Положительные рычаги семейной туристско-краеведческой деятельности
Положительные рычаги семейной туристско-краеведческой деятельности по воспитанию и оздоровлению молодежи
В статье исследуются положительные рычаги семейной туристско-краеведческой деятельности по воспитанию и оздоровлению молодежи. Освещены содержательно-методические и организационные особенности этой деятельности.
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) занимает особое место среди разнообразных средств формирования нового человека. Туризм и краеведение должны решать проблемы воспитания молодежи благодаря им присущим формам и методам. ТДК — это, прежде всего, физическое развитие, она способствует повышению общей культуры человека. Молодежь, занимаясь туристско-краеведческой деятельностью, повышает свою образованность по основам здорового образа жизни, познает окружающую среду, способствует формированию важных духовных качеств.
Учитывая, что ТКД направлена на всестороннее изучение родного края, успех ее во многом зависит от профессиональной организации, подготовке и проведению мероприятий по практическому туризма.
Развитие познавательной активности учащихся является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки
С каждым годом информационное давление на сознание человека становится все более насыщенным и интенсивным. К сожалению, молодежь активно привлекается ко всем, в том числе и негативных проявлений современной цивилизации. Одним из важных задач учебного заведения становится формирование позитивных ориентиров и осознание своего места в семье, социальной группе, обществе, мире. Именно они должны проводить эту работу, используя при этом весь воспитательный и учебный потенциал, который заложен в ТКД школьников. Сегодня в воспитательном процессе современной общеобразовательной школы и внешкольных заведениях есть немалый арсенал форм и методов работы для решения этих задач.
Среди разнообразных средств, которые способствуют связи школы с жизнью, с богатой естественной и социальной действительностью, формированию на этой основе нового человека, особое место принадлежит туристско краеведческой деятельности. Она занимает все более важное место в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, в работе с подрастающим поколением.
Это непосредственное познание окружающей действительности своего родного края, своей страны и других стран. Педагогически и методически организована ТКД является средством всесторонне развитой личности.
В педагогической науке проведен ряд исследований, в которых рассмотрены ТКД школьников
В стране сложилась и успешно действует система детско юношеского туризма и краеведения, которая является неотъемлемой составляющей внешкольного образования. В процессе познания истории родного края, истоков национальной культуры, изучение своей родословной, исторических и культурных ценностей предков, в юных туристов воспитывается чувство бережного отношения и уважения к истории края, отзывчивости, доброты, формируется физически здоровая и духовно развитая личность.
Туристические походы молодежи дают возможность объединить отдых с познанием жизни, истории, распространить кругозор, развивают их интеллект, формируют эстетический вкус, способствуют лучшему пониманию реальной картины мира. Физические нагрузки при этом мотивируют процесс нравственно-духовного совершенствования, способствуют укреплению чувства уверенности в себе и в успехе.
Рассмотрим одну из составляющих морально-духовного совершенствования — семейный туризм.
В последние годы в туристско-краеведческую работу в нашей стране все больше включаются семейные коллективы. Поскольку туризм доступен людям разного возраста (и даже людям с физическими недостатками), можно составить интересные в познавательном, воспитательном и оздоровительном отношении маршруты.
При разработке и осуществлении туристско-краеведческого мероприятия, необходимо все время сравнивать нагрузку (не только физические, но и эмоциональные), с возрастом и индивидуальными особенностями детей, составляют семейную группу. Очень важно, чтобы это мероприятие семейного коллектива позволял использовать все свойства этой деятельности. Хорошо, когда на выбранном семьей туристическом маршруте, находятся природные объекты культуры, истории, экономики. В этом случае, информация о районе путешествий значительно полнее, поскольку группа полностью изучает достопримечательности края. Чтобы составить такой маршрут, необходимо длинная кропотливая подготовка к путешествию. Путешествие становится «Завтрашний радостью» (А. С. Макаренко) семейного коллектива, одним из важных рычагов его сближения. Но бывает так, что взрослые часто забывают, что рядом с ними в походе дети, как физически, так и психологически менее подготовлены.
Как показывают исследования, перегрузки часто имеют место в таких походах. В этом случае, уже на второй день похода, у детей появляются симптомы усталости
Часто юный турист терпит и не жалуется на усталость. Преодолевая усталость, школьник производит в себя много положительных качеств, но он тем самым дезориентирует взрослых. В этом случае, такие походы могут отбить желание от них, более того, невнимательность взрослых может привести к серьезным отклонениям в здоровья го ребенка.
Наши исследования показывают, что при регулярных (3 раза в неделю по 45 мин.) Занятиях физическими упражнениями, дети 6-8 лет могут проходить до 6 км, а 9-10 летние — до 8 км, при скорости 3 км / ч. по малопересичний местности. Через каждые 25-30 мин. ходьбы необходимо делать привал на 10-15 мин., при условии, если у ребенка младшего возраста рюкзак весом в пределах 3 кг, то такой вес его не в том.
Составляя график похода, следует учитывать время на привалы, осмотр достопримечательностей, отдых
В семейном туризме необходимо учитывать стремление детей к активной деятельности и самостоятельности. В этом случае их надо поддерживать и очень тщательно контролировать, необходимо детям объяснять, что это уже не игра, а серьезное, почти самостоятельную жизнь, с богатой количеством действительных препятствий и трудностей. Если родители не укрепляют в них чувство ответственности и взрослости, самостоятельности, то удовольствие от такого похода будет неполным.
Подросток должен чувствовать в походе себя создателем этого похода наравне со взрослыми, а обязанности у него, в течение всего похода должны быть также как у взрослых и, очень часто, он должен принимать решения, которые будут иметь определенное значение для всех участников похода. Самоутверждения детей, как подтверждают исследования, формируется производные обязанности.
Родители, подарив ребенку жизнь, должны раскрыть красоту природы, передать умение наблюдать и жить в ней. Поэтому нужно учить детей быть разумной долей ее ценить любую погоду и получать удовольствие общаясь с ней. Именно природа дает человеку возможность познавать себя в окружающем мире, понять экологические проблемы планеты. Осознание человеческих и общих естественных проблем — это основа для определения цели и мечты человека и пути их осуществления.
Окружающая среда не только кормит — оно учит человеческому достоинству в труде и мечты
Поэтому именно семья должна научить ребенка уважать, понимать и любить природу. Где и когда это делать — решают в каждой семье отдельно. Но надо помнить, что мало вожделения открыть ребенку красоту и величие природы. Нужна кропотливая, постоянная, систематическая работа всей семьи. Теоретически это ясно многим, но не у всех хватает сознательного терпения, силы воли, чтобы такая постоянная работа была всегда присуща человеку. В ТКД особенно ярко раскрывается главный аспект человека — коллективизм. Здесь проходят проверку такие важные морально-волевые качества как честность, организованность, дисциплинированность, смелость, порядочность и тому подобное.
Дисциплинированная поведение детей в походах — это не слепое выполнение распоряжений руководителя, а сознательное и активное стремление каждого выполнять свои обязанности, а значит и обязанности перед коллективом.
Большое значение для нравственного воспитания имеет труд. Нередко, в школе у детей есть обязанности только исполнительного характера и такие обязанности не вызывают у детей большого энтузиазма.
ТКД дает возможность для творческой деятельности потому, что имеет широкий выбор должностей (краеведческих, хозяйственных и т.п.).
С трудовым воспитанием сливается в ТКД и политехническое образование, которое получают дети в строительстве плотов, ремонте и сборе шлюпок, велосипедов, изготовлении и усовершенствовании другого туристического инвентаря.
Очень важно и то, что в процессе производной трудовой деятельности закаляется характер детей, формируется их психологическая готовность к труду, воспитываются организационные и исполнительские качества.
Еще одной педагогически ценным качеством ТКД является возможность использования ее в качестве эффективного средства изучению детей, средством узнавания друг друга.
Родители, уже после первого похода, нередко замечают, что их дети, в новых для себя обстоятельствах, становятся другими.
Психологические вопросы, решает человек, нуждаются в общении
Посмотреть на себя со стороны можно в своих размышлениях и при общении с другими людьми. Только так верно оценивается свое место в семье, среди детей и взрослых, вырабатывается свое отношение к природе, людям, времени. Уже с детских лет человек положительно или отрицательно относится к коллективу, окружающей среды. И таким образом, сосредотачивается на комфортабельном пребывании в положительном или отрицательном подпространстве. Под влиянием анализа наблюдений (реальных или мнимых) или любит ребенок только себя и считает, что ей все должны, или уважает и понимает других, всегда приходит на помощь. Так, делает выбор ребенок сам, но могут помочь ей семья, учителя, друзья.
Родители хотят, чтобы дети были счастливы, но взрослые должны помнить, что собственные наблюдения и пример родителей очень важны для детей. Близкими к ним можно быть, только постоянно участвуя в рассуждениях по поводу информации и ее применение каждый день в делах, поступках, во всей жизни. Так формируются привычки, характер, а проблемы родителей и учителей не могут оправдать отсутствие духовности в отношениях с детьми.
Милосердие, любовь — это сокровище человека, передан по наследству. Обогатив его своим вкладом, уже взрослый человек передаст его своим детям. Чтобы не прервалась связь поколений, должны духовно расти все время. А как посмотреть внимательно, что самое главное в том кладе? Любовь к семье, природе, своему народу. Счастье человека, наверное, и в том, чтобы стали счастливыми и дети. А для этого тоже нужна неустанный труд. Направления этой совместной работы могут быть разными. Один из них — семейный туризм.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований
1. Важное значение ТКД имеет то, что родители могут дать детям заинтересованную для них деятельность, используя туристские и краеведческие должности в сочетании с отдыхом.
2. Таким образом, на основании проведенных исследований, следует отметить, что семейный туризм является весомым педагогическим средством в воспитании подрастающего поколения.
3. Именно семья во время путешествий может как физически, так и психологически подготовить ребенка к восприятию природы, научить правилам поведения человека в гостях у природы, наблюдения за природными явлениями, при необходимости оказать помощь окружающей среде.
4. Перспективы дальнейшего исследования проблемы видим в поисках новых более эффективных форм и методов для повышения эффективности воспитательного процесса средствами семейной туристско-краеведческой деятельности.