Формирование двигательных навыков в процессе физического воспитания
Формирование двигательных навыков в процессе физического воспитания
Эффективное выполнение какой-либо двигательной деятельности, чаще всего связывается с уровнем физической подготовленности, с наличием двигательных навыков. А также с представлениями о произвольном управления поведением и деятельностью. Работы учёных составили основу теории строения и управления произвольными движениями, в свою очередь способствовало формированию современных методических подходов к обучению двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания.
В современной психолого-педагогической литературе, несмотря на неоднозначность мнений авторов, в основном подчеркивается ведущая роль сознания и мышления в двигательном обучении.
По поводу обучения двигательным действиям, формирования двигательных навыков полностью вписывается в понятие произвольного управления. Которое кратко можно определить как способность человека усваивать новые сложные двигательные действия. Сознательно управлять собственными действиями, планировать их выполнения, контролировать и корректировать в результате анализа внешних трудностей и собственных возможностей. В том числе и наличии двигательных навыков. Уровень готовности к произвольному управлению безусловно влияет на эффективность процесса формирования двигательных навыков и результативность двигательных действий. С другой стороны двигательные навыки являются составной (исполнительной) частью произвольного управления двигательной деятельностью.
Уровень сформированности навыков учащихся оценивался экспертами в процессе выполнения легкоатлетических, гимнастических и игровых упражнений по 12-балльной шкале. Уровень определялся по количеству баллов: 11-12 — высокий, 10 — достаточный, 8-9 — средний и до 8 баллов — низкий.
В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что методика формирования двигательных навыков должна предусматривать пять этапов
Основными средствами в процессе формирования двигательных навыков у учащихся были сами физические упражнения. А также условия их выполнения. Значительное внимание в процессе эксперимента мы уделяли выполнению упражнений не на максимальный результат, а на точность, например, на 80% от максимального результата. Была разработана система специальных тест-задач, психомоторных игр и подвижных игр. Формирование двигательных навыков в процессе нашего исследования связывалось в большей степени с акцентом на психическую активность личности — проявлениями мысленных операций, памяти, внимания, восприятия.
Анализ результатов формирующего эксперимента показывает, что количественное соотношение учащихся с различными уровнями сформированности двигательных умений и навыков в экспериментальных классах значительно изменилось. Перемещение учеников экспериментальных классов с низким уровнем сформированности показателей двигательных умений и навыков в группы со средним. Достаточным и высоким уровнями происходило более интенсивно, чем в контрольных классах. Это свидетельствует об эффективности предложенных экспериментальных подходов к формированию двигательных умений и навыков как исполнительной части управления произвольными двигательными действиями.
По нашему мнению, скорость и качество усвоения новых физических упражнений, освоения рациональных приемов двигательной деятельности. То есть формирование двигательных умений и навыков также зависит от уровня сформированности психомоторных способностей. Поэтому параллельное и связующее формирования психомоторных способностей и усвоения новых физических упражнений является наиболее эффективным.
В подростковом возрасте количество учеников экспериментальных классов с низким и средним уровнями сформированности двигательных навыков заметно уменьшилась
Это уменьшение в целом за низким и средним уровнями составляет 18,0%. Соответственно увеличилось количество подростков с высоким уровнем на 13,5% и с достаточным уровнем на 4,5%. Аналогичные сдвиги в контрольной группе подростков менее существенные и не имеют практического значения.
Количество учащихся старших классов с низким уровнем сформированности двигательных навыков в экспериментальной группе на констатувальному этапе эксперимента составляла 23,3%, промежуточный срез показал 18,1% и контрольный — 10,4%. То есть за период эксперимента эта группа старшеклассников уменьшилась на 12,9%. Условная группа старшеклассников со средним уровнем сформированности двигательных умений и навыков за период эксперимента уменьшилась на 9,3%, с 40,9% до 31,6%.
Всего за двумя уровнями количество учеников старших классов в начале эксперимента составляла 64,2%, промежуточный срез показал 55,5%, контрольный 42,0%, то есть уменьшение составляет 22,2%. Условные группы старшеклассников с достаточным и высоким уровнями проявления двигательных навыков в экспериментальных классах соответственно увеличились за период эксперимента на 22,2%. В контрольных классах увеличения учащихся с высоким уровнем проявления двигательных умений и навыков составляет 1,4%, с достаточным уровнем 1,7%, со средним уровнем 3,4%, то есть сдвиг не существенные.
В связи с этим подчеркиваем, что эффективность формирования у учащихся двигательных навыков в процессе физического воспитания зависит не столько от многократного механического повторения физических упражнений по принципу условного рефлекса. А это связывается в большей степени с сознанием, с психической активностью личности — проявлениями внимания, памяти, восприятия, ощущений, процессов представления, мышления. Без участия сознания, без создания во внутреннем плане программы двигательного действия на основе анализа внешней ситуации и собственных возможностей. Без глубокого понимания сущности конкретного физического упражнения и ее значимости процесс обучения превращается в механическое и малоэффективно повторения двигательных задач учителя.