Подготовка спортсменов по настольному теннису
Подготовка спортсменов по настольному теннису
Игра в настольный теннис с увлечения переросла в сложный аналитический вид спорта с разносторонней техникой, многими техническими решениями, Которые требуют Высокую общефизическую, специальную и психологическую подготовки. В работе на основании экспериментального материала авторы используют разнообразные средства физической культуры, Которые позволяют более эффективно развивать ловкость, скорость реакции, а также разнообразить учебный процесс.
Подготовка теннисистов — сложный поэтапный процесс, который осуществляется в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), спортивных клубах. Профессиональное занятие настольным теннисом требует от спортсмена достаточно высокого скорости, ловкости, выносливости, чувства мяча (максимального), четкое игровое мышление, устойчивости нервной системы и безграничной упрямства на пути достижения великой цели. Для этого спортсмен должен пройти курс специального обучения, шаг за шагом, элемент за элементом освоить технику и тактику игры, а позже последовательно развивать и совершенствовать изучено. Для этого необходимо не менее 4-5 лет, чтобы даже при условии фанатичного отношения к тренировкам усвоить технические элементы до такого уровня, который позволяет игрокам в 14-15 лет достичь среднего уровня.
Поэтому есть такое мнение, что дети 7-9 лет уже могут начинать усвоение техники настольного тенниса
Решающее значение здесь имеет физиологический возраст, то есть степень развития, зрелость умственных способностей и физических качеств.
Цель первичного отбора состоит в том, чтобы выявить для ребенка ориентир на занятия этим видом спорта, к которому она имеет соответствующие данные. Опыт показывает, что каждый человек имеет задатки к любому виду спорта. Вопрос лишь в том, будет ли она заниматься тем видом спорта, для которого ее данные наиболее подходят. Но как показывает опыт и практика, многие дети занимаются не тем видом спорта, для которого у них есть самые данные.
Таким образом данный вопрос является актуальным по отбору юных спортсменов для занятий настольным теннисом. Игра в настольный теннис это более чем обмен ударов.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких является отбор одаренных детей и подростков, их личная спортивная ориентация.
Трудно найти среди большого количества детей способного, который мог бы со временем стать высококвалифицированным игроком, но еще сложнее среди хорошо подготовленных спортсменов найти наделенных настоящим талантом.
Цель системы многолетней подготовки спортивных резервов по настольному теннису — подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным физическим и духовным развитием.
При этом решаются следующие конкретные задачи:
- Воспитание гармоничной целеустремленного человека, которая имеет волевые качества, психологическую устойчивость в условиях тренировки и соревновательной деятельности.
- Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию.
- Формирование универсальной технико-тактического мастерства.
- Подготовка резервов для сборных команд, спортивных организаций.
- Введение в практику достижений науки и передовой практики, которые способствуют совершенствованию учебно-тренировочного процесса и систематическом росту мастерства спортсменов.
Результаты исследования. Процесс отбора, под которым часто понимают только одноразовый акт, продолжается от первого знакомства с настольным теннисом к вершине настоящего успеха. Начальное обучение игры в настольный теннис состоит из четырех моментов: взаимодействия слова и показа при объяснении, скорости выполнения движений при обучении, последовательности и параллельности и изучения технических приемов, использование соревновательного и тренировочного методов проведения занятий.
Построение звеньев этой цепи происходит динамическим принципом: каждое звено занимает главное место в зависимости от периода обучения и индивидуально-типологических особенностей занимающих. В данном случае рассматривается только одно звено начального обучения: взаимодействие слов и показа при обучении новичков настольному теннису.
Практика и опыт работы тренером подтверждает, что правильное объяснение и показ — важнейшие условия для успешного усвоения техники. Надо помнить, что образцовый показ не только обогащает учащихся занятиями по технике движений, но и действует на их эмоции и психологическое состояние.
Какие же психофизические механизмы влияния слова и показа на усвоение каждого упражнения?
Слово (объяснение) — это такое действие на спортсмена, которая касается рационального и эмоционального, в их единстве образует правильное представление о выполнении действия. Слово активизирует сознание образует подвижное состояние, формирует мотивационную сферу, побуждает детей к выполнению двигательных действий.
Однако, несмотря на неприкрытые достижения словесного метода, он не является единственной формой передачи знаний.
Итак захвата словом может привести к нервовопсихичного перегрузки юного спортсмена.
Показ — это средство, которое «защищает» организм от такой перегрузки он дает ученику возможность запомнить и выполнить движение без значительного напряжения сознания. Это такое деяние, которое образует новую двигательную постановление ли аккумулирует ее реализацию в результате подражания. При соответствующих условиях процесс подражания не является пассивным отношением ученика к заданию. Только нужно, чтобы объект подражания вызвал интерес, готовность ученика использовать свои силы, способности, умения мобилизовать себя для выполнения задания. Образцовый показ не только наделяет ученика нужными знаниями о технике движений, но и влияет на его эмоциональную сферу, вызывает активное желание и старание хорошо выполнить движение.
Можно технически чередовать слово и показ
Сочетание методов слова и показа предлагает учета особенностей занимающих их возраст, физическую подготовленность, антропометрические и психологические данные (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, творческие способности), успехи или отставание в учебе.
В начальной стадии освоения целого технического элемента в занятиях со «слабыми» необходимо сохранить обычное состояние — он способствует снижению психической напряженности, является очень полезным для юного игрока. В то же время для «сильных» нередко новизна задачи, желание выделиться среди товарищей влияет на овладение новыми приемами.
Ученики со слабой нервной системой, как правило, быстрее усваивают движения через метод показа, сильные с трудом учатся элементам через подражание, для них наиболее важно объяснения и убеждения. Поскольку методы объяснения и показа используются в сочетании, то для сильных при объяснении должно преобладать слово, а для слабых — показ.
Для занятий настольным теннисом в ДЮСШ:
- Надо привлечь как можно больше детей к занятиям настольным теннисом и выбрать наиболее способных. С помощью специальных игровых тестов определяют подвижные и координационные способности юного спортсмена.
- Определить изменения уровня общей и специальной физической подготовки с учетом психологических особенностей устойчивости интереса детей к занятиям и их трудолюбие. Надо проверка общих физической подготовленности с помощью показателей, характеризующих развитие силы, скорости, выносливости, прыгучести и подвижности в суставах.
Техническая подготовка оценивается визуально по выполнению учащимися имитации ударов ракеткой без мяча и удары по мячу. Тактическая подготовленность определяется частично в игре на столе при выполнении элементов из тактических комбинаций «треугольник», «восьмерка», «два к двум». При оценке игровой подготовленности учитываются успехи учеников в соревнованиях по классификационным спискам, а также используются психофизиологические свойства личности каждого спортсмена. Одним из средств выявления перспективных игроков является участие в городских, республиканских и областных соревнованиях юных теннисистов.
- Применение методов, позволяющих отобрать из перспективных теннисистов одаренных, талантливых, претендующих на звание МС, на включение в состав сборной команды города, области, страны.
В течение многих лет шел поиск и изучение требований, которые ставит современный настольный теннис к личности спортсмена международного класса. Предполагалось, что среди многих двигательных и психических свойств и качеств, которые необходимы теннисисту, являются ведущие, определяющие рост спортивного мастерства.
Настольный теннис требует от спортсмена комплекс специальных качеств, способностей и свойств личности, которые находятся между собой в тесной связи и взаимодействия и позволяют достичь высоких и стабильных результатов.
Эти ведущие свойства и качества расположены в порядке допустимой значимости:
- В психических свойствах личности на первое место ставят оперативность мышления, психическую устойчивость и эмоциональность, а из свойств высшей нервной деятельности — силу и стабильность нервных процессов.
- В координационных способностях определяются скорость усвоения двигательных навыков, специфические формы усвоения координации при выполнении ударов с разным кругом мяча, точность движений, их устойчивость как на тренировках, так и на самих соревнованиях.
- В специфических физических качествах на первый план выдвигают скорость реакции, скорость движения, выносливость и ловкость.
- В состоянии изменения анализаторных систем выделяют правильное восприятие мяча и соответствующие действия соперника.
- Морфофункциональные показатели — рост, вес тела, как правило должны быть оптимальными и иметь меньшее значение, чем динамическая и функциональная асимметрия.
В настоящее время разработаны новые программы по нательного тенниса. В них, в отличие от старых, пересмотрены и усовершенствованы следующие разделы: задачи, организация учебно-тренировочной и воспитательной работы, планирование и учет. Предложены новые методы отбора детей. Дополнен учебный материал с теоретических и практических занятий. Повышенные требования к возрастных групп. Установлены новые требования при приеме и переходе из одной возрастной группы в другую и при конечном выпуска из школы. Конечной целью научной разработки программ является создание системы контроля для управления учебно-тренировочным процессом на этапах ближнего и дальнего прогнозов.
Для контроля за педагогическим процессом разработана система достаточно информативных тестов, которые оценивают физическую и техническую подготовленность юных теннисистов. Данные, полученные при этих тестах используются для ступенчатого перехода из одной группы в другую, то есть в старшую.
В программах впервые определен порядок проведения соревнований по физической подготовке спортсменов, разработанные комплексы контрольных упражнений, нормативные требования к ним, а также правила выполнения контрольных упражнений, последовательность определения результатов и таблица результатов контрольных упражнений по физической и технической подготовки.