигательной активности в течение учебного дня:

— Состав упражнений должно зависеть от особенностей урока видов деятельности к этому, состояния самочувствия учеников;
— Обязательная составляющая — положительная эмоциональность упражнений (амплитуда стимулирующих эмоций — от экспрессии к релаксации);
— Отработка и использования 2-3 условных вербально-поведенческих знаков, которые позволят быстро переключать учащихся в другой режим работы.

Анализ перспективного педагогического опыта доказывает, что наиболее рентабельными в пределах урочной формы работы с учащимися школьного возраста являются следующие методики.

Методика познавательного двигательного обучения. Три этапа.

Первый этап — формирование у учащихся умений и навыков двигательного отображения математического и языкового материала:

— «Пантомима»: изобразить обученных букву, цифру, слово, фразу, героя сюжетов; игра «Да. Нет. Ай ай-ай »; игра «Узнавайка».
Второй этап — формирование умений и навыков координированной произношения и движений:

— Комплекс ритмичных упражнений с одновременным ответом на вопрос учителя (таблица умножения, алфавит, стихотворение, правило и т.п.): 1 цикл упражнений — п.п. — Ноги врозь, руки вниз; 1 — руки на пояс, 2 — руки к плечам, 3 — руки вверх, 4 — и.п., 5 — наклон вправо, левая рука — вверх, 6 — п.п., 7 — наклон влево, правая рука вверх, 8 — п.п., 9 — мах правой ногой вперед, полуприсед на левой, наклон головы вправо, 10 — п.п., 11 — мах левой ногой вперед, полуприсед на правой, наклон головы слева, 12 — п.п. , 13

— полуприсед на левой ноге, наклон головы к левому плечу, 14 — в. п., 15 — полуприсед на правой ноге, наклон головы к правому плечу, 16 — п.п., 17 — левую руку в сторону, поворот головы за рукой, 18 — правую руку в сторону, поворот головы за рукой, 19 — левую руку вверх , взгляд за рукой, 20 — правую руку вверх, плеск в ладони, 21 — левую руку к бедру, плеск ладонью по бедру, 22 — правую руку к бедру, плеск ладонью по бедру, 23-25 ​​- три шага на месте, 26 — п.п. Выполнять от 3 до 7 циклов;

— Фонетическая ритмика — проговаривать стихотворение, одновременно пытаясь каждое слово отразить пантомимой.

Третий этап — формирование умений использования усвоенного материала в устной форме во время определенной двигательной деятельности:

— Игра «Волшебная точка». На доске — плакат с нарисованной таблицей (4х4 клетки). В одной из клеток — нарисованный круг («точка»). Объекты на плакате — цветные. Например: фон таблицы — зеленый, круг — белый или оранжевый. Учитель: «Пошевелите ногами, руками, ушами, носом, глазами … Теперь у вас нет частей тела, которые не хотели бы двигаться? Поэтому сидим, смотрим и слушаем. Наша очаровательная точка может выполнять команды. Взглядом передвигаем точку в соответствии с командами (учитель говорит направления, куда следует мысленно передвигать точку). Где оказалась точка в вашем восприятии? »То же самое учащиеся выполняют с закрытыми глазами;

— Упражнение «Моргание». Учитель: «Наше правило для успешного чтения — моргать на каждой запятой и точке; закрывать глаза в конце каждого абзаца (на 5-7 секунд). Сначала — быстро сжимаем и разжимаем века (15-20 сек.). А теперь начинаем читать текст по нашим правилам »;

— Подвижные дидактические игры «Словарный ручеек»; «Математический ручеек».

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]