Системный подход к формирования функциональной системы деятельности посредством профилированной физической подготовки
В статье обосновывается системный подход к формированию функциональной готовности к профессиональной деятельности посредством физиологически детерминированной системы физической подготовки.
Анализ последних публикаций свидетельствует о том, что дааций свидетельствует о том, что данная проблема освещается лишь в незначительно количестве работ.
В связи с этим была выдвинута гипотеза формирования готовности к профессиональной деятельности в нормальных и экстремальных условиях посредством физиологически обоснованной системы физической подготовки. С целью трансформации гипотезы в концепцию были проведены исследования, где в качестве моделей трудовой деятельности с преобладание энергетического компонента был избран труд горноспасателей, умственного — редакторов, эмоционального — пианисток. В первом приближении можно считать, что нами изучены основные в профессиональной деятельности виды труда. Реализация концепции предполагает решение ряда задач методологического плана: 1) уточнение понятийного аппарата; 2) определение структурно- функционального комплекса показателей, обеспечивающих состояние функциональной готовности к различным видам труда; 3) разработку интегральных количественных методов диагностики этого состояния; 4) определение психодинамических и личностных характеристик профессиональных групп; 5) изучение закономерностей и оперативного пролонгированном (этапно) влияния основных тренировочных режимов и Некоторых видов спорта на функциональную готовность человека к труду в нормальных и экстремальных условиях.
С теоретических позиций следует, что в процессе физической подготовки коррекции подлежит состояние функциональной готовности, которое далеко не идентично понятию «профессиональная работоспособность». Последнее включает две характеристики: количество и качество произведенной продукции (или переработанное информации), отнесенное к его «физиологической стоимости». Очевидно, измерять, оценивать и управлять можно исключительно состоянием, которое может быть описано определенным количеством информативных показателей.
С позиций методологии проблема определения информативности профессионально принципиальных качеств (ПВК) является Наиболее важной. Решение этой проблемы связано, во-первых, с определением внешнего критерия эффективности и (или) надежности профессиональной деятельности; во-вторых — с определением иерархии ПВК на каждом из этапов профессионального совершенствования; в третьих — с учетом «жестких», генетически детерминированных и «гибких», что до легко тренируемых ПВК, в четвертых — с определением темпа развития инволюционных преобразований и влиянием ЭТИХ процессов на функциональный статус специалистов. Этот, далеко не полный перечень требований показывает всю сложность и неоднозначность процедуры определения ПВК на различных этапах профессиональной деятельности и онтогенеза человека.
Проблема оценки состояния функциональной готовности к труду может решаться с помощью интегральных количественных моделей, агрегированных на базе факторного анализа и учитывающий значимость ПВК на каждом из этапов профессиональной деятельности. Оценка по одному или нескольким показателям не является корректной, так как под влиянием факторов одной и то же модальности различные ПВК изменяются неоднозначно и даже разнонаправлено, в то время как интегральные показатели создают Необходимые предпосылки для управления этим состоянием. В плане реализации этого звена разрабатываемой нами концепции установлено, что в процессе этапное физической подготовки необходимо учитывать: 1) исходную структуру и уровни функциональной готовности на каждом из этапов профессиональной деятельности; 2) личностные и психодинамические характеристики профессиональной группы; 3) тренируемость психофизиологических функций; 4) уровень, время достижения и сохранения тренировочных эффекта. И самое главное — подготовка должна базироваться на оптимальных тренировочных программах с четко выраженными эргофизиологическимы режимами. В этом случае для сохранения достигнутого уровня готовности достаточно двух занятий в неделю по 1,5 часа. Поддержание достигнутого функционального состояния готовности — это второй уровень управления, в то время как проблема оперативного управления представляет собой третий уровень. В плане реализации этого уровня установлено, что в результате оперативного воздействия режимов аэробное и силовой динамической выносливости уровень функциональной готовности у всех профессиональных групп снижается на 8-27%, и наоборот, повышается на 4-18% под воздействием скоростно-силовых нагрузок. Достигаемый эффект определяется
соответствие модальности нагрузок специфичности физиологических механизмов. Например, наиболее оптимальными для пианисток и редакторов являются упражнения скоростного характера, а для горноспасателей — силового. Вместе с тем, тренировочные занятия могут и не изменять уровень готовности. Так, в пианисток занятия в развитии гликолитической выносливости, баскетбол и ритмическая гимнастика не оказывают существенного влияния на уровень их функциональной готовности. Отсутствие значимых изменений в этом состоянии связано с неоднозначностью тренировочных воздействий на «общие» и «специфические» механизмы деятельности. Вследствие этого функции изменяются разнонаправлено, а состояние остается неизменным. Важно подчеркнуть, что оперативный и кумулятивный эффекты одних и тех же тренировочных нагрузок приводят, за исключением скоростно-силовых нагрузок, к противоположному эффекту.
Разработанные технологии позволяют управлять функциональной готовностью человека к профессиональной деятельности в нормальных условиях. Вместе с тем, в согласовании с нашей концепцией существует проблема управления этим состоянием в экстремальных условиях производственной или природной среды. На этом этапе подготовки человека к деятельности также возникают проблемы методологического плана, связанные с неоднозначностью и противоречивостью самих ПВК и их психофизиологических механизмов. Это звено концептуальной системы нами также учтено на примере эрготермической устойчивости.
Изложенные технологии диагностики и управления функциональной готовностью человека к различным видам труда в нормальных и экстремальных условиях носят универсальный характер и могут служит методологической базой профессионально ориентированной физической подготовки.
Перспективы дальнейших исследований связаны с решением частных проблем диагностики и коррекции функциональной готовности к конкретным видам трудовой деятельности посредством специализированных и физиологически обоснованных режимов спортивной подготовки.