Футбол как средство адаптации детей с девиантным поведением

futbol-kak-sredstvo-adaptatsii-detey-s-deviantnym-povedeniem

Футбол как средство адаптации детей с девиантным поведением

Футбол как средство адаптации детей с девиантным поведением

Гипотеза исследования заключается в предположении, что более глубокое изучение психоэмоционального состояния ребенка будет способствовать, во-первых, повышению эмоциональной консолидации детей в секции по софтбола и во всем коллективе школы-интерната, во-вторых, уменьшение случаев агрессивного поведения и психологического насилия воспитанников относительно друг одного и персонала интерната, в-третьих, сокращение количества случаев девиантного поведения детей-сирот. Реализация названных положений, на наш взгляд, будет способствовать более качественной организации учебно-тренировочного процесса на основе учета индивидуальных способностей детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Сначала мы перед собой ставили следующие задачи:

1. Воспитание интереса к игре софтбол.
2. развитые физических способностей детей-сирот с помощью оригинальных упражнений.
3. Повышение их функциональных возможностей.
4. Подготовка и участие в соревнованиях по софтболу.

Однако, анализ практического опыта показывает, что те методы, формы и средства учебно-тренировочного процесса, которые применялись в тренировках с обычными детьми, не всегда были эффективны в условиях школы-интерната.

На констатувальному этапе исследования в эксперименте приняли участие 73 ребенка, воспитанников школы-интерната, занимавшихся в секции по софтболу. При изучении уровня интеллекта было установлено, что у 42% детей соответствует зоне интеллектуального дефекта, в 16% — относительного вот снижение, в 26% соответствует средний норме, в 9% — удовлетворительной норме и лишь в 7% — высокой. Одним из главных факторов показателя низкого уровня развития интеллекта осмотренных детей следует считать их педагогическую запущенность, потому что дети росли без родителей или в асоциальных семьях. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы позволил установить достаточно высокие показатели агрессии. Одновременно с указанными особенностями проявления психоэмоциональной сферы следует отметить подвешенное чувство робости, раздражительности, волнения, сложность установления контактов в общении детей данной категории.

Читайте также  Изолирующие упражнения для тренировки груди

Разработана программа занятий софтболом с детьми-сиротами предусматривает целый комплекс мероприятий, призванных не только улучшить их физическое и психическое развитие, но и способствовать формированию личностных качеств, которые помогут им преодолеть страх, повысить коммуникативные возможности, снизить агрессивность, помочь в будущем интегрироваться в общество.

Основные направления предлагаемой программы следующие:

— Модернизация структуры практических занятий в соответствии с выявленными индивидуальных способностей психики данной категории детей;
— Привлечение большего количества детей-сирот школы-интерната в секцию софтбола;
— Развитие нравственных, волевых и интеллектуальных качеств детей.

С целью выявления потенциального уровня развития нравственных, волевых и интеллектуальных качеств были использованы известные психологические методики. Которые позволили констатировать не только замедленные темпы их формирования, но и тенденцию к частичной их деградации.

В связи с этим, на каждом учебно-тренировочном занятии ставилась задача с доминирующим развития у детей-сирот интеллектуальных способностей. Так, тренер во время объяснений тактических действий игроков первой и второй базы в различных ситуациях игры (удары: хит, флай, бант и др.). Моделирует их реализацию в условиях, максимально приближенных к соревновательной деятельности. Фактором оптимизации познавательных процессов в данном случае были индивидуальные задания детям, успешно усвоили учебные приемы и могли давать рекомендации другим по исправлению ошибок.

Кроме того, достаточно результативными для развития интеллектуальных качеств были специально разработаны домашние задания по анализу приемов игры в софтбол (во время прогулок: бросание снежных шариков в цель, игра в русскую народную игру «Лапта» и др.). В конце учебно-тренировочного занятия во время подведения итогов тренировки всем детям самостоятельно и вслух давалась возможность оценить свои действия, старания, поведение, поступки и скорректировать самооценку за высказываниями товаришив и тренера.

Читайте также  Как правильно следить за фигурой и здоровьем

При проведении повторного тестирования было установлено, что в результате реализации предполагаемых алгоритмов задач у детей-сирот произошли позитивные изменения. Происходящие в первую очередь касаются психоэмоционального состояния. Так, осуществляя независимые наблюдения, следует отметить, что дети стали менее раздражительными. Повысилась их коммуникабельность, неудачи и ошибки окружающих не вызвали чрезмерно бурных проявлений раздражительности, как это было раньше. Появились дружеские, согласованные коллективные действия, и, что очень важно, у детей снизился уровень проявления агрессивности. В процессе педагогических наблюдений было отмечено, что у детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, расширился круг общения.

Таким образом, как результаты проведенного исследования, необходимо отметить:

1) в общении детей значительно уменьшилось количество фраз, которые имеют негативные личностные проявления;
2) повысилась адекватность самооценки, что привело их к мысли о дальнейшем самосовершенствованию;
3) чувство успеха, вызванное умеренной сложности задач, обусловило положительную эмоциональную окраску учебно-тренировочных занятий по софтболу;
4) взаимная помощь, вовремя оказывалась товарищами, способствовали формированию положительного микроклимата в софтбольного коллективе;
5) волевые качества развивались в результате здорового соперничества, а эфективно организован тренировочный процесс и соревновательная деятельность способствовали формированию положительных личностных явлений, которые помогут в будущем их социальной адаптации.

Дальнейшие разработки в данном направлении будут связаны с изучением и экспериментальным обоснованием влияния занятий софтболом на формирование интеллектуального, духовного и поведенческого мира детей-сирот в условиях их воспитания в школе-интернате.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]