Организация физического воспитания студентов в 20-30 годы
Организация физического воспитания студентов в 20-30 годы
Одним из интересных и чрезвычайно сложных для научного и беспристрастного анализа является период становления и развития физического воспитания в 20-30 годы. Как показывает проведенный научный поиск, физическое воспитание личности было в центре внимания ученых, педагогов, физиологов, гигиенистов и общественных деятелей.
По отношению к цели были поставлены следующие задачи:
1. Сделать анализ историко-педагогической литературы, архивных материалов, материалов периодической печати исследуемого периода относительно развития физического воспитания в высших педагогических заведениях;
2. Выяснить основные формы учебно-воспитательной работы в вузе.
3. Раскрыть содержание и задачи учебно-воспитательной и физкультурной работы.
Переход страны на путь мирного строительства обусловил пересмотр форм и методов организации учебно-воспитательной и физкультурной работы, которые использовались в годы гражданской войны.
Вся работа по физическому воспитанию в высших педагогических учебных заведениях в исследуемый период осуществлялась преимущественно следующими формами: учебные (академические) занятия по гимнастике, легкой атлетике, защиты и нападения, лыжного спорта и теории физкультуры; факультативные учебные занятия по гребле, плаванию, вело-мотоавтоспорту; кружковая работа, секционные занятия по всем видам спорта. Кроме перечисленных форм физического воспитания в высших педагогических учебных заведениях существовали еще дополнительные: консультации и утренняя гимнастика.
В ходе исследования установлено, что основная нагрузка по физическому воспитанию студентов осуществляли кружки по легкой атлетике, футболу, стрелового спорта, гимнастики, лыжного и конькобежного спорта, то есть из тех видов, которые не требовали сложного оборудования, наличии спортивных залов.
С 1925 года создаются кружки по отдельным видам спорта.
Изучение архивных документов 1925 свидетельствует, что, например, высших учебных заведениях при бюро физкультуры были созданы такие кружки:
1) водно-экскурсионный;
2) легкоатлетический;
3) тяжелой атлетики;
4) спортивных игр с подсекциями по отдельным видам игр;
5) веломотоспорту;
6) гимнастический;
7) конькобежный;
8) лыжный;
9) врачебно-контрольный;
10) шашечно-шахматный;
11) стрелковый.
В ноябре 1926 года по XV партийной конференции был подвергнут критике культурно-воспитательную работу, осужден неверное отношение к кружковой работы. Были выдвинуты требования создания таких форм и методов организации занятий спортом, которые удовлетворяли бы интересы всей молодежи.
Следует отметить, что постановление указанной конференции сыграла важную роль в перестройке организационно-методической работы кружков. С 1926 года в кружках физической культуры широкое распространение получила секционная форма организации учебно-спортивной работы, где каждый участник имел возможность удовлетворить свои личные интересы. Перестройка всей учебно-воспитательной работы по секционным принципу стала значительным шагом в развитии новой системы физического воспитания. Начиная с 1927 года, произошли существенные изменения в учебно-воспитательной работе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим большое внимание уделялось развитию легкой атлетике, фехтованию, техническим видам спорта (велокросс, шоссейные гонки), стрельбе туризма.
Таким образом, анализ историко-педагогической литературы, архивных материалов, материалов периодической печати исследуемого периода свидетельствует, что в настоящее время физическая культура и спорт все глубже проникали в студенческую среду.
Следует отметить, что в течение исследуемого периода организационные формы учебно-воспитательной работы совершенствовались и в 20 тридцатых годы стали более разнообразными. Установлено, что в исследуемый период основными формами учебной работы по физическому воспитанию студентов были: академические, факультативные занятия, кружки и секции.