Спорт для всех, как социальная система

Спорт для всех, как социальная система

Спорт для всех, как социальная система

Спорт для всех, как социальная система

Спорт для всех, который зародился в 60-70-х годах прошлого века как спортивное движение (неустойчивое социальное образование), благодаря важности и полезности для общества, растущей популярности, социальному признанию и определенной типичности в реализации, оформился на рубеже веков как социальное явление ( закономерная тенденция жизнедеятельности общества) с соответствующими свойствами и признаками. Именно последние как видовые характеристики отличают спорт для всех от другого социального явления спортивного характера — спорта высших достижений.

В ряде научных исследований изучалась сущность спорта для всех, однако их анализ указывает на отсутствие единой согласованной характеристики этого явления, хотя большинство авторов отмечают ряд его подобных признаков. Критическое переосмысление результатов этих исследований позволило нам на основе законов логики обосновать такое определение спорта для всех.

Это самостоятельное социального явление, заключающееся в регулярном использовании различными группами населения во время досуга доступных видов двигательной активности надлежащего объема путем участия в соответствующих спортивных мероприятиях, самостоятельных занятий и / или занятий в формальных или неформальных организациях для укрепления здоровья и улучшения качества жизни человека.

Научный анализ любого социального явления, в том числе спорта для всех, предусматривает использование системного подхода.

Этот подход определяется Ю.П.Сурминим как принцип познавательной и практической деятельности, основанной на системном отражении действительности.

В социальных системах, как особо сложных системах, осуществляется декомпозиция основной цели на ряд составляющих, позволяет сформировать иерархию целей от самой высокой до самой низкой. Соподчинение целей для наглядности подается в виде так называемого «дерева целей», которое позволяет системно показать порядок движения к цели путем достижения целей низшего уровня.

Вместе с этим, в доступных информационных источниках отсутствуют научные данные о характеристике спорта для всех как социальной системы, а также необоснованно декомпозиции цели этой социальной системы. В результате усложняется процесс формирования соответствующей системы в Украине, что негативно сказывается на уровне привлечения населения к двигательной активности во время досуга для укрепления здоровья.

Слово «система» происходит от греческого слова — целое, состоящее из частей.

Различают механические, физические, химические, биологические и социальные системы.

Социальная система — это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, процессов, образующие интегральные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.

Главным свойством социальных систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку основной их элемент — человек. Этим объясняется максимальная сложность социальных систем по сравнению с другими ее видами, поскольку каждый человек обладает субъективностью и широким диапазоном выбора поведения.

Среди главных содержательных характеристик социальных систем следует отметить целостность и дилимисть. С одной стороны, система представляет собой совокупность определенных частей, с характерными взаимоотношениями и свойствами, а с другой — система состоит из подсистем, которые могут быть представлены как самостоятельные системы, а также сама система входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня. Системообразующими факторами социальных систем есть цель, структура и управление. Социальные системы обладают определенными функциями, которые определяются их структурой и особенностями взаимоотношений между составляющими этих систем.

Социальные системы — это динамические открытые системы, которые должны постоянно реагировать на изменения во внешней окружающей среде

Внешняя среда включает политические, социально-экономические, правовые и демографические условия, общественные ценности, культуру и менталитет народа, религиозные вероисповедания, географические и климатические условия.

На основе проведенного теоретического анализа социальных систем и сущности спорта для всех представляется обоснованным определение системы спорта для всех как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъектов для достижения определенной цели и реализации соответствующих функций. Это целостная социальная система и одновременно подсистема сферы физической культуры и спорта. Система спорта для всех имеет установленную организационную структуру и процедуру управления. Условия жизни людей и потребности социального заказа существенно влияют на формирование, функционирование и развитие системы спорта для всех. Указанная социальная система тесно связана с другими важными системами общества: политикой, экономикой, культурой, наукой и тому подобное.

Главным субъектом и объектом системы спорта для всех является человек

Другие субъекты целесообразно разделить и такие группы:

Первая группа — субъекты, которые непосредственно организуют и проводят мероприятия по привлечению человека к двигательной активности, — это спортивные клубы оздоровительной направленности различных форм собственности и организационно-правовых форм, физкультурно-оздоровительные учреждения (фитнес-центры, БРА-центры, комплексы, школы, студии и т.п.), центры физического здоровья населения, физкультурно-спортивные общества, спортивные федерации (ассоциации, союзы и т.д.).

Вторая группа — субъекты, которые способствуют привлечению человека к двигательной активности, — это спортивные сооружения, рекреационные парки, базы отдыха и другие места для двигательной активности человека; высшие учебные заведения, в которых готовятся специалисты соответствующей квалификации; научные учреждения, где исследуются проблемы функционирования и развития системы спорта для всех; медицинские учреждения (разрешение на занятие, медицинский контроль и сопровождение занятий);

Средства массовой информации, которые распространяют соответствующие образовательные, пропагандистские и рекламные сообщения; предприятия и организации спортивной индустрии, которые обеспечивают производство и реализацию спортивного и туристического оборудования и инвентаря, спортивной экипировки и обуви, а также их прокат; третья группа — субъекты, которые обеспечивают управление взаимодействием вышеперечисленных субъектов системы спорта для всех, — это органы государственного управления и местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

d739942786aa85b2657830a730870db3

Кроме указанных субъектов, система спорта для всех включает совокупность теоретико-методологических, технологических, научных, управленческих, программных и правовых основ.

Обоснование и разработка указанных основ выдаются перспективными направлениями и задачами как соответствующих фундаментальных, так и прикладных исследований.

В результате обобщения передового мирового опыта и проведенного нами теоретического исследования можно выделить следующие формы реализации системы спорта для всех:

спортивные программы — специально организованные общедоступные массовые спортивные мероприятия и фестивали (могут быть заочными, когда отдельные участники или команды соревнуются между собой на расстоянии по переписке, фиксируя определенные показатели, или проводиться непосредственно для всех участников в местах массового отдыха людей и других приспособленных местах);

Читайте также  Влияние алкоголя на женский организм

фитнес-программы — занятия спортом для всех с акцентом на повышение функциональных возможностей организма и профилактику хронических заболеваний людей, осуществляются самостоятельно или в формальных организациях (фитнес-центры, спортивные клубы и т.д.);

рекреационные программы — занятия спортом для всех развлекательного характера, осуществляемых самостоятельно или в неформальных организациях по месту жительства и / или массового отдыха людей, в специальных рекреационных местах (базы отдыха, профилактории, лесопарки, туристические базы и т.д.).

Одно из значений слова «цель» — это то, к чему стремятся, что надо осуществить

Цель характеризует мысленное предвосхищение желаемого результата деятельности. Определение основной цели должна дать ответ на вопрос: для чего существует определенная система?

В литературных источниках рекомендованы следующие основные требования к качеству целей: отражение противоречия между имеющейся ситуацией и реальными общественными потребностями; достижимость и реалистичность, непротиворечивость закономерностям самоорганизации; понятность изложения; измеримость уровня достижения по определенным единицами характерных признаков; количественное оформления в показателях, основанные на выбранных условиях.

Важную роль в определении и достижении цели играют: непротиворечивость и совместимость целей различных иерархических уровней; обратная связь в процессе функционирования системы; возможность проверки и коррекции взаимодействий; применения стимулов по согласованную деятельность и штрафных санкций за срыв целостного функционирования.

Цели социальной системы является доминантой определения путей и средств их достижения, структуры системы, организации ее функционирования и реализации управления ею. Кроме этого, целесообразно учитывать, что цели социальной системы являются одновременно важными как для развития конкретного человека, так и общественного прогресса в целом.

Выше приведены теоретические положения дают возможность определить, что основная цель (или цели) системы спорта для всех — это привлечение людей к двигательной активности во время досуга для укрепления здоровья.

Такая цель социальной системы обычно являются так сказать «путеводной звездой» для субъектов, которые объединены в систему спорта для всех.

Она определяет направление движения и конечный его результат. Критерием уровня реализации этой цели является показатель соотношения количества людей, которые имеют достаточную двигательную активность во время досуга для сохранения здоровья, в общей численности населения.

Ожидаемый социальный эффект от системы спорта для всех общество может почувствовать тогда, когда число лиц, занимающихся различными видами двигательной активности, составляет в среднем более 30% всего населения. Следовательно, можно утверждать, что в государствах, где не достигнуто указанного показателя, есть необходимость формирования системы спорта для всех. К их числу относится еще большинство государств мира.

Сигналом о сформированности такой системы является указанный выше уровень привлеченного населения к двигательной активности во время досуга для сохранения здоровья. Далее происходит переход к этапу функционирования и развития системы спорта для всех в достижение и сохранение абсолютного результата — привлечение всех людей к соответствующей двигательной активности.

Для определения путей достижения указанной цели системы спорта для всех ее необходимо дифференцировать на промежуточные и первичные цели, суть которых сводится к ответу на вопрос: каким образом привлечь и удержать каждого человека на соответствующем уровне двигательной активности во время досуга для укрепления здоровья?

Выше отмечалось, что базисом социальных систем являются интересы людей.

Слово «интерес» (от лат. Interesse — быть внутри, иметь важное значение) истолковывается как черта личности, проявляющаяся в направленности человека на приобретение определенных знаний или на выполнение определенной деятельности.

Интерес занимает промежуточное положение в ряде психологических феноменов, характеризующих механизмы побуждения человека к деятельности, связанной с удовлетворением определенных потребностей, то есть с мотивами (от лат. Moveo — толкаю, двигаю). Интерес возникает на основе познавательного влечения (желания) — энергии, которая активизирует поведение в отношении того или иного вида деятельности. Это первый эмоциональное проявление потребности человека в чем-то. Появление влечения образует начальный этап мотивационного процесса.

Далее интерес, как осознанный мотив, может перерасти в стремление (сильное желание, хотение) и убеждения (система устойчивых принципов личности). Интерес еще трактуется как специфический человеческий уровень в развитии потребностей, которому присуща сознание и свобода. Интерес — это «выше культурные потребности», что является движущими силами поведения человека.

Они проявляются прежде всего в упорном и постоянном восторге определенной деятельностью.

Е.П.Ильин подчеркивал, что потребности приобретают сознательной, «смыслообразующих» силы из-за интереса, то есть через полное понимание сущности потребности и путей ее удовлетворения, в результате чего мотивационный процесс приобретает ясной и четкой направленности. Безусловными для толкования интересов есть два обстоятельства: наличие в них той или иной потребности и положительное переживание этой потребности. Акцент в понимании взаимосвязи «потребность — интерес» принадлежит цели, которая бы «обозначает» интерес, показывая относительно чего он проявляется.

sportivnaya_semja Таким образом, современная трактовка интереса человека к двигательной активности предполагает раскрытие сущности соответствующих индивидуальным потребностям личности.

На основе обобщения практики физкультурно-оздоровительной деятельности и проведенного научного анализа отдельных положений теории и методики физического воспитания различных групп населения и общей психологии нами предпринята попытка охарактеризовать индивидуальные потребности человека в двигательной активности как комплекс, включающий потребности организма и потребности личности, которые также дифференцируются на отдельные составляющие.

В частности, потребности организма человека в двигательной активности включают:

а) необходимость в оздоровлении организма, повышении его жизнеспособности;

б) необходимость в оптимизации физической подготовленности человека и его физического развития;

в) потребность компенсировать негативное влияние гиподинамии на психофизическое состояние организма человека;

г) потребность в восстановлении работоспособности организма после рабочего дня и недели.

Потребности личности в двигательной активности объединяют:

а) необходимость активного досуга;

б) потребность в общении с другими людьми;

в) потребность в эмоционально насыщенных развлечениях;

г) необходимость обеспечения творческого долголетия;

д) потребность в улучшении качества жизни.

В ходе двигательной активности кроме указанных основных потребностей удовлетворяется и целый ряд сопутствующих потребностей: потребность признания, достижений, честолюбия, показать себя; потребность сохранить свой статус, избежать разочарований и преодолеть поражения, неудачи; так же потребность в приобретении предметов, стремление к порядку; потребность участвовать в познавательных процессах, желание удовлетворить свое любопытство; потребность в развитии интеллектуальных, волевых и моральных качеств и другие.

Читайте также  Самая большая проблема в фитнесе - неправильная тренировка

Кроме индивидуального интереса, важными стимуляторами и регуляторами процесса побуждения человека к двигательной активности является соответствующие социальные интересы, которые органически связаны с потребностями общества. Такие интересы, как отмечает Т.Ю.Круцевич, выступают в виде идеалов, законов, общественного мнения, моды, форм организации населения и педагогического процесса, материального обеспечения, нравственной ориентированности.

Между индивидуальными и социальными интересами существует диалектическая взаимосвязь, они влияют друг на друга:

социальные интересы выступают как обобщение индивидуальных, а формирование и удовлетворение индивидуальных интересов осуществляется с учетом социальных. Согласно гуманистической доктрины общественного развития государство и его интересы должны служить развитию личности, а не личность имеет ущемляться ради государства, его идеологии, достижения им ложной величия и могущества.

Итак, на основе проведенного теоретического исследования интереса человека к двигательной активности и в соответствии с обоснованной нами концепции гуманизации процесса привлечения населения к двигательной активности можно утверждать, что промежуточными целями для достижения цели системы спорта для всех являются: сформированность интереса человека к двигательной активности и наличие возможностей для поддержки и удовлетворения этого интереса.

Формирование интереса человека к двигательной активности, как осознанного мотива происходит через познание и понимание значимости соответствующих индивидуальных и социальных причин такой деятельности.

Для появления у человека познавательного влечения (желания) осуществлять двигательную активность во время досуга для укрепления здоровья необходимо достичь таких первичных целей:

1) обеспечение информированности населения о пользе двигательной активности и о возможных путях изменения поведения человека для ведения здорового образа жизни;

2) осуществление пропаганды различных форм и видов спорта для всех.

Человек, осознавший потребности в двигательной активности, практически всегда находит возможности для их удовлетворения. Основой формирования интереса является потребность, актуализируется в процессе предметной деятельности. И именно в процессе выполнения этой деятельности происходит формирование и закрепление определенного интереса.

Регулярное удовлетворения потребности, которое сопровождается утешением, создает положительное отношение (интерес) к деятельности, удовлетворяет потребность. Только одна заинтересованность в результате деятельности при отсутствии приятных переживаний (удовольствия, радости) вызывает исчезновение (затухание) интереса. Негативные эмоции побуждают человека избегать ситуаций и людей, приносили или могут принести им неприятные переживания. Итак, в ходе двигательной активности человека негативные эмоции пагубно влияют как на ее желание, так даже и по мнению относительно продолжения дальнейших соответствующих занятий.

Кроме положительных эмоций, важное значение для формирования интереса к двигательной активности во время досуга для укрепления здоровья имеют добровольность и свободный выбор человеком форм и видов спорта для всех, а также другие составляющие обоснованной нами концепции гуманизации процесса привлечения населения к двигательной активности.

Создание возможностей для поддержки и удовлетворения интереса человека к двигательной активности предусматривает следующие первоначальные цели системы спорта для всех:

3) оптимальное планирование каждым человеком своего свободного времени и предвидения в нем периода для двигательной активности для укрепления здоровья;

4) владение каждым человеком комплексом специальных знаний и умений относительно эффективного использования двигательной активности для укрепления здоровья во время самостоятельных занятий и занятий в неформальных группах;

5) формирование и соблюдение социальных стандартов уровня обеспеченности населения доступными спортивными сооружениями и профессиональными кадрами и волонтерами;

6) проведение социального мониторинга уровня привлечения населения к двигательной активности и оценки уровня физического здоровья населения;

7) введение технологий для объективного измерения уровня двигательной активности человека (шагомеры, аксерометры и т.п.);

8) организация массовых спортивных мероприятий и фестивалей;

9) разветвленная сеть учреждений, учреждений и организаций по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг;

10) поощрения в сфере транспорта физически активных способов передвижения (ходьба, езда на велосипеде);

11) осуществление городского планирования и строительства, которое бы побудило человека к двигательной активности для здоровья.

Предложенная декомпозиция целей системы спорта для всех позволяет, на наш взгляд, классифицировать и систематизировать их на основе внутренней взаимосвязи и иерархического принципа (расположение частей или элементов целого в определенном порядке от высшего к низшему).

Приведенные цели реалистичны, достижимыми и измеряемыми, что позволяет применять их в практической работе как четкие ориентиры.

Определено, что спорт для всех как социальная система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъектов для достижения определенной цели и реализации соответствующих функций.

Главным субъектом и объектом системы спорта для всех является человек.

Другие субъекты разделены на три группы:

1) субъекты, которые непосредственно организуют и проводят мероприятия по привлечению людей к двигательной активности;

2) субъекты, которые способствуют привлечению людей к двигательной активности;

3) субъекты, которые обеспечивают управление взаимодействием указанных выше субъектов.

Определены также три формы реализации спорта для всех: спортивные программы, фитнес-программы и рекреационные программы.

Основная цель социальной системы спорта для всех — это привлечение населения к двигательной активности во время досуга для укрепления здоровья. Проведено декомпозицию этой цели на промежуточные и первичные цели.

Обоснованное в ходе исследования «дерево целей» системы спорта для всех, безусловно, имеет научное и практическое значение для определенных субъектов этой системы и соответствующих специалистов (менеджеров, инструкторов, волонтеров, любителей и др.). Так как позволяет концентрировать усилия на главном, рационально использовать имеющиеся ресурсы, ставить адекватные задачи и подбирать необходимые технологии для их успешной реализации.

Перспективы дальнейших исследований. В контексте дальнейшего обоснования спорта для всех как социальной системы важным представляется проведение изучения функций этой системы.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]