Формирование у спортсменов теннисистов пространственно-временной ориентации
Формирование у спортсменов теннисистов пространственно-временной ориентации
Движения в том числе и физические упражнения как и все явления объективной действительности характеризуются длительностью и последовательностью, эти особенности движений достаточно четко проявляются в упражнениях, в процессе которых формируется восприятие или «чувство пространства», который представляет собой непосредственное отражение спортсменом положения тела и пространства . Чувство пространства предполагает умение спортсмена иметь четкое представление о деятельности по разбега мышечно-двигательным ощущением в состоянии полета.
Формирование «чувство пространства» у спортсменов любого направления необходимо для получения высоких результатов. Именно это и обусловливает разработку данной проблемы. Основным содержанием сознания человека, основывает определенные движения является ее собственные движения. В теннисе, например, подачу можно рассматривать как комплексный показатель, что приводит в действенный состояние соответствующие анализаторы, которые осуществляют анализ частоты и продолжительности различных раздражителей. Так, слуховой анализатор «отвечает» за различия последовательности в процессе выполнения удара в подаче. Двигательный анализатор за различия силы, толчков, а также и высоту подбрасывания мяча.
Важно определить и силу того, что полет мяча проходит в пространстве, раздражению подвергается также и зрительный анализатор, «отвечает» за скорость полета, а также за выполнение движений, необходимых для выполнения подачи мяча. Овладение подачей в теннисе, пространственной ориентацией предполагает умение достаточно четко различать высоту и силу подбрасывания мяча, силу удара, корректировать подачу по мышечно-двигательным ощущениях, а также выполнять необходимые действия в процессе удара.
Задачи исследования:
— Проанализировать литературу с исследуемой проблемы
— Выявление пространственной ориентации у спортсменов в процессе выполнения подачи.
Объект исследования — процесс формирования пространственной ориентации в теннисистов в процессе обучения.
Предмет исследования — развитие чувства пространства у спортсменов теннисистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что человек может воспринимать не только перемещения внешних предметов, но и своего тела. Оценка пространственного расположения внешних предметов по отношению к окружающей среде, называется ориентация человека в пространстве, производится в процессе жизненной практики, начиная с раннего возраста навыки четкого ориентирования в пространстве слишком важны для спортсменов разных специальностей навыки «пространственной ориентировки» очень сложны и многообразны. В их образованы участвуют анализаторы и зрительный и мышечно двигательный. В некоторых условиях кожаный и слуховой.
Однако следует подчеркнуть, что существенную роль играет зрение. Зрение позволяет человеку быстро и четко ориентироваться, воспринимать предметы на расстоянии, оценивать форму и величину. Хорошее развитие нашего восприятия необходим для разных специальностей. Особенное внимание следует уделить выбору спортивной одежды для занятий.
Итак, навыки ориентирования восстанавливаются за счет различных анализаторов.
Важные навыки:
— Навыки анализа расстоянии в разных спортсменов;
— Навыки удаленности;
— Навыки определения положения предметов при центральном и периферийном зрения.
Важным условием для совершенствования навыков является восприятие в пространстве.
Организация исследования проводились на корте со спортсменами из параллельных групп.
Было проведено 3 серии исследований:
В 1 серии установления подачи в теннисе принимали участие 58 спортсменов.
Вторая серия направлена на определение двигательно-мышечных ощущений при выполнении подачи (правильное подбрасывания, и выполнение удара в оптимальной точки удара). Третья на выявление чувства пространства. В этих исследованиях принимали участие 5 спортсменов, продемонстрировавших наибольшую способность к овладению техникой подачи в первой серии эксперимента.
С целью повышения актуальности сознания использовались специальные методические приемы
1. Четкая формулировка двигательной задачи, относилась перед исследуемыми, например, «овладеть подбрасывания», «овладеть силой».
2. На первом этапе подчеркивались чувство пространства с целью регулирования собственных движений, «объяснение» и другие.
В ходе обучения при выполнении подачи фиксировались ошибки испытуемых, проводились беседы со спортсменами.
К ошибкам относили 5 видов:
1. Подбрасывание мяча.
2. Подготовка ракетки до удара.
3. Правильный сопровождение и концовка.
4. Стойка.
5. Хватка.
Анализируя полученные результаты, мы видим, что различия между предполагаемыми и полученными результатами весьма ощутимые, что показывает о том, что «Восприятие пространства» в исследовательских недостаточно развито. Из этого мы можем сделать вывод, что при обучения подачи в теннисе, нужно уделять особое внимание пространственной — ориентации.
Исходя из полученных результатов, нами сформулированы следующие выводы:
1. Восприятие пространства у теннисистов представляет собой активный, целенаправленный процесс наблюдения за техникой игры, подачи, а также мышечной-двигательными ощущениями.
2. Овладение точным восприятием пространства осуществляется на основе взаимодействия зрительного, слухового, кинестетического и других анализаторов. При этом достигается разрозненные последовательности выполнения движений, интенсивности и продолжительности компонентов подачи (подбрасывание, момент удара, сила удара).
3. Формирование «чувство пространства» определяется условиями обучения технике подачи в теннисе и зависит от подбора задач.
4. Процесс обучения, в частности специальная работа по развитию «чувство пространства» должны содержать в себе задачи, связанные с систематическим повышением зрительной, слуховой и кинестетической чувствительности.
5. Самостоятельное определение положения тела в процессе выполнения подачи, а также оценка времени полета. Могут служить средствами в формировании пространственной ориентации теннисистов.
Полученные в данном исследовании предварительные результаты будут положены в основу масштабного педагогического эксперимента.