Художественная гимнастика как показатель физического развития организма и здоровья школьниц
Проанализировано влияние специфических упражнений художественной гимнастики на показатели физического развития организма и здоровья школьниц.
Занятия художественной гимнастикой с раннего возраста позволяют овладеть основными сложно техническими навыками до начала полового созревания, что требует знаний особенностей развития организма детей разного возраста. Важное значение для эффективного построения учебно-тренировочного процесса и сохранения здоровья школьниц имеет учета биологического возраста. Который характеризуется уровнем физического развития, функциональными возможностями, степени полового созревания.
В настоящее время в доступной научно-методической литературе представлены лишь общие вопросы проблемы совершенствования системы контроля за процессом физического воспитания детей разного возраста. Посещающих спортивные кружки и секции в свободное время, путем учета морфофункциональных особенностей развития их организма.
Эти обстоятельства требуют от специалистов адекватного обоснования методик физического воспитания
Которые позволяют детям, которые занимаются в секциях перейти на более высокий уровень физической подготовленности и сохранить здоровье.
Опираясь на многолетний практический опыт учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и научные исследования можно отметить, что характерные для художественной гимнастики умеренные нагрузки при соблюдении целостности и динамичности. А также определенной танцевальность выполнения упражнений для физического развития школьниц наиболее полно совпадают с особенностями их моторики и положительно влияют на их эмоциональное состояние и формирование культуры движений. Широкий диапазон специфических упражнений позволяет педагогу умело, мастерски, эффективно, целесообразно, творчески и компетентно варьировать ими для достижения оздоровительного воздействия на организм школьниц.
Цель данного исследования заключается в определении влияния регулярных занятий художественной гимнастикой на показатели здоровья и развития организма школьниц.
Исходя из цели работы ставились задачи:
— исследовать уровень развития организма и показатели здоровья девушек младшего школьного возраста, не посещающих спортивные секции, и девушек, регулярно занимающихся художественной гимнастикой;
— определить влияние специфических упражнений художественной гимнастики на организм школьниц разного возраста.
Для гармоничного развития организма школьниц особенно нужны такие виды физической активности. В которых проявляется гибкость, скоординированность, пластичность, ритмичность, красота и танцевальность движений. им легче переносить физическую нагрузку. Характеризующееся ритмичным и довольно частым чередованием напряжения и расслабления мышц, частой сменой положения тела и его биозвеньев во времени и пространстве, преимуществом динамичности над статичностью. Именно поэтому, по нашему мнению, следует использовать дополнительные занятия художественной гимнастики для развития организма и укрепления здоровья школьниц.
Важное значение для полноценной двигательной деятельности человека имеет функция равновесия
Которая зависит от состояния ног, рук, туловища, вестибулярного аппарата и интегративной функции мозжечка. Совершенствование навыков равновесия и тренировки вестибулярного аппарата обеспечивается всей совокупностью динамической работы на занятиях по художественной гимнастике. А также специальными упражнениями на равновесие при уменьшенной площади опоры, которые развивают мышечную чувств, в результате чего улучшается координация движений и осанка.
Использование упражнений художественной гимнастики, благодаря целостному влияния и компетентному применению, укрепляет весь организм, развивает координацию движений, силу и упругость мышц, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы. А также повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, стимулируя иммунную систему. К комплексов упражнений художественной гимнастики входят упражнения, которые действуют на все отделы опорно-двигательного аппарата (позвоночника, конечностей).
Элементы танцев с предметами представляют собой действенное средство эстетического воспитания, способствующих физическому развитию, совершенствованию координации движений, формированию правильной осанки школьниц.
Использование системы средств художественной гимнастики направлено на воспитание у школьниц умение в нужный момент мобилизовать свои силы
А некоторые стандартные движения выполнять с оптимальным усилием, напрягая и расслабляя только нужные мышцы. Воспитанию умения рационально тратить свои силовые резервы способствуют упражнения на расслабление и махи, упражнения с изменением степени напряжения мышц, упражнения с предметами. А также упражнения повышенной координационной сложности. В результате систематического выполнения этих упражнений у детей повышается тонус мышц, экономность движений, уменьшаются нервные и мышечные усилия при выполнении работы.
Сложность биомеханической структуры двигательных действий в художественной гимнастике обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это выдвигает требования к уровню развития оперативной и кумулятивной памяти школьниц. А также к таким качествам сенсомоторной координации, как выразительность и полнота зрительных представлений, ощущение, ритмичность структуры, точность выполнения движений.
Качество выполнения упражнений (выразительность, артистичность, музыкальность, ритмичность и другие) требует формирования способности к самоконтролю и оперативной коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания. А также умение концентрировать и распределять внимание, скорости и точности реагирования, скорости и продуктивности мышления, самокритичности, настойчивости.
Выполнение упражнений художественной гимнастики учит школьниц чувствовать позу, ходить с поднятой головой и выпрямленной спиной, укрепляют мышцы шеи, спины, брюшного пресса, рук и ног. Это необходимо для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений.
Для определения физической работоспособности организма и уровня биологического развития человека изучают комплекс морфологических и функциональных свойств организма (физическое развитие)
К морфологическим свойствам относятся: рост, вес, окружность грудной клетки и поперечные и продольные размеры биозвеньев тела; функциональным — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц сгибателей кисти, частота сердечных сокращений, артериальное давление, физическая работоспособность.
Результаты сравнительного анализа показателей развития организма гимнасток младшего школьного возраста, посещающих и школьниц, которые не посещают секцию художественной гимнастики позволили определить влияние занятий художественной гимнастикой на организм школьниц.
Исследования проводились с гимнастками 8-9 лет, занимающихся в секции художественной гимнастики, и со школьницами общеобразовательной школы. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 80 девушек, из них 40 гимнасток и 40 школьниц.
Результаты сравнения комплексной оценки состояния здоровья гимнасток младшего школьного возраста. Которые занимаются художественной гимнастикой с аналогичным показателем школьниц этого же возраста. Которые не посещают спортивные секции показывают очевидное преимущество первых.
Гимнастки имеют большие показатели роста, меньшую массу тела, большие показатели объема и экскурсии грудной клетки.
Среднестатистический показатель функциональной работоспособности у гимнасток находится в пределах средних величин, а у школьниц, не занимающихся в секции определяется как низкий. В гимнасток значительно выше показатели кистевой динамометрии. Обращает на себя внимание разница в уровне комплексной оценки здоровья школьниц, занимающихся и не занимаются художественной гимнастикой. Так в первых он составляет 9,64 балла и определяется как средний, у вторых — 4,40 балла, что соответствует низкому уровню здоровья я.
Очевидна достоверная разница в таких показателях как кистевой динамометрии, физическая работоспособность, показатель осанки, уровень резистентности организма негативным внешним воздействиям и комплексный показатель здоровья (Р <0,05)
Которая может быть обусловлена влиянием регулярных специфических нагрузок.
С помощью доступных методов исследования функционального состояния девушек, посещающих секцию по художественной гимнастике, нами изучались уровне развития дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной системы и общей физической работоспособности гимнасток четырех возрастных групп: 7 — 9 лет, 10 — 11 лет, 12 — 14 лет, 15 — 17 лет. Измерялись следующие характеристики: ЖЕЛ, время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и после выдоха (проба Генчи). Определялся уровень физической работоспособности (индекс Руфье). Применялась динамометрия правой и левой кисти (табл. 1). Однородность выборочных данных (V <10%) была зарегистрирована в большинстве показателей.
Результаты сравнительного анализа показателей развития и здоровья гимнасток различных возрастных групп позволили выявить положительное влияние занятий художественной гимнастикой на формирование и развитие организма школьниц. Очертить возрастные нормы и особенности функционирования систем организма, физического развития и физической работоспособности. Это позволило обосновать и разработать систему педагогических воздействий средствами художественной гимнастики на развитие организма и показатели здоровья школьниц.
Прирост показателей дыхательной системы у девушек разных возрастных групп, занимающихся художественной гимнастикой, происходит постепенно, самые его темпы наблюдаются в возрасте 15 — 17 лет, самые низкие в девушек 10 — 11 лет (по сравнению с показателями школьниц 7 — 9 лет).
Для определения уровня тренированности и функциональной способности сердца, сосудов и регуляторных механизмов кровообращения (физической работоспособности) используется общепринятая функциональная проба Руфье с дозированной нагрузкой. Результаты исследований свидетельствуют, что показатель физической работоспособности гимнасток 7 — 9 лет, 10 — 11 лет и 12 — 14 лет определяется как средний (9,43 ± 0,25 балла, 9,39 ± 0,34 балла и 8,08 ± 0 , 56 балла соответственно). Данный показатель девушек 15 — 17 лет соответствует высокому уровню физической работоспособности (4,19 ± 0,51 балла). Наибольшие темпы прироста физической работоспособности фиксируются в гимнасток старшей возрастной группы (15 — 17 лет) (48%), самые низкие — у гимнасток 10 — 11 лет (9%).
Выводы
1. В результате анализа литературных источников и собственных результатов исследования выявлено, что занятия художественной гимнастикой способствуют естественному развитию школьниц.
2. В процессе роста детского организм, в период благоприятных условий онтогенеза, формируется дыхательный аппарат, увеличиваются размеры грудной клетки, развиваются дыхательные м мышцы, уменьшается частота дыхания, увеличивается общая емкость легких.
Выявлено, что занятия художественной гимнастикой положительно влияют на развитие организма девушек, проявляется в гармоничности физического развития школьниц и высоком уровне функционирования дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной систем. Под влиянием дополнительных занятий в секции художественной гимнастики процессы развития ускоряются, что придает организму морфо-функциональные резервы.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Актуальным считаем дальнейшие исследования в направлении целенаправленного использования упражнений художественной гимнастики для развития и оздоровления организма школьниц.
Препятствием для роста спортивного мастерства гимнаста является психическая травма – гимнаст теряет уверенность; у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выполнять не только то упражнение, при котором получил травму, но к другие рискованные упражнения.
Перспективным направлением в решении задачи оптимизации процесса физического совершенствования учащихся является создание в общеобразовательных школах специализированных классов с физкультурно-спортивным уклоном. Это создает условия для реализации новых установок международных спортивных федераций, требующих широкого поиска практических и методических решений для подготовки высококвалифицированных спортсменов, фундамент высшего спортивного мастерства которых закладывается именно в группах начальной подготовки
Помимо всего вышеперечисленного, х/г развивает у спортсменок самоконтроль, стабильность внимания и настойчивость. Этому способствует постоянное стремление гимнасток к четкой и выразительной передаче эмоций и чувств во время выступления, использование артистизма для большей эффектности. Девушки, которые посвящают свою жизнь этому неповторимо женственному спорту, обретают гармонию, в первую очередь, в собой и своим телом.