Повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры
Повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры
Одной из важнейших задач физического воспитания учащейся молодежи является формирование, сохранение и укрепление здоровья. По статистическим данным Института гигиены и медицинской экологии заболеваемость детей школьного возраста за последние 10 лет выросла на 26,8%.
В 1 классе насчитывается 30% детей, имеющих хронические заболевания, в 5 классе — 50%, в 9 классе — 64%. К факторам, негативно влияют на состояние здоровья учеников, исследователи чаще всего относят неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия жизни, снижение качества образования, статический компонент, связанный с учебной нагрузкой при снижении общего сопротивления к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Стремительное рост количества детей, которые с раннего возраста охвачены обязательным образованием на фоне увеличения различных типов образовательных учреждений с инновационными технологиями и методиками.
Анализ последних исследований и публикаций. Воспитательного процесса, питания и режима дня, просветительско-воспитательная работа с учащимися и их родителями, профилактика заболеваний и мониторинг состояния здоровья учащихся, физиотерапевтические , ароматерапевтические, фитотерапевтические мероприятия, массаж, витаминизация, диспансеризация и тому подобное.
Специалисты физической культуры и спорта предлагают больше внимания уделять обновлению содержания физкультурного образования, приводя его в соответствие с современными потребностями общества.
В Концепции физического воспитания в системе образования, целевой комплексной программе «Физическое воспитание — здоровье нации», Концепции непрерывного физкультурно-оздоровительной работы с учащимися общеобразовательных школ указано, что повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на современном этапе возможно, используя технические средства.
К таким средствам можно отнести: использование компьютерными учебными и тренировочными программами, компьютеризацию учебно-методической литературы, вооружение педагога прогрессивной теории и технологии учебной работы, автоматизацию информации и создание на этой основе банка данных о физическом состоянии ребенка и т.п..
Среди разнообразных форм распространения информации наиболее доступной является сеть Интернет и электронные носители. Из них учитель физической культуры может получать методическую, научную поддержку для своей деятельности.
В сети Интернет необходимо выделить библиотеки и библиотечные объединения, высшие педагогические учебные заведения физической культуры, журналы, органы государственной власти, курсы, конференции, фестивали, которые занимаются физкультурным образованием.
Приоритетным направлением выделяют создание электронных носителей информации, которые могли бы пригодиться учителю физической культуры.
Перспективным на сегодня является разработка специального программного обеспечения для сбора, хранения и анализа результатов комплексного контроля для дальнейшего управления учебным процессом, разработка систем моделирования, проектирования и прогнозирования состояния организма учеников, разработка компьютерных технологий и мультимедийных программ для изучения предмета.
Но разработка и использование таких технологий достаточно сложная задача и требует соответствующей подготовки учителей. Лишь единицы педагогов в своей профессиональной деятельности используют новейшие технологии, указывая на плохую осведомленность о получении компьютерных программ, недостаточную материально-техническую базу школ.
Актуальным на современном этапе является разработка таких технологий, которые были удобными и доступными для применения на уроке физической культуры и давали бы возможность учителю адаптировать их к конкретным условиям школы.
Результаты исследований и их обсуждение.
Выясняя отношение учителей физической культуры к инновациям на уроке, было обнаружено, что большинство из них благоприятно воспринимают нововведения — 93,0%. Небольшое количество респондентов (4,7%) негативно относятся к таким внедрений, а 2,3% вообще равнодушны к ним, по нашему мнению, повязкам связано с недостаточной информированностью учителей с положительными последствиями таких новаций, или отсутствием возможностей их применять в условиях плохой материально-технической базы и недостатка финансирования.
Благоприятным, по нашему мнению, является то, что 74,4% учителей имеют навыки работы на компьютере (хотя половина из них на поверхностном уровне), что указывает на перспективу пользования электронными носителями для получения полезной информации для совершенствования уроков физической культуры.
Мы указываем на перспективу, потому что только 9,3% респондентов реализуют свои навыки работы с компьютерной техникой на практике, применяя такие компьютерные программы, как «Здоровье ребенка» и «Школьник». Вероятно, это связано с тем, что использование школьного компьютера есть только в 4,7% исследуемых. Жаль, что 90,7% учителей не реализуют свои компьютерные способности на практике, хотя и имеют на это потенциал.
Среди перечня типовых учебно наглядных пособий и оборудования по физической культуре
Для общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений программы «Физическая культура, 5 — 12 классы» указано, что учебное заведение, которое имеет один комплект классов, должен быть укомплектован, среди прочего, 1 компьютером и 1 магнитофоном. А в реалиях, только в двух исследуемых школах есть компьютер и в восьми — аудиоаппаратура. Но следует указать, что 83,7% учителей желают вести уроки физической культуры, используя музыкальное сопровождение. Положительным является и то, что желание проведения уроков с музыкой совпадает и у учащихся, где 72,2% относятся к этому положительно, а 6,3% — еще не определились.
Определяя музыкальные предпочтения учеников, с выяснено, что они отдают предпочтение таким музыкальным жанрам, как популярная музыка (54,4%), рок-музыка (45,6%) и классическая музыка (22,8%).
Такое соотношение отражает современную тенденцию молодежи.
По данным специалистов, рок имеет больше общих черт с поп-музыкой: значительную громкость, преобладание ритмического начала, аранжировки с использованием электрических и электронных инструментов, способность моделировать эмоции в единстве чувственного окраску и мышечно-тонусных ощущений, стремление быть новаторскими, нестандартными, оригинальными, эпатирующими, чем и испытывает привязанность молодежи.
Следует отметить, что среди ребят преобладают любители года (65,9%), а среди девушек — популярной музыки (68,4%). Вкусы учеников по любимых групп и певцов разделились, но почти половина учеников хотели бы заниматься в сопровождении иностранных групп (49,3%), остальные — в сопровождении российских и украинских исполнителей.
Использование музыкальных разработок, по мнению специалистов, открывает широкие перспективы в учебной и спортивной практике и должно развиваться, потому существенно влияет на психологическое и духовное состояние учеников.
Эти разработки позволят улучшить эмоциональное состояние на уроке, потому что среди учеников, которым все нравится на занятии, оказалось 45,6%. Среди того, что ученикам не нравится на уроках, первую тройку занимает недостаток положительных эмоций (26,6%), однообразие уроков (22,8%) и строевая подготовка (19,0%). Некоторым причинам, по нашему мнению можно избавиться, внедряя музыку.
Таким образом, полученные исследования позволяют сделать следующие выводы и предложить следующие рекомендации:
— Проблему формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся школы можно решить путем обновления содержания физкультурного образования, приводя его в соответствие с современными потребностями общества;
— Среди средств, которые позволят повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, можно выделить компьютерные учебные программы, создание на их основе банка данных о физическом состоянии ребенка, пользование сетью Интернет и электронными носителями, создание специального программного обеспечения;
— Большинство учителей физической культуры положительно относятся к нововведениям, но не имеют возможностей их применять в современных неблагоприятных социально-экономических условиях;
— Учителя и ученики благоприятно настроены на применение музыкальных технологий на уроках физической культуры;
— Перспективным на сегодня является разработка и внедрение в практику работы школ музыкальных произведений и технических средств, улучшит работу учителя и позволит достичь возвышенного эмоционального состояния учащихся, способствовать повышению двигательной активности, укреплению здоровья; необходимо создание электронных носителей информации, содержащих методическое обоснование внедрению музыки на уроках физической культуры.