Роль семьи и учреждений образования в воспитании духовности и молодёжи
Роль семьи и учреждений образования в воспитании духовности и молодёжи
В статье рассмотрена необходимость и целесообразность совместного влияния семьи и учреждений образования на молодежь с целью воспитания духовности.
В современном обществе царит духовный кризис, который проявляется в противоречиях ценностных ориентаций, падении нравственности и обесценивании духовных ценностей. Потеря человечеством духовных и нравственных принципов, является одной из причин возникновения угрозы самоуничтожения общества.
При таких условиях защита и воспитание духовности должно рассматриваться как вопрос защиты национальной безопасности страны.
Духовность личности — явление динамичное, которое формируется и изменяется в течение всей жизни человека и испытывает влияние многих факторов.
Духовное развитие личности зависит от внутренних и внешних воздействий. Внутренние условия — это те задатки и потенциал, данные ребенку с ее рождением и проявляющегося с первых лет жизни в ее естественных наклонах, интересах и в дальнейшем развиваются и закрепляется в чертах характера, жизненных ценностях, принципах и смыслах жизни.
К внешним условиям относятся:
1) особенности семейного воспитания,
2) события детства,
3) влияние культуры (средства народного фольклора — сказки, рассказы, поговорки),
4) специфика общения со взрослыми (влияние первых учителей, авторитетных друзей или социальных лидеров, наличие примеров для подражания),
5) деятельность (детские игры, особенности обучения и профессиональной самореализации),
6) статус духовности в обществе.
То есть, индивидуальные качества ребенка (врожденные наклонности и задатки) является духовным потенциалом ребенка, который обогащается в зависимости от социальной среды и условий воспитания.
Духовность не предоставляется человеку изначально, а не наследуется генетически, она развивается, в том числе в результате специально организованного педагогического процесса, путем включения ребенка в широкий социокультурный контекст овладение общечеловеческими ценностями пробуждает в ней внутреннюю творческую активность, направленную на осознание себя, смысла своей жизни и цели духовного саморазвития как личности.
Значительное количество родителей (51,5%) сдерживают развитие духовности в своих детей, происходит в результате непонимания самоценности и уникальности внутреннего мира ребенка, перспектив его духовного развития.
Живое общение в семье крайне ограниченным, в результате чего духовный потенциал семейного воспитания существенно снижается.
Это приводит к неудовлетворенности духовных потребностей ребенка.
Эта тенденция наблюдается не только в проблемных семьях, но и в снаружи благополучных, в которых взрослые, формально «занимаясь воспитанием» ребенка, при этом не заботятся об удовлетворении ее духовных потребностей, особенно потребностей в эмоциональном контакте с родителями.
Лишь незначительное количество современных семей отличаются высоким уровнем духовной среды. В них преобладает здоровая нравственная атмосфера, дети получают целенаправленное духовное воспитание. Благоприятная семейная атмосфера существует в 15% семей.
В последних семьях чувствуется общая неудовлетворенность, тревожность и психическое напряжение. А напряженный, нервозное климат не может способствовать формированию духовных потребностей школьника, негативно влияет на психическое состояние ребенка. Только доброжелательная домашняя атмосфера, взаимопонимание составляет надежную основу для формирования духовных потребностей
Воспитание духовности детей в современной семье требует подготовки родителей к постоянному обогащению духовной среды семьи и понимание родителями роли и места духовности в дальнейшей жизнедеятельности детей.
Нужно развивать стремление у детей к постоянному своего духовного развития и обогащения духовной среды семьи. У ребенка нужно развивать потребность в заботе о человеке, свою семью, родину.
Большое внимание следует уделять нравственному воспитанию детей
В основе духовности, постоянно общаться с детьми и в общении с ними раскрывать общечеловеческие ценности на конкретных примерах известных личностей.
Родители едва ли не самую роль в развитии духовности детей. Только высокодуховная личность взрослого человека способна создавать и поддерживать в семье атмосферу доброжелательности, любви, творчества и благодаря этому способствовать духовному подъему питомца.
Однако воспитание духовности может быть более успешным, когда усилия родителей и педагогов будут строиться на общих усилиях по духовному воспитанию, которое будет ориентировано на нравственное развитие подрастающего поколения.
Духовное воспитание будет учитывать индивидуальные особенности каждого индивидуума и ориентированное на развитие общечеловеческих и национальных ценностей. Воспитание должно строиться на личных примерах, поддержке и развитию положительных черт и качеств характера, присущие определенному индивидууму. Вместе с тем воспитание должно способствовать социализации молодежи.
Формирование духовности человека должно быть направлено на познание себя, окружающего мира и формирования собственных идеалов, стремление к самосовершенствованию.
То есть, духовность процессом и результатом непрерывного самосовершенствования и самореализации личности.
Перед преподавателями учебных заведений кроме обучения и подготовки специалиста соответствующей отрасли стоит задача по формированию всесторонне и гармонично развитой личности, будущего патриота и гражданина — носителя высокой морали и духовности.
Совместно с семьей учебное заведение имеет привить молодому человеку любовь к ближнему. Только находясь в любви человек не будет делать зла и насилия для другого и тогда развитие духовности одного человека переходит в развитие духовности общества.
Архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор говорит: «За детей сейчас ведется настоящая война, в которой с одной стороны — церковь, родители и школа, а с другой — идеология разврата с ярко выраженным анти христианским направлением, секс-индустрия, контрацептичные фирмы, др. И если первые заботятся о духовном обогащении молодежи, о сохранении христианских традиций, то вторые «беспокоятся» только об обогащении собственного кармана и пытаются уничтожить не только веру, но и надежду и любовь.
Поэтому только совместными усилиями родителей и учебных заведений воспитать высокодуховного человека и духовное общество, уберечь молодое поколение от уничтожения в них тех задатков, данные им природой.
- Духовность является сугубо человеческим качеством, свойством психики, которая играет важную роль в становлении, функционировании и развитии личности.
- В основе духовного воспитания молодежи лежит формирование у нее стремление к высоким общечеловеческим и национальным ценностям. В формировании духовности ребенка наиболее важную роль играет семья, путем передачи духовного наследия, которым располагает общество на данном этапе исторического развития, тем самым привлечение ребенка к духовным ценностям человечества.
- Учебные заведения дополняют и продолжают формирования духовности, развивают ее в молодежи на новом, более высоком уровне. Совместная работа семьи и учреждений образования по воспитанию и развитию духовности у молодежи позволяет обеспечить формирования личности и развитие высокодуховного общества страны.