Подготовленность пловцов различной дистанционной специализации
Подготовленность пловцов различной дистанционной специализации
На последних этапах многолетней тренировки высокий уровень технической и физической подготовленности уже не может гарантировать победу на соревнованиях и достижения высокого результата в целом. Высокой результативности достигают только те спортсмены, которые способны мыслить и чувствовать, то есть обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей. По мнению ведущих специалистов, одним из важнейших направлений совершенствования системы подготовки является создание благоприятных условий и поиск оптимальных путей для удлинения периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры.
Поэтому, преимущественное значение на четвертом и особенно на пятом этапе многолетней тренировки приобретают развитие тактического мышления и специализированных восприятий. От развития тактического мышления зависит от умения спортсмена управлять состоянием своей подготовленности на соревнованиях. Эффективность восприятия, скорость переработки информации, принятия адекватного решения и выбор оптимального варианта на дистанции — все это может выступать решающим в спорте высших достижений, а дефицит пространства и времени в условиях соревнований значительно усложняет этот процесс.
Информация, получает пловец благодаря ведущим анализаторам, позволяет ему четко воспринимать мельчайшие детали движений, обеспечивает их анализ и необходимую коррекцию.
Это происходит за высокого совершенства специализированных восприятий, таких как:
— ощущение пространства;
— ощущение усилий развивающихся ощущение темпа;
— ритма;
— времени;
— ощущение воды.
Однако, специфические умения и качества, о которых идет речь, у спортсменов высокой квалификации развиваются неодинаково. У каждого спортсмена есть свои особенности, обусловленные различными факторами и которые, в свою очередь, накладывают весомый отпечаток на схему преодоления соревновательной дистанции — это квалификация, соревновательный опыт, уровень тактической и психологической подготовленности, полная специализация и тому подобное.
Цель и задачи исследования. Одной из важнейших сторон тренировочного процесса является определение и использование индивидуальных возможностей спортсменов. Итак, цель исследования заключалась в поиске оптимальной методики изучения личности каждого пловца и особенностей ее проявления; а также выявлении преобладающих или недостаточно развитых качеств и способностей тактико психологической подготовленности пловцов с учетом их дистанционной специализации, для соответствующей коррекции дальнейшего тренировочного процесса. В предлагаемой методике были рассмотрены психологические качества и способности, отражающие социально-психологическую, психофизиологическую, волевую, эмоциональную, психомоторную стороны личности, а также тактическое мышление.
В исследовании принимали участие 15 пловцов-мужчин, уровень подготовленности которых отвечал четвертому этапу многолетней тренировки.
Результаты исследования показали, что:
— Для спринтеров характерно — достаточно высокая концентрация внимания и высокое ее переключения, но устойчивость внимания преимущественно мала. Характерны также краткосрочная память и способность к активному, самостоятельному типа мышления и быстрого реагирования на изменения тактических обстоятельств. К недостаткам можно отнести излишнюю нервозность перед соревнованиями, неуравновешенность, недостаточность мобилизации возможностей в решающий момент, а также спортсменам не хватает настойчивости и ответственности во время соревнований и на тренировках вообще.
— Для стайеров характерно — пониженная концентрация внимания и слабое ее переключения, но высокая ее устойчивость. Преимущественно долгосрочная память. Тактическое мышление в большинстве оказывается по таким показателям как: творчество, целеустремленность и аналитичность. Недостатками являются неуверенность перед стартом, плохая приспособленность к новым условиям, недостаточная устойчивость к воздействию факторов, препятствующих в процессе соревнований, медленное усвоение новых умений и навыков.
Согласно результатам наших наблюдений, у пловцов различной дистанционного специализации недостаточность развития одних или других качеств и способностей, может компенсироваться другими, а с ростом квалификации и соревновательного опыта спортсменов одно дополняет другое.
К примеру:
— Недостаточность развития тактического мышления у спринтеров может быть компенсировано скоростью двигательной реакции, устойчивостью к воздействию факторов, препятствующих на соревнованиях и др.;
— Недостаточность скорости двигательных реакций в стайеров компенсируется способностью к прогнозированию, ощущением времени, ощущением усилий развивающихся распределением внимания и его устойчивости, тактическим мышлением;
— Недостаточность распределения внимания, что характерно больше спринтерам, может компенсироваться скоростью восприятия и переработки информации, четкостью мышечно-двигательной деятельности;
— Недостаточность переключения внимания (медленное переключение внимания), что характерно в большинстве стайеров, компенсируется скоростью двигательной реакции, способностью четко прогнозировать изменения тактической ситуации на соревнованиях, ощущением времени и др.
Практические рекомендации
Несмотря на выявленные недостатки в тактико психологической подготовленности пловцов, а также учитывая качества и способности, характеризующие спринтеров или стайеров, нами рекомендуется меры для улучшения и индивидуализации тренировочного процесса:
1. Отработка спортсменом собственного стиля поведения во время соревнований, который включает вариант взаимодействия с соперниками, рационализацию подготовки к старту, что позволит пловцу сконцентрироваться не в внешних факторах, а на регулировании своего внутреннего состояния.
2. Использование идеомоторной тренировки — визуальные и кинестетические повторения в мыслях реальных движений, позволят спортсмену лучше усвоить рациональные технико-тактические действия и добиться правильного распределения сил на дистанции.
3. Воспитание волевых качеств, где решающим является ориентация деятельности пловцов на систематическое преодоление трудностей (последовательное введение дополнительных трудностей, использование соревновательного метода, усиление функции самовоспитания).
4. Использование средств стрессового характера, соответствующие сложным внезапным ситуациям, которые возникают во время соревнований и избирательно влияют на усиление мотивации (лимит и дефицит пространства и времени, ограничения информации, упражнения в условиях усталости, прогрессирующее усложнение деятельности ведущих анализаторов) и др.
Выводы:
1. Повышение уровня тактико-психологической подготовленности должно осуществляться с учетом дистанционной специализации пловцов.
2. Тренировочную работу на данном этапе подготовленности уместно направить на развитие тактического мышления и совершенствования специализированных восприятий.
3. Для спринтеров и стайеров присущи различные качества и способности тактико психологической подготовленности, которые компенсировать или гармонично дополнять друг-друга.
Спортсменам для реализации своих возможностей, нужно наряду с выполнением различных складнокоординованих тренировочных упражнений, ставить перед собой задачу действовать осознанно; отслеживать свои движения, действия и даже мысли; прислушиваться к своим ощущениям; быть целенаправленными и четко стремиться к соревновательной цели.