Проблема формирования правильной осанки учащейся молодежи
Проблема формирования правильной осанки учащейся молодежи
В статье делается анализ архивных материалов по формированию правильной осанки учащейся молодежи в начале ХХ века, путем подбора правильно оборудованных школьной мебели.
При планировании учебно — педагогического процесса, определении дидактических подходов, при постановке и решении задач образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические и психологические особенности детей.
Одним из факторов, который определяет физическое развитие учащейся молодежи является формирование правильной осанки. Рост и формирование тела детей происходит постоянно, даже во время уроков и выполнения домашнего задания, сидя за письменным столом, или партой.
И в связи с этим возникает настоятельная необходимость изучения вопроса формирования правильной осанки обращаясь к опыту постановки и решения данной проблемы в отечественной педагогике начала ХХ века.
Целью нашего исследования стало изучение базовых документов 1905 года, в которых обращалось внимание на формирование правильной осанки детей школьного возраста.
Одним из аспектов здоровья учащейся молодежи является правильная осанка. Осанка, по определению некоторых авторов, — это привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и иной деятельности. Она зависит от формы позвоночного столба, положение головы, плечевого пояса, грудной клетки.
Признаками правильной осанки, что подается в научно — методической литературе есть пропорциональность размещения частей тела. В частности лоб и подбородок должны находиться в одной плоскости перпендикулярной к полу, мочки ушей должны быть на одном уровне, плечи опущены чуть отведены назад и на одной линии параллельной полу, что обеспечивает правильное положение лопаток; живот слегка подтянут, грудь немного выступают вперед.
Туловище должно быть прямой, физиологические изгибы позвоночного столба умеренно очерченные; угол наклона таза — в среднем 45 градусов; ноги в положении стоя умеренно разогнутые в тазобедренных и коленных суставах, перпендикулярны к полу, носки немного разведены или ступни параллельны, своды ступней хорошо выражены.
К сожалению, значительная часть подростков не соответствует выше указанным стандартам.
По некоторым данным, от 60% до 90% детей имеют нарушения осанки. Если раньше случаи распространения этого заболевания были единичны, то сейчас уже в дошкольном возрасте проявления сутулости, различного рода искривления позвоночника, носят массовый характер. Эти изменения начинаются у детей младшего школьного возраста. Со временем большее развитие приобретают в юношеском возрасте и проявляются тяжелыми заболеваниями у взрослых.
Возникает вопрос: откуда же берутся дефекты осанки?
Как отмечают большинство авторов, чаще всего они возникают от неправильного положения тела во время ходьбы, сидения, или чрезмерной нагрузки, а также вследствие увлечением каким-то одним видом физических упражнений. Как показывает практика в подростковом возрасте особенно вредна неправильная поза при сидении. Школьники в большинстве проводят в сидячем положении за партой, не всегда соответствует их ростовым показателям, или столом дома готовя уроки, в среднем от 5,5 до 8,5 часов.
Если же сидеть за неудобной партой или столом сгорбленным, наклонив туловище в одну сторону, лежа грудью на парте или столе, низко опустив голову, то постепенно создаются условия для искривления позвоночного столба. Впоследствии эти недостатки фиксируются, в результате быстрых процессов окостенения в подростковом возрасте. Кроме того, неправильная поза нарушает легочную вентиляцию, уменьшает поступление кислорода к мозгу, затрудняет приток крови к нему, в результате чего могут возникать головные боли.
Как показывают результаты исследований, значительно легче не допустить искривления позвоночного столба, чем потом работать над его исправлением.
В подростковом возрасте нарушения осанки очень трудно поддаются корректировке.
При формировании правильной осанки, нужна систематическая, кропотливая работа не только над укреплением мышц шеи, спины, груди и ног, но и над воспитанием навыки содержания тела в правильной позе — установкой тела в позе правильной осанки.
Эта проблема не нова. Но в последнее время, с развитием научно-технического прогресса, она встает еще острее. Количество детей, имеющих те или иные недостатки опорно-двигательного аппарата растет. Этому способствует много негативных факторов, это и малоподвижный образ жизни, и не соответствие школьной мебели ростовым показателям учеников, не всегда сбалансированное питание, неблагоприятные экологическая и экономическая обстановки.
Исследуя данную проблему, следует заметить, что в последнее время более распространены в школьных классах становятся привычные столы со стульями, вытесняя или почти полностью вытеснив школьные парты.
По нашему мнению, это негативно влияет на формирование правильной осанки.
Поэтому учитывая то, что данная проблема существовала и в прошлом, есть смысл обратиться к историческим источникам, которые на наш взгляд, в некоторой степени помогут в решении этого вопроса. В частности рассмотрим постановление Министерства народного образования от 20 июля 1905 года «Об обеспечении учебных заведений правильно оборудованными мебелью».
ак отмечалось в постановлении неправильно оборудована, несоответствие размерам тела учеников, школьная мебель играют важную роль в профилактике развития близорукости и искривлении позвоночника, что приводит к неправильной осанки.
По этой причине для того, как следует обустраивать парты, чтобы они соответствовали гигиеническим и педагогическим требованиям, было довольно много мыслей. Поэтому и были выработаны и закреплены данным постановлением общие правила и нормы к обустройству школьных помещений ученическими мебелью.
Как отмечалось в идеале достаточно удобными и полезными для сохранения здоровья, можно заниматься только на партах, которые точно соответствуют росту и размерам тех частей тела, которые принимают участие в правильной посадке.
Исходя из этих положений, каждый ученик должен бы иметь отдельную парту, заказанную лично для него
В соответствии с размерами его тела и оборудована так, чтобы по мере роста тела размеры отдельных частей парты могли меняться. К сожалению, как констатировалось, в документе, из соображений экономии стоимости мебели, такого рода индивидуальные парты могут себе позволить далеко не все учебные заведения, так как существенным недостатком их является относительно высокая стоимость и недолговечность в связи с подвижностью их частей.
Поэтому было решено обеспечивать учебные заведения мебелью средних размеров, в основном соответствовали ростовым параметрам учеников и при этом ученики за партами могли сидеть правильно. Под правильным сиденьем учеников понималось такая, при которой сиденья требует наименьших затрат мышечной силы, происходит свободно и с наименьшей усталостью.
Такого рода сиденья возможно только при условии, если голова и верхняя часть тела поддерживается исключительно позвоночником, центры тяжести отдельных частей верхней половины тела — головы, плеч, рук, груди и живота размещены на одной вертикальной линии, которая проходит через площадь сиденья.
При правильном сидении за партами, соответствующие их возрасту, ученики должны были во время выполнения письменных робе:
а) держать верхнюю часть туловища ровно опираясь на позвоночник, который в свою очередь поддерживается поясничной спинкой;
б) держать, а не подпирая оба плеча на одной высоте параллельно краю стола;
в) держать глаза от книги и тетради на расстоянии 35-40 сантиметров и наклоняя голову только слегка для создания необходимого угла зрения;
г) держать предплечья, но не локти на столе;
д) опираться на пол или подножку всей ступней, причем голень должна иметь вертикальное положение, а бедро должно быть согнутым под прямым углом.
Эти положения правильного сидения за партой, по нашему мнению, является весьма актуальным и в наше время. Учитывая то, что значительное количество детей школьного возраста имеет значительные нарушения опорно-двигательной системы.
Особо следует обратить внимание на положение «держать предплечья, а не локти на столе», при выполнении которого спина автоматически выравнивается. Когда локти поставить на стол образуется опора на локти, что в свою очередь приводит к округлению грудного отдела позвоночника, и образуются условия, способствующие развитию кифоза.
В постановлении указывалось, что будет способствовать правильному сидению за партой учеников можно только на партах, отвечающие следующим параметрам:
- Высота заднего края парты над сиденьем определяется примерно расстоянием локтя от опущенной руки от лавки и должна равняться 1/7 роста с добавлением для ребят 2 сантиметра, а для девушек 3 сантиметра, что соответствует для ребят 15.7% роста, а для девушек 16.7% (по Эрисманом).
- Наклон стола должен быть 12-13 градусов.
- Ширина наклонной доски стола должна быть не менее длины стандартного листа, а горизонтальная — 10 сантиметров.
- Длина стола на одного человека должна равняться 5/12 роста, или двойной длине предплечья.
- Высота скамейки от пола или подножки должна составлять 2/7 роста, или длины голени с добавлением 2-3 сантиметров.
- Ширина скамейки, или глубина сиденья должна равняться 1/5 роста, или не менее 2/3 длины голени.
- Расстояние в горизонтальном направлении между краем стола, направленный к ученику, и передним округлым краем скамьи должна быть отрицательной, то есть передний край скамьи должен на несколько сантиметров заходить под задний край стола. Этой очень важному требованию может только отвечать парта в которой стол и лавка для сидения с «соединены между собой неподвижно.
- Высота спинки должна быть такой, чтобы она подпирала нижний отдел позвоночника и имела форму или горизонтального бруска шириной 7-8 сантиметров, или вертикальной доски шириной не менее 15 сантиметров. Желательно, чтобы поясничная спинка в последнем варианте имела некоторый уклон назад, в соответствии с профилем спины, которая доходила до середины лопаток.
- Спинка должна быть на таком расстоянии от заднего края стола по горизонтальном направлении, на котором есть задний край стола по вертикальном направлении от скамейки для сидения. Для девушек это расстояние должно быть на два сантиметра шире.
- Стол должен иметь нишу для книг, которая не мешала коленям.
- Стол должен иметь подножку.
Как видим современные школьные мебель в значительной степени отличаются от мебели, которые были в использовании в учебных заведений в начале XX века.
Обращает на себя внимание тот факт, что проводя многочисленные исследования, учеными конца XIX — начала ХХ века, было предложено разделить учеников средних учебных заведений в соответствии с ростовых показателей на 7 — 8 групп с таким расчетом, чтобы дети, отличающиеся друг от друга в росте не более чем на 10 сантиметров создавали отдельные группы.
Например, ученики ростом от 109 до 119 см. Составляют одну группу, с ростом от 120 до 130 — следующую группу и т. Д. Для каждой такой группы заказывались парты одного и того же размера, номера или типа. Таким образом, для средних учебных заведений необходимо было заказать парты 7 — 8 номеров или типов. Для народных училищ закупались 3 — 4 типов.
Исследования, проведенные в начале ХХ века в 51 народной школе Московской губернии врачом И. Ростовцевым показали, что для народных школ этого округа и губернии число каждого типа двухместных парт, начиная с самого малого размера, можно определить, если половину общего числа учеников разделить пропорционально цифрам 2: 7: 5: 1. Например, если в учебном заведении учится 300 учеников, то для них необходимо 150 двухместных парт, из которых 20 должны соответствовать первому самом меньшем по размерам типа, 70 парт — второму типу, 50 — третьей и 10 парт — четвертом.
Учитывая исследования различных авторов и целого ряда комиссий по разработке удобной учнической мебели был принят за основу параметры парт, соответствующие роста учеников предложенных профессором Эрисманом.
Обращалось внимание на то, что при выполнении заказа должны точно быть выполнены все размеры так как при изменении параметров одной части, парта становится полностью непригодной. Отмечалось, что чаще всего изменениям подвергается дистанция от скамьи до края стола, то есть с отрицательной превращается в положительную, в результате чего вся парта считается с гигиенической точки зрения непригодной для обучения, так как на ней сиденья учеников становится неправильным.
Кроме гигиенических требований парты должны были удовлетворять педагогические и технико-хозяйственные требования.
В частности с педагогической точки зрения в парт выдвигались следующие требования:
- При рассадке за парты и при их оставлении ученики не должны беспокоить соседа достигается только при одно- и двухместных партах.
- Парты с от «емким дистанцией должны позволять ученикам свободно вставать, без шума и турбувань, соседа, не сходя с места, или выходя в проход между партами.
- Переход от от «емкой дистанции в положительную должен осуществляться легко и бесшумно, не создавая лишних хлопот ученикам или учителю.
- При пользовании партой не должно быть никакого шума.
Со стороны технически хозяйственной части парты должны были отвечать следующим требованиям:
- Они должны быть по возможности дешевыми.
- При этом они должны быть долговечными, чтобы не наносить лишних хлопот с ремонтом.
- Парты должны быть оборудованы настолько просто, чтобы их могли сделать местные мастера.
Для учебных заведений, которые имели значительные средства рекомендовалось обустраивать классы одноместными английскими или американскими партами с металлическими частями, конструкции Шенка или Ростовцева. Для малоимущих учебных заведений рекомендовались двухместные парты с отрицательной дистанцией, которая изменяется в положительную путем открывания части доски стола вверх.
Например парты профессора Эрисмана, Либрейха, Ликрота. А также простейшими без подвижных частей и дешевыми парты конструкции Реттиг.
Обращалось внимание учеников и начальников учебных заведений на то, что обеспечение учебных заведений гигиенично оборудованными мебелью не решает вопрос устранения того вреда, который причиняют здоровью детей неправильно оборудованные парты, так как ученики могут неправильно сидеть и на идеально сделанной парте, если педагогический персонал с своего стороны не будет строго ухаживать за правильным размещением учеников за партами соответственно их роста и при правильной посадкой во время уроков.
Анализируя исторические документы следует заметить, что в начале ХХ века Министерством народного образования проводилась работа по обеспечении средних и низших учебных заведений школьной мебелью, в частности партами, которые отвечали ростовым показателям детей и таким образом в некоторой степени способствовали правильному формированию опорно-двигательного аппарата учеников.
В настоящее время в школьных помещениях вышеуказанные парты заменены на столы.
По нашему мнению, негативно влияет на правильное формирование осанки детей, и в некоторой степени приводит к развитию близорукости. Поэтому учитывая и анализируя опыт прошлых лет, следует использовать те достижения общества, связанные с здоровье сберегающих технологий и возможно пересмотреть обеспечение учебных заведений, особенно начальных, школьной мебелью учитывая выше сказанное.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. По нашему мнению, использование школьной мебели следует более досконально изучить с позиции влияния их на формирование правильной осанки и с учетом новейших технологий.