Привлечение школьников средней возрастной группы к занятиям физической культурой и спортом
В статье рассматривается проблема недостаточного привлечения школьников средней возрастной группы к занятиям физической культурой и спортом, а также пути ее решения.
Постановка проблемы. Приоритетным направлением современной государственной политики в стране должно стать формирование валеологического мировоззрения каждого человека. Анализ состояния здоровья населения старны свидетельствует, что одним из важнейших условий укрепления здоровья и профилактики заболеваний является осуществление долгосрочных программ привлечения широких слоев населения, особенно подрастающего поколения, к здоровому образу жизни.
Следует констатировать, что в стране, к сожалению, еще нет достаточно четкой установки на формирование здоровья и здоровьеформирующих технологий в связи с тем, что средства массовой информации все еще продолжают рекламировать вредные привычки, мало внимания обращают на воспитание гармоничной — физически и духовно развитого человека.
Впрочем, как свидетельствует анализ последних исследований и публикаций, а также обобщение психолого-педагогического опыта, наши собственные наблюдения по дальнейшему решению проблемы привлечения молодежи, и особенно школьников средней возрастной группы, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, еще не получила определенной теоретической и практической разработки.
Таким образом, изучение особенностей формирования мотивации школьников по систематическим занятиям физической культурой и спортом сегодня является актуальной проблемой. Так, результаты исследований по решению данной проблемы, приведены в научных трудах учёных имеют как определенную теоретическую значимость (определение спортивных предпочтений учащихся, выяснение факторов, влияющих на формирование спортивных интересов и развитие сознания школьников и т.д.), так и сугубо практическую (обоснование влияния системы психолого-педагогических факторов на формирование мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, разработка инновационных педагогических технологий по формированию ценностных ориентаций личности и т.д.).
Для определения объективных и субъективных причин недостаточного привлечения учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом было проведено анкетирование в школах области (всего 125 учеников) 8-9 классов . Школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:
- Какой Ваш любимый предмет в школе и почему?
- Нравятся Вам уроки физической культуры?
- Какой Ваш любимый вид спорта и почему?
- Вам мешает систематически заниматься физической культурой и спортом?
- Как Вы считаете, удовлетворительными являются условия для занятий физической культурой и спортом в школе, в городе?
Анализируя результаты анкетирования следует отметить, что только 14% (4 ранговое место) учащихся 8 — 9-х классов называют «физической культуре» своим любимым предметом (39% — математику, 22% — физику, 17% — литературу, 8% — химию ); 25% респондентов дали положительный ответ на вопрос «нравятся уроки физической культуры?»; среди наиболее любимых и популярных видов программного материала уроков по физической культуре называют баскетбол (42%), футбол (28%), волейбол (21%), нетрадиционные виды двигательной активности (9%). На вопрос анкеты о причинах, мешающих систематически заниматься физической культурой и спортом, наиболее типичными ответами были: состояние здоровья (45%), ограниченность свободного времени (17%), отсутствие организации спортивных секций по любимому виду спорта (13%), недостаточность материально-технического обеспечения (25%).
Одной из весомых причин, которые не способствуют широкому привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом недостаточно конструктивные организационные и методические условия, по обеспечению качества проведения, как уроков физической культуры, так и внеучебных форм двигательной активности школьников.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют с достаточной степенью уверенности утверждать, что у детей не сформирована устойчивая положительная мотивация по систематических занятий физической культурой и спортом. Причин тому, на наш взгляд, несколько:
— Во-первых — ценностные ориентации личности учителя физической культуры (личный пример, разнообразие средств, методов и форм организации двигательной активности и т.д.);
— Во-вторых — отсутствие надлежащей материально-технической базы для обеспечения качества занятий физической культурой и спортом;
— В-третьих — низкий уровень образованности учащихся в области физической культуры и спорта по значимости воздействия оптимальной двигательной активности на подрастающий организм.
Для оптимизации организационно-педагогических условий, которые бы способствовали повышению уровня образованности школьников по значимости влияния занятий физическими упражнениями на организм человека, была проведена беседа-дискуссия вместе с классными руководителями и учениками. Ведущей задачей такого мероприятия было повышение уровня знаний учеников, активизация их внимания по воспитанию ценностных ориентаций физической культуры и спорта в будущей жизни подрастающего поколения, забота о состоянии своего здоровья и здоровья я окружающих. Классные руководители отмечали необходимость более конструктивной реализации межпредметных связей с целью усиления ориентационной работы по привлечению учеников, как в школьных спортивных секций, так отделений детско-юношеских спортивных школ.
Результатом такого мероприятия стала разработка общешкольной программы «Наше будущее — физическая культура и спорт», которая предусматривала реализацию следующих организационно-педагогических условий:
— Усиление дидактической значимости уроков физической культуры;
— Организация работы спортивных секций и кружков по интересам, которые ранее не культувалися в школе;
— Организация внеплановых школьных соревнований, спортивных праздников и мероприятий;
— Методическая работа с учителями-предметниками, классными руководителями и родителями;
— Организация школьного спортивного клуба.
В приведенных разделах программы мы старались воссоздать приоритетные направления развития физической культуры и спорта в конкретной школе.
Результатом реализации программы стало увеличение количества учащихся, занимающихся различными видами спорта, или принимают участие в спортивной жизни школы. Кроме того, мы наблюдали повышение темпов формирования положительного и более сознательного отношения школьников к систематическим занятиям физической культурой, а также увеличение количества учащихся, пожелали посещать учебно-тренировочные группы детско-юношеских спортивных школ (особенно по игровым видам спорта).
Осмысление и обобщение достижений современной теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки школьников, результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд принципиальных положений, которые будут способствовать решению проблемы привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а именно:
— Следует усилить работу по более эффективной реализации межпредметных связей в учебно воспитательном процессе общеобразовательной школы (активное сотрудничество учителей-предметников, классных руководителей, родителей детей с учителем физической культуры);
— Для повышения уровня вовлеченности школьников средней возрастной группы к занятиям физической культурой и спортом следует систематически, непрерывно и организованно проводить мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, поездки на соревнования в другие города, встречи с высококвалифицированными спортсменами, чемпионами и т.п.);
— Следует направить усилия педагогического коллектива школы на конструктивную организацию оптимального режима учебного дня учащихся (обучение, досуг, привлечение к занятиям в спортивных секциях и участия в спортивных соревнованиях и т.п.);
— Следует постоянно углублять знания учащихся новыми данными о ценностных ориентаций в области физической культуры и спорта (проведение диспутов, привлечения детей, например, к подготовке выпуска школьной спортивной газеты и т.п.);
Итак, дальнейшее решение проблемы привлечения школьников средней возрастной группы к систематическим занятиям физической культурой и спортом остается актуальной и сегодня. Такая актуальность обусловлена прежде значительным снижением состояния психофизического здоровья учащихся.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего поиска инновационных технологий, позволяющих совершенствовать организационно-педагогические условия по повышению темпов формирования ценностных ориентаций личности учащихся средней возрастной группы в аспекте их привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.