Физическое воспитание школьников
В статье автора рассматриваются состояние, аспекты и проблемы физического воспитания школьников. Выделенные формы работы со школьниками как в урочное так и внеурочное время. Проанализировано понятие «двигательной активности» школьников.
Физическое воспитание является составной всестороннего развития личности. Оно направлено на обеспечение физического развития индивида, укрепления здоровья, морфологическое и функциональное совершенствование организма человека. Чем больше развиты физические и духовные силы человека, тем выше уровень его работоспособности и результативности труда. Итак, проблема физического воспитания и сегодня актуальна и социально значимой. Здоровый человек более предприимчивая, активная, мобильная, жизнерадостная и вообще жизнеспособна.
Итак, физическое воспитание — система социально-педагогических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений.
Физическому воспитанию младших школьников сегодня нужно уделять значительное внимание. Продолжительность жизни в нашей стране на 10-12 лет ниже, чем в развитых странах. Особенно велика смертность среди детей. Лишь 20% учеников после окончания школы считаются практически здоровыми. Каждый третий школьник больной, каждый тридцатый имеет отклонения в психическом развитии, 5-10% детей страдают от наркотической зависимости.
Осложнения учебных программ современной школы, интенсификация учебного процесса приводят к снижению двигательной активности, сокращение продолжительности отдыха учащихся, а это, в свою очередь, вызывает нежелательные изменения в их физическом состоянии. А еще неполноценное, бедное витаминами и микроэлементами питания, работа с компьютерами устаревшего типа, не имеющих необходимой защиты, вот картина реального нездоровья всего населения страны.
Физическое воспитание охватывает правильный режим и питание ребенка, систематическое использование для укрепления организма природных факторов — воздуха, солнца, воды и различных методов закаливания, физической культуры и спорта.
Задачи физического воспитания решаются в комплексе на уроках физического воспитания и на других уроках. В последние годы уделяется большое внимание поиску эффективных форм физического воспитания детей и молодежи, формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Вопрос мотивации физического совершенствования младших школьников рассматривает Г. Безверхняя, А. Козленко; проблемы формирования личности и детском возрасте и роль физического воспитания рассматривает Л. Божович.
Целью исследования определяем анализ и проблем физического воспитания школьников и выделены формы работы со школьниками как в урочное так и внеурочное время; понятие «двигательной активности» школьников.
Физическая слабость — причина не только неуспеваемости, но и недисциплинированности, срывов в поведении, создание конфликтной ситуации, то есть у больного ребенка в большей степени проявляется зависимость духовной жизни от ее физических сил. Вот почему знание потенциального уровня не только интеллектуальных, но и физических сил ученика — непременное условие организации учебно-воспитательного процесса на уроке.
Основными формами физического воспитания являются: уроки физической культуры; физкультурные минутки во время уроков; игры и упражнения на переменах и в режиме продленного дня; занятия в кружках физической культуры, спортивных секциях; спортивные соревнования; занятия спортом во внешкольных учебных заведениях; физическое самосовершенствование в семье.
Не вызывает сомнения тот факт, что самым действенным средством физического воспитания учащихся является уроки физкультуры. Учителям физкультуры следует помнить: физическая нагрузка на организм учеников нужно увеличивать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а потом — так же постепенно снижать до исходного уровня. Необходимо соблюдать научно обоснованной и выверенной практикой структуры урока физкультуры и дозировка времени: вступительная часть — 3-5 мин, подготовительная — 8-15 мин, основная часть — 20-30 мин, завершающая часть, целью которой является приведение учащихся к спокойному состоянию, и подведение итогов урока.
Физическое воспитание в школе, по оценке педиатров и физиологов, по насыщенности и иногда это очевидно недостаточным. Значительное количество детей приходит в школу уже с определенными хроническими заболеваниями внутренних органов; лечебная гимнастика для них, наряду с медицинскими препаратами и процедурами, закаляют организм, просто необходима.
Изложенные выше составляющие содержания физического воспитания учащихся реализуются в организации санитарно-гигиенического режима в учебном заведении, учебных планах и программах по физической культуре, в преподавании других учебных предметов, когда учителя учитывают динамику работоспособности учащихся в течение урока, рабочего дня, недели, учебного года; специфику учебного предмета, интерес учащихся к предмету, практическую или теоретическую значимость темы урока. В процессе обучения, с целью сохранения здоровья учащихся, важно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уровни учебной подготовки, их запросы и потребности в приобретении знаний. В соответствии с этим подбирается содержание и объем дидактического материала, его сложность и доступность в расчете на оптимальное учебную нагрузку учащихся на уроке. Классные комнаты, учебные кабинеты должны систематически проветриваться, хорошо освещаться естественным светом и электрическим током. Обязательным требованием, особенно для учеников начальных и средних классов, является проведение на уроке физкультминутки, музыкальной паузы, других форм кратковременного отдыха. Усталости и перегрузке учеников предотвращает изменение видов учебно-познавательной деятельности на уроке.