Младший школьный возраст: особенности и проблемы

effect-fitness.ru-2-002 В статье авторы анализируют особенности физического развития детей младшего школьного возраста, выделяет проблемы развития в данном возрасте.

Современные условия жизни характеризуются комплексом неблагоприятных факторов, негативно влияющих на здоровье населения: высокий уровень загрязнения окружающей среды, низкий — материального обеспечения большинства населения, социально-экономическая нестабильность общества, недостаточная двигательная активность большинства населения, распространения вредных привычек. Здоровье человека, по данным В. Н.Платонова зависит примерно на 10% от качественного медицинского обеспечения, на 16% — от наследственных факторов, на 21% — от экологии, и на 53% — от образа жизни, таким образом, в обеспечении полноценного здоровья человека базовым является его образ жизни, в котором ключевым компонентом является физическая активность.

Младший школьный возраст — ввжливий период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент дальнейшего физического развития, активно развиваются интересы и привычки, формируется характер. Залогом здоровья и гармоничного всестороннего развития оптимально организованное физическое воспитание детей как в режиме школьного дня, так и самостоятельные занятия.

Для правильного физического воспитания ребенка для специалиста по физическому воспитанию в современной школе необходимо знать особенности его возрастного развития. Ведь его развитие сопровождается такими изменениями в организме, имеющих количественные и качественные показатели и зависят от биологических и социальных факторов.

Общепринятая система условного разделения «школьного периода детства» выделяет следующие три возрастные группы: младший школьный возраст (6-10 л.), средний школьный возраст (подростки 11-14 л.), старший школьный возраст (юноши и девушки 15-17 л.. ).

С целью виришення задач исследования, нами проанализированы результаты антропометрических данных учащихся первых классов. Всего в тестировании приняло участие 61 человек, из них 27 девушек и 34 юноши в возрасте от 6 до 7 лет.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма ребенка: по данным исследований рост ежегодно збильщуеться на 3-5 см вес — на 2-2,5 кг. Процесс окостенения не закончен, поясничная кривизна не сформирована, кости таза НЕ срослись, и поэтому все кости скелета легко подвергаются деформации.

Позвоночник отличается большой гибкостью и подвижностью. Мышцы и связки слабые — требуется большое напряжение мышц, чтобы удержать тело вертикально; поэтому неправильное положение тела, одностороннее нагрузки, большое мышечное напряжение могут привести к искривлению позвоночника. Анализ антропометрических измерений дает возможность сделать вывод, что с 27 девушек на период исследования только трем (11,1%) не исполнилось 7 лет, и 26 ребят (76,5%) достигли этого возраста. Зато средний показатель роста у девочек составляет 125 см, и только 11% (3 человека) ниже нормы. Показатель среднего роста у ребят такой — 124 см, 4 мальчика отстают от нормы. 4 ученика имеют избыточный вес, из них только одна девушка.

Читайте также  Хоккейные школы и секции Москвы

Данный период характеризуется окостенением кисти руки, и придает ей определенной прочности — важного качества, необходимой для ручного труда. Сокращение мышц кисти и плеча вызывают ускорение роста соответствующего участка кисти как в перпендикулярном направлении к ее силы, так и вдоль нее. Необходимо следить за симметричным развитием левой и правой рук, поскольку это имеет большое значение для физического развития ребенка. Выделим упражнения, способствующие гармоничному развитию рук:

— Упражнения с малым и большим мячом;

— Упражнения с гимнастическими палками, обручами, нетрадиционным оборудованием;

— Прыжки с короткой и длинной скакалкой;

— Городки, кегельбан, боулинг;

— Ходьба на лыжах;

— Плавание.

Мышечная система развивается интенсивно, но неравномерно — отстают в развитии мелкие мышцы. Вследствие большой подвижности дети этого возраста тратят много энергии и поэтому быстро устают, особенно, когда выполняют однообразную работу. В 7-8-летнего ребенка мышцы составляют 27% веса тела, а в 15 лет — 33%. Мышечная сила рук увеличивается примерно на 2 кг в год. В 7 лет сила правой руки должна достигать 10-12 кг, в 10 лет 16-17 кг, а до 12 лет — 21-22 кг.effect-fitness.ru-2-003

Результаты измерения силы руки у первоклассников дали следующие результаты: 7 девушек и 14 ребят показали результат выше 12 кг, что соответственно составляет 25,8% и 41%. 5 девочек (18%) и 6 юношей (17%) показали результат от 10 до 12 кг, 2 ученицы (7,2%) и 2 ученика (5%) не выполнили тест. Остальные (соответственно 13 и 12) показали результат от 6 до 9 кг.

Развитию мышц способствуют движения: желание бегать, лазить, прыгать, просто двигаться — физиологическая потребность ребенка, связанная с развитием мышц. Сердечную мышца ребенка 7-8 лет еще слабая. Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще не закончен, отсюда и резкие колебания частоты пульса, нарушения ритма сокращений сердца иногда по совершенно незначительным поводам.

Итак, умелое осуществление физического воспитания в условиях современной школы — замечательное средство укрепления сердечно-сосудистой системы ребенка. Неправильный режим, предохранения детей от физических упражнений, двигательной деятельности могут стать причиной их плохого развития.

Тесно связаны с системой кровообращения органы дыхания. Они обогащают кровь кислородом, необходимым для окислительных процессов, происходящих в тканях. Окружность грудной клетки увеличивается до 64 см, ее форма становится более приспособленной к выполнению своей функции. Укрепляется соотношение окружности грудной клетки с половиной роста. В 6-7 лет эти величины равны между собой, а в 11 лет благодаря быстрому росту окружность грудной клетки становится на 2-4 см меньше половины длины тела.

Читайте также  Воспитание скоростной выносливости у пловцов 11-12 лет методом круговой тренировки

Для младшего школьного возраста характерны относительно слабые дыхательные мышцы. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большей его частотой — от 20 до 22 раз в минуту, а воздух, выдыхает ребенок, содержит только 2% углекислоты на 4% у взрослого. Жизненная емкость легких за период от 7 до 12 лет увеличивается с 1300 до 2000 см 3 В этом возрасте намечается дифференциация типов дыхания: диафрагмальное — у ребят, грудное — у девушек.

В 7-8 лет дыхания детей иногда осложняется из-за узости носовых ходов или вследствие разрастания рыхлой аденоидной ткани. Незаменимое средство активного развития дыхательного аппарата младшего школьника — разнообразные упражнения на свежем воздухе.

Занятия физическими упражнениями способствуют углублению дыхания, совершенствованию газообмена в легких и тканях. Дыхательные движения регулируются произвольно. Поэтому большое значение во время занятий физическими упражнениями приобретает сознательное согласование дыхания с движениями. При этом быстрее формируется механизм дыхательных движений, оптимизируется количество и глубина вдохов и объем воздуха, проходящего через легкие.

Учитывая результаты антропометрические исследования, преподавателями кафедры физической культуры и спорта ЧНУ и учителем физического воспитания учреждения разработана программа по физическому воспитанию «здоровьечко», целью которой определяем оптимизацию двигательной деятельности первоклассников. Проведен мастер-класс с учителями начальных классов по теме «Перерыв: активный отдых или …?», Эспресс-опроса и беседы с родителями, разработанные комплексы физкульт-минуток и физкульт- пауз с использованием инновационных технологий.

Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Выделение основных особенностей физического развития младшего школьника, знание таких особенностей является важной частью подготовки современного учителя физического воспитания. Анализ антропометрические исследования первоклассников, способствовал созданию программы по физическому воспитанию для учащихся первого класса и рекомендаций по ее практическому применению. Дальнейшего изучения требуют психологические особенности детей школьного возраста и выделение роли физического воспитания во всестороннем развитии ребенка.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]