Физическое развитие школьников темпами их биологического созревания
Физическое развитие школьников темпами их биологического созревания
В ребят 11-16 лет обнаружено достоверные корреляционные взаимосвязи антропометрических показателей, как с хронологическим, так и с биологическим возрастом. Но, с биологическим возрастом установлено достоверные корреляционные связи данных показателей по сравнению с хронологическим возрастом.
Вопрос о том, каков удельный вес каждого признака в процессе полового созревания, насколько тесно характер градаций каждого признака как отдельно, так и в интегрированной форме связан с уровнем биологической зрелости требуют дальнейшего исследования.
Проанализировать половые различия и обусловленность физического развития школьников темпами их биологического созревания.
В результате констатирующего педагогического эксперимента было обследовано 1305 школьников 11-16 лет (752 юноши и 553 девушки) общеобразовательных школ. Луцка. В частности, изучались: длина и масса тела, обхват грудной клетки, развитие костного, мышечного и жирового компонентов состава тела.
Оценку темпов биологического развития проводили по показателям полового созревания.
Материалы исследования. В процессе проведенного исследования, было выявлено значительный размах по стадиям развития вторичных половых признаков у девочек 11-16 лет. Внутри возрастных групп выделяют подгруппы с ускоренным, средним и замедленным развитием, определенных по темпам развития вторичных половых признаков.
Расслоение по скорости возрастного развития, то есть разница между хронологическим и биологическим возрастом, может достигать 4-5 лет. Благодаря чему подростки того же возраста имеют разный уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений, то есть неодинаков биологический возраст.
Наибольшие различия между паспортным и биологическим возрастом, наблюдают у девушек-подростков в возрасте 13-14 лет, наименьшие — в 11 и 16 лет. Очевидно, это связано с тем, что наибольшая разница в биологическом возрасте возможна в периоды наибольшей интенсивности роста, где более выражены индивидуальные различия. Усиление влияния экзогенных факторов на признаки физического развития отмечается в период сложной инверсии генотипа — 13-18 лет, но основное значение в их реализации сохраняется по генотипу.
Проведен сравнительный анализ корреляции некоторых антропометрических показателей с хронологическим и биологическим возрастом школьников 11-16 лет.
В процессе роста организма морфологическое и функциональное развитие растут, поэтому естественно, что у детей старшего возраста отдельные их показатели выше, чем у младших. Именно поэтому, в период роста организма, у детей, в отличие от взрослых, наблюдается взаимосвязь некоторых морфофункциональных показателей с возрастом, простое можно было бы выявить определением коэффициента корреляции.
Поскольку рост отдельных морфофункциональных показателей развития подростков зависит от возраста, а динамика их роста приближается к линейной, то корреляционный анализ позволит определить, что имеет большее влияние на формирование конкретной морфологической или функциональной характеристики развития, время адаптации (хронологический возраст) или генетическая программа темпов развития (биологический возраст).
Установлено, что у девушек как с хронологическим, так и с биологическим возрастом существует взаимосвязь исследуемых нами отдельных параметров антропометрических показателей.
Установлено, что с биологическим возрастом девушек антропометрические показатели тесно коррелируют чем с хронологическим, а такие, как масса тела, индекс Кетле, площадь тела, абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела — статистически значимо.
У ребят корреляционный анализ исследуемых нами отдельных антропометрических показателей выявил тесную, достоверный, взаимосвязь исследуемых показателей как с хронологическим так и с биологическим возрастом.
Но, при сравнении коэффициентов корреляции выявлены определенные особенности данных взаимосвязей.
Так, с биологическим возрастом ребят морфологические показатели достоверно теснее коррелируют чем с хронологическим, кроме относительных величин жирового и костного компонентов массы тела.
Таким образом, соматический развитие школьников 11-16 лет имеет более тесные корреляционные взаимосвязи с биологическим возрастом, чем хронологическим.
Однако у ребят она выражена в большей степени, чем у девушек. Отмечаются определенные половые различия взаимосвязей.
Установлено, что у девушек как с хронологическим, так и с биологическим возрастом существует взаимосвязь компонентного состава массы тела.
Однако при сравнении коэффициентов корреляции выявлены определенные особенности данных взаимосвязей. Так, с биологическим возрастом девушек компонентный состав массы тела тесно коррелирует чем с хронологическим, а абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела — статистически значимо.
Но, с абсолютным жировым компонентом массы тела не обнаружено значимого взаимосвязи с хронологическим возрастом.
При сравнении коэффициентов корреляции выявлены определенные особенности данных взаимосвязей.
Так, с биологическим возрастом ребят показатели компонентного состава массы достоверно теснее коррелируют чем с хронологическим, кроме относительных величин жирового и костного компонентов массы тела.
Однако при сравнении коэффициентов корреляции выявлены определенные особенности данных взаимосвязей. Так, с биологическим возрастом девушек показатели компонентного состава массы тела тесно коррелируют чем с хронологическим, а такие, как абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела — статистически значимо.
Итак, в подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей степени определяется степенью полового созревания, чем календарным возрастом. Существенные различия в терминах полового созревания девушек и парней, индивидуальные особенности его темпа, приводят к возникновению значительной неоднородности состава школьников каждого класса.
В одном классе могут учиться дети с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с различными функциональными и адаптационными возможностями. Поэтому в данный возрастной период необходимо применение дифференцированного подхода, и основным критерием дифференциации следует считать темпы биологического созревания.
Установлено, что время наступления пубертатного периода, темпы и фаза полового созревания обусловливают уровень общего соматического развития.
Отмечается более тесная взаимосвязь морфологических показателей с биологическим возрастом, чем с паспортным.
Вывод. В ребят обнаружено достоверные корреляционные взаимосвязи антропометрических показателей, как с хронологическим, так и с биологическим возрастом.
Но, с биологическим возрастом установлено достоверные корреляционные связи данных показателей по сравнению с хронологическим возрастом, кроме длины тела и окружности грудной клетки у девушек.
Установлено, что у девушек и парней существует достоверная взаимосвязь показатели компонентного состава массы тела как с хронологическим так и с биологическим возрастом, кроме абсолютного жирового компонента массы тела у мужчин.
При сравнении коэффициентов корреляции показателей компонентного состава массы тела с биологическим и хронологическим возрастом выявлено тесное корреляцию данных показателей у ребят с биологическим возрастом, а такие, как абсолютные и относительные величины жирового компонента массы тела у мужчин и абсолютный жировой, мышечный, костный компонент массы тела у девушек — статистически значимо.