Показатели физической и технической подготовленности технических приемов по волейболу
Показатели физической и технической подготовленности технических приемов по волейболу
Волейбол, как известно, является одной из самых сложных спортивных игр. Характерными особенностями игры является разнообразие технических приемов, тактических схем защиты и нападения, синхронность при блокировании, динамичность и эмоциональность.
Волейбол, как и другие спортивные игры, развивает у тех, кто им занимается, умение выполнять сложные по координации двигательные акты, умение действовать максимально целенаправленно в соответствии с изменением условий и задач, то есть способствует овладению сложнокоординационных двигательными действиями.
Обучение основам волейболу, в соответствии с требованиями программы по физической культуре, предусмотрено в 5-11 классах.
Как показывает практика, на обучение игре в волейбол затрачивается гораздо больше времени, чем в других игровых видах спорта, объясняется специфичностью выполнения элементов техники, а отсюда есть некоторые трудности, особенно на начальном этапе обучения.
В специальной литературе довольно часто рассматриваются особенности обучения приемам игры в волейбол. При этом для начальной стабилизации навыков следует использовать стандартно повторные упражнения, а для совершенствования действий — метод повторно-переменной упражнения.
В общеобразовательной школе по мере усвоения и совершенствования техники различных приемов по волейболу у учащихся старшего школьного возраста появляется возможность для постоянного перехода к более сложным тактических действий и комбинаций игры. При этом поэтапное усвоение элементов техники способствует крепкому овладению игровыми приемами. А повторное выполнение упражнений, направленных на обучение техническим приемам, способствует крепкому формированию навыков игры в волейбол.
Наряду с усовершенствованиями технико-тактической подготовки учащихся, важной задачей процесса обучения является повышение уровня развития физической подготовленности и целесообразное использование необходимых физических качеств при формировании двигательных навыков.
Программа по физической культуре содержит приоритетное учебный материал из раздела спортивных игр, то есть материал по волейболу
Учитель физической культуры планирует процесс обучения и овладения двигательными умениями и навыками на период обучения, исходя из содержания и количества часов, которые рекомендованы школьной программой.
Исследований по изучению и оценки овладения учащимися старшего школьного возраста двигательными навыками по волейболу в доступной нам литературе найти не удалось.
Цель исследования — изучить динамику показателей физической и технической подготовленности у юношей 10-х классов при усвоении технических приемов по волейболу.
Сформулированная во введении цель работы позволяет определить следующие задачи исследования
1. Определить развитие физических качеств и степень овладения двигательных навыков по волейболу у юношей 10-х классов в течение эксперимента.
2. Выявить динамику изменения в показателях развития физических качеств и технических приемов по волейболу у юношей старшего школьного возраста.
3. Определить относительный прирост в показателях физической и технической подготовленности юношей обеих групп под влиянием учебного материала по волейболу.
Соответствии с поставленными задачами были применены следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросу, который исследуется, анализ школьной программы по физической культуре учащихся общеобразовательной школы (вариативный модуль волейбол).
2. Педагогические наблюдения с целью определения и усвоения технических приемов программного материала спортивных игр.
3. Тестирование степени овладения умениями и навыками игры в волейбол проводили по тестам, рекомендованными А. Г. Фурманову: — подача мяча (верхняя или нижняя прямая), 10 попыток, балла — Передача мяча двумя руками снизу, 10 попыток, балла — Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча, баллы.
4. Уровень физической подготовленности определялся по тестам: челночный бег 10 м, с; прыжок в длину с места, см; прыжок вверх с места, см; бег «елочка» — 91,6 м. Ученик перемещается от середины лицевой линии волейбольной площадки (точка 7) последовательно к каждой из шести точек (обозначенных набивными мячами), касаясь ее рукой и возвращаясь в исходное положение. Точка 7 была точкой старта и финиша. Время фиксировался секундомером.
5. Методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы
С января по май 2014 Учащиеся экспериментальной группы (23 человека) занимались по учебной программе (модуль по волейболу), особое внимание уделяли формированию технических приемов и развития физических качеств с учетом специфики игрового приема изучаемого языка.
Во время эксперимента юношам был добавлен одно время факультативных занятий по волейболу, что дало возможность совершенствовать технические приемы в условиях игры и подготовить юношей для участия в районных соревнованиях по волейболу.
Контрольная группа юношей (19 человек) занимались по программе по физической культуре. Уроки были направлены на обучение и не выходили за рамки учебной программы по физической культуре.
На первом этапе учащимся сообщались теоретические сведения по технической и тактической подготовки, техника нападения и защиты в волейболе. Проводились физические упражнения и подвижные игры для развития специальных физических качеств (прыжковые упражнения, специальные упражнения для развития гибкости верхнего плечевого пояса, силы верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины, упражнения для развития быстроты, ловкости; выполнялись задачи с использованием специальных тестов: подача мяча, передачи мяча, приемы мяча и нападающий удар с собственного подбрасывания и по передаче партнера).
На втором этапе в начале и в конце эксперимента с юношами 10-х классов проводили тестирование
Результаты исследования и их обсуждение. При усвоении технических приемов по волейболу следует учитывать специфику игры. Поэтому, прежде чем приступать к изучению новых технических приемов, необходимо исследовать уровень развития физических качеств учащихся.
Анализ физической подготовленности показал, что в начале занятий по волейболу между экспериментальной и контрольной группами в показателях юношей не наблюдалось достоверных изменений. За исключением челночного бега 10 м, где была обнаружена тенденция в показателях между группами (t = 1,29).
В начале исследования в показателях технической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной группы не было достоверных различий, за исключением передачи мяча снизу, где наблюдалась тенденция к улучшению результата в экспериментальной группе (t = 1,73).
В начале эксперимента средние показатели по физической и технической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп были ниже нормативных требований по волейболу.
В конце эксперимента уровень развития физических качеств повысился и более существенно у юношей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Так, показатель прыжка в длину с места в экспериментальной группе составил — 200,8 ± 3,12 см против 191,0 ± 6,19 см в контрольной группе; прыжок вверх с места — 40,36 ± 1,19 см против 34 ± 2,03 см (t = 2,49); бег «елочка» по 33,52 ± 0,49 с против 36,44 ± 1,0 с. В показателях челночного бега 10 м между группами не было достоверных различий.
Анализ технической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной группы показал, что в контрольной группе степень овладения техническими приемами практически не изменился
В экспериментальной группе юношей, где важное место в занятиях отводилось формированию навыков по волейболу и развития физических качеств, произошли достоверные различия в показателях по сравнению с контрольной группой.
Так, качество выполнения передачи мяча обеими руками снизу в экспериментальной группе составила — 35,1 ± 2,05 баллов против 23,6 ± 2,30 баллов в контрольной группе (t = 3,73). Выросла и качество выполнения нападающего удара с собственного подбрасывания мяча до 34,3 ± 1,84 балла против 25,7 ± 2,23 балла в контрольной группе (; = 2,97). Показатели силового удара в экспериментальной группе тоже существенно повысились по сравнению с контролем -14,8 ± 0,64 против 12,8 ± 0,77 баллов (t = 2,0). Показатель подачи мяча (верхняя или нижняя) в экспериментальной группе повысился. Но по сравнению с контрольной группой была обнаружена лишь тенденция (t = 1,78).
Динамика результатов физической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной группы изменилась и значительно увеличилась в таких тестах: челночный бег 10 м (на 0,21 с), прыжок вверх с места (на 4,46 см), бег «елочка» (на 1,54 с) в экспериментальной группе в конце заключительного этапа эксперимента.
В контрольной группе юноши незначительно повысили свои результаты. Достоверных различий в показателях физической подготовленности обнаружено не было в конце эксперимента, за исключением показателя бег «елочкой». Который имел тенденцию к ухудшению на 1,91 с. Это может быть связано с недостаточным использованием данного теста на уроках физической культуры и требует длительной скоростно-силовой подготовки.
Анализ технической подготовленности после освоения навыков по модуля волейболу показал, что уровень улучшилось, но качество исполнения значительно возросло в экспериментальной группе
Достоверные различия в экспериментальной группе были в показателях силового удара нападающего удара и тенденция к улучшению в показателях подачи мяча и передачи снизу. В контрольной группе юношей 10-х классов в конце эксперимента достоверных изменений обнаружено не было. Хотя отмечено увеличение средних результатов выполнения технических приемов по волейболу.
По окончании эксперимента наблюдался относительный прирост в показателях физической и технической подготовленности юношей 10 классов экспериментальной и контрольной группы.
Наибольший относительный прирост в показателях физической подготовленности был у юношей экспериментальной группы: прыжок вверх повысился на 12,4%, прыжок в длину на 4,58%. Время выполнения челночного бега уменьшился на 6,28%, бег «елочка» — на 4,39%. В контрольной группе юношей относительный прирост был незначительный — от 0,95 до 0,29%. Прирост показателя по бегу «елочка» ухудшилось на 5,53%.
Анализируя относительный прирост в показателях технической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп, мы наблюдаем самый большой и самый вероятный прирост в экспериментальной группе в силовом ударе на 20,3%, нападающему ударе на 25,8%, в передаче мяча — на 18,9% и выполнении подач — на 15,7%.
В контрольной группе юношей относительный прирост в технических приемах по волейболу был значительно ниже:
— 1,99% в исполнении подачи мяча,
— 1,98% в передаче мяча снизу,
— 4,40% в показателях силового удара,
— 1,58% в нападающему ударе.
Выводы. Показатели технической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в начале эксперимента, за исключением технического приема передачи мяча снизу. После эксперимента показатели физической подготовленности юношей как экспериментальной, так и контрольной групп повысились: в экспериментальной группе в выносливости, координационных, скоростно-силовых и скоростных показателях. В контрольной группе физическая подготовленность повысилась, но достоверных различий не выявлено.
В конце эксперимента между показателями физической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп достоверные различия наблюдались в 2-х тестах (прыжок вверх и бег «елочкой»). Динамика изменения показателей технической подготовленности в конце эксперимента была достоверно лучше у юношей экспериментальной группы; в контрольной группе динамика технической подготовленности не имела достоверных различий. В экспериментальной группе юношей результаты технической подготовленности достоверно повысились в силовом ударе, нападающему ударе и имели тенденцию к росту в передаче и подачи мяча.
Перспектива дальнейших исследований предполагается в изучении влияния учебно-тренировочных занятий по волейболу в условиях секционных занятий и уроков физической культуры девушек среднего школьного возраста.