Совершенствование процесса самовоспитания спортсменов с разным уровнем здоровья
Совершенствование процесса самовоспитания спортсменов с разным уровнем здоровья
Рассмотрены вопросы разработки новых подходов, связанных с дифференцированным программированием в учебно-тренировочном процессе паралимпийцев. В эксперименте принимали участие 46 спортсменов (мужского пола) с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В работе определили виды тревожности. Установлены закономерности проявления тревожности, влияющих на развитие самовоспитания паралимпийцев с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проблема самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья является весьма актуальным вопросом в педагогике течение последних десятилетий. Это связано с влиянием различных факторов на развитие общества, науки и деятельности человека.
Самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья, дает возможность эффективно регулировать свое состояние во время спортивно-соревновательной деятельности, когда организм находится на максимальном уровне возможностей, что обусловлено особенностями спортивной деятельности.
При учете педагогических условий организации процесса самовоспитания происходит направленное воздействие на преодоление негативного функционирования физических и психических процессов организма спортсменов с различным уровнем здоровья, способствует возможности контролировать свое состояние не только во время соревнований, а и в обычной жизни при столкновении с трудностями.
Совершенствование процесса самовоспитания позволяет спортсменам с различным уровнем здоровья я быть достойными членами общества и вносить значительный вклад в его развитие
Потому что это является первоочередной, необходимостью для них, чтобы не чувствовать себя ограниченными и ненужными.
Существует достаточно много определений понятия самовоспитания в педагогической науке. Содержание может меняться в зависимости от цели, методов, средств, педагогических условий и требований социальной среды. Что касается цели, она трактуется с двух сторон. С одной стороны она определяется личностью и его потребностями. С другой стороны — регулируется требованиями общества. В смысле самовоспитания современные исследователи выделяют несколько направлений: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.
Ученые рассматривают самовоспитания как специфическую деятельность личности, имеет определенную цель: совершенствование собственной личности, более полную самореализацию в жизни и профессиональной деятельности. Содержание самовоспитания в диалектическом единстве выступает как процесс формирования в себе положительных качеств, реализацию своего потенциала и преодоление недостатков. Процесс самовоспитания только тогда обеспечивает заметный прогресс личности, когда оно имеет сознательный, организованный, целеустремленный, активный и творческий характер.
Результатом процесса самовоспитания выступают те изменения, которые происходят в личности под влиянием самовоспитуемой деятельности
Успех процесса самовоспитания требует соответствующего уровня готовности, которая, в свою очередь, требует высокого уровня самосознания, способности к саморегуляции и потребности в развитии.
Однако, проанализировав различные подходы к феномену самовоспитания, мы обнаружили, что недостаточно научно-методических материалов, поэтому необходимо искать новые пути повышения эффективности организации процесса самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья. Также не было выявлено исследований посвященных приоритетному использованию педагогических условий организации процесса самовоспитания для спортсменов с различным уровнем здоровья.
В то же время в педагогической науке организация процесса самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья не стала предметом специального исследования. Это усугубляется необходимостью устранения противоречий, имеющих место в образовательной практике, в частности между: современными потребностями общества к формированию здорового образа жизни и существующей системой реализации программы подготовки спортсменов с различным уровнем здоровья; потребностью целенаправленной организации процесса самовоспитания людей с разным уровнем здоровья и недостаточной разработанности необходимого для этого научно-методического обеспечения.
Поэтому, одним из новых подходов к решению проблемы реализации потенциальных возможностей организма спортсменов с различным уровнем здоровья может стать организация процесса самовоспитания при использовании инновационных технологий и учету педагогических условий, включающих в себя организацию образа жизни, жизнетворчество, направленную на достижение жизненной цели и профессионального самосовершенствования.
В связи с этим актуальной является проблема разработки научно обоснованных педагогических условий организации и совершенствования процесса самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья я, что и обусловлено темой нашего исследования.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить пути повышения эффективности деятельности в организации процесса самовоспитания спортсменов с различным уровнем здоровья.
Объект исследования — организация процесса самовоспитания
Предмет исследования — организация эффективных путей процесса самовоспитания у спортсменов с различным уровнем здоровья.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что система организации процесса самовоспитания у спортсменов с различным уровнем здоровья я приобретает максимальной эффективности в сочетании механизмов обратной связи с обучением самоконтроля и саморегуляции во время соревновательного периода методами оперантного и интерактивного обучения с учетом педагогических условий.
В нашем исследовании принимало участие 46 паралимпийцев, которые имеют поражения опорно-двигательного аппарата, в возрасте от 20 до 30 лет. Критерии отбора — паралимпийцы, которые имеют поражения опорно-двигательного аппарата, занимаются спортом высших достижений, члены сборных команд Украины по игровым видам спорта.
Для реализации нашей программы направленной на совершенствование самовоспитания мы разделили респондентов на три группы с учетом уровня тревожности.
Это связано с тем, что самовоспитание прямо пропорционально зависит от уровня тревожности:
— Первая группа — паралимпийцы с поражением опорно-двигательного аппарата, которые имеют высокий уровень тревожности;
— Вторая группа — паралимпийцы с поражением опорно-двигательного аппарата, имеющих низкий уровень тревожности;
— Третья группа — паралимпийцы с поражением опорно-двигательного аппарата, имеющих низкий, средний и высокий уровень тревожности.
Каждое занятие мало три части. Подготовительная часть — знакомство, разминка, переключение на групповую работу. Общая часть — работа в группе, тематические упражнения-игры и обсуждение результатов. Заключительная часть — подведение выводов, постановка задач на следующее занятие. Эта схема проведения занятий отвечает построению тренировочного занятия. Для подготовительной части отводится 15 — 20% одного тренингового занятия. Общая часть составляет 70 — 80% учебного занятия. Она зависит от целей и задач конкретного занятия. Заключительная часть (5 — 10%) — подведение выводов проведенного занятия, релаксация или активизация состояния паралимпийцев в зависимости от целей коррекционной программы, оценка работы группы и каждого спортсмена в частности.
После прохождения психолого-педагогической методики паралимпийцам с поражением опорно-двигательного аппарата, было предложено ведение дневника и соблюдение спортивного режима во время учебно-тренировочных сборов и в личной жизни. Это дает возможность в большей степени закрепить и дальнейшее развить те навыки, которые были ими получены во время прохождения тренинга.
Методика составляли отдельно для каждой группы, определяли цели и задачи каждого этапа коррекции
При использовании данной методики в паралимпийцев наблюдались изменения психоэмоционального состояния в большей степени потому, что они имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, а повышенный или низкий уровень тревожности влияет на соматическое состояние. Изменение соматического состояния затрудняет выполнение движений на высоком спортивном уровне. В процессе эксперимента было выявлено, что спортсмены осознают свой высокий или низкий уровень тревожности. Делают акцент на том, что при повышенном или низком уровне тревожности им сложнее выполнять соревновательные упражнения, так как физиологические проявления тревожности накладывают свой отпечаток на двигательную активность. Осознание высокого или низкого уровня тревожности паралимпийцами — это первый шаг к контролю уровня тревожности во время тренировочной и соревновательной деятельности.
Нами было установлено, что среди негативных факторов, которые стимулируют рост тревожности паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата существуют следующие факторы:
— Повышенные требования (60% респондентов), неадекватные возможности спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата (50%);
— Личные опасения относительно результатов выступления (70%);
— Отсутствие ориентации на уровень конкретного спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата и учета его индивидуально-личностных особенностей (100%);
— Социальные последствия результата выступления, опасения ответственности (75%);
— Стиль тренерской деятельности (чаще всего — это авторитарный стиль управления командой) (80%);
— Риск почувствовать боль или получить травму (они уже имеют нарушения опорно-двигательного аппарата), что затрудняет возможность передвижения (90%);
— Противоречивые требования (90%);
— Чаще всего сами тренеры имеют высокий уровень тревожности (они получают высокие требования от руководства)
— Следствие личностной агрессии, которая чаще направлена на самих себя (80%);
— Невозможность предоставить адекватную оценку сопернику (классификация в видах спорта) (80%).
В нашем эксперименте, низкий уровень ситуативной тревожности имели 21,7% респондентов, а низкий уровень соревновательной тревожности имели 32,6%. Это свидетельствует о низком уровне психологического функционирования, что приводит к негативному влиянию на соревновательную деятельность. Для таких спортсменов необходимо увеличить степень возбуждения, или активизировать физическое и психическое состояние, чтобы достичь оптимального эмоционального уровня для более успешного выступления на соревнованиях.
Выводы:
- Создали опытно-экспериментальным путем психолого-педагогическую методику, которая способствовала организации и развития процесса самовоспитания спортсменов, из разный уровень здоровья, учитывая их особенности деятельности и функционирования организма, для улучшения спортивных результатов и более комфорной ресоциализации.
- В результате исследования были выявлены особенности тревожности в паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата: ситуативная тревожность — низкий уровень 21,7%, средний уровень 50%, высокий уровень 28,3%; личностная тревожность — низкий уровень 0%, средний уровень 67,4%, высокий уровень 32,6%; соревновательная личностная тревожность — низкий уровень 32,6%, средний уровень 50%, высокий уровень 17,4%.
Перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Заключаются в дальнейшей коррекции психолого-педагогической методики и планируется рассмотреть организационно-педагогические недостатки и пути их устранения для повышения эффективности процесса применения данной методики.