Доказательства повышенной значимости занятий физической культурой
Содержание многочисленных научных исследований доказывает и подчеркивает повышенную значимость занятий физической культурой, как действенного средства профилактики многих заболеваний.
Анализ результатов собственных исследований показал, что интерес студентов с особыми потребностями к физическому воспитанию и спортивной деятельности в высшем учебном заведении низкий и зависит от состояния здоровья, уровня физкультурной образованности, физической подготовленности, образа жизни и поведения, наличия вредных привычек, несостоятельности выполнения минимальных объемов двигательной активности. Недостаточный объем недельной двигательной активности имеют 92,9% юношей и 91,7% девушек. Почти 85,8% исследуемых никогда не занимаются физическими упражнениями за пределами вуза. Неумение заботиться о своем здоровье средствами физической культуры, отсутствие культуры здорового образа жизни, а также отсутствие информации, которая была бы способна в полном объеме осветить понятие о резервах здоровья и физической работоспособности, которые необходимо развивать, все эти составляющие формируют устойчивое нежелание, безразличие студентов к учебному процессу физического воспитания в высших учебных заведениях и отдавая предпочтение малоподвижном образа жизни и лекарствам.
При формировании концепции программирования содержания физического воспитания студентов с особыми потребностями в вузе мы учитывали необходимость во внедрении оздоровительных технологий и инновационных программ с обязательным соблюдением принципа использования спортивных технологий, кондиционного и оздоровительной тренировки в физкультурную практику, а также занятий по видам спорта, которые считаются более подходящими для студентов с различными нозологиям и вызывают интерес и потребность в двигательной активности.
Цель нашего исследования — обосновать средства физической культуры, обеспечивающих развитие двигательной активности студентов с различными нозологиям протяжении обучения в вузе.
Соглашаясь с мнением специалистов и учитывая собственные исследования среди различных систем физических упражнений, видов спорта, которые пригодны, как для оздоровительных так и для спортивных тренировок молодежи с особыми потребностями эффективными видами двигательной активности, способны повышать функциональный состояние организма с одновременным физическим развитием и развитием двигательных качеств можно отметить оздоровительное плавание, аквафитнес, спортивное плавание, настольный теннис, борьбу, армреслинг, спортивные танцы, волейбол, легкую атлетику, футбол, баскетбол, шахматы, шашки, общую физическую подготовку.
Физическое воспитание студентов с особыми потребностями проводили по разным современными формами физической культуры, а именно рекреативные, реабилитационные, оздоровительные, адаптивные, кондиционные и спортивные занятия.
Так, оздоровительные занятия решали задачи повышения уровня физического развития до безопасных величин, которые бы гарантировали не ухудшение здоровья. Реабилитационные занятия ориентированы на студентов с неудовлетворительным состоянием здоровья я, который можно скорректировать или компенсировать с помощью специально подобранных средств физической культуры. Кондиционные занятия (кондиционные тренировки) включали совокупность средств, имеющих физкультурно-оздоровительное воздействие на организм студентов и направлены на поддержку и повышение функционального состояния и физической подготовленности, а также способны снижать риск заболеваний.
Развития прикладных навыков способствовали занятия оздоровительным плаванием. Результаты собственных исследований указывают на значительный физкультурно-оздоровительный потенциал средств аквааэробики, который обусловлен феноменом антигравитационного разгрузки опорно-двигательного аппарата, активизацией важных функциональных систем организма, наличием устойчивого закаливающего эффекта, высокой энергетической стоимостью выполненной работы. Проведение учебно-оздоровительных занятий в воде среди молодежи с различными нозологиям рассматривался нами как обязательный компонент физического воспитания студентов с особыми потребностями.
В процессе последовательного решения поставленных задач был разработан и применен метод оценки способностей студентов с особыми потребностями по усвоению программного материала (в баллах); установлены целевые нормативы овладение различными компонентами навыков по плаванию (оздоровительного и прикладного); разработана программа текущего и оперативного контроля физического развития и результативности учебного процесса.
Оптимизация воздействия средств аквааэробики проходила по несколько направлениям: за счет изменения уровня воды (на мелком месте бассейна, стоя по пояс, по грудь в воде, на глубоком месте бассейна), в бортика, с опорой и безопорного положения, путем дифференциации амплитуды, темпа, элементов ловкости, использование адекватных температурных режимов. Разработанные альтернативные подходы к построению отдельных программ, в которых используются комплексные и локальные упражнения, направленные на развитие основных физических качеств и необходимых двигательных навыков, различные по нагрузке варианты кругового и интервальной тренировки, а также специальные комплексы упражнений для студенческой молодежи, болеет ДЦП , сахарный диабет, имеет недостатки слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата.
Результаты собственных исследований подтверждают и дополняют экспериментальные данные, полученные другими исследователями, что занятия в водной среде повышают силовые и скоростно-силовые свойства мускулов, растяжения мышц позвоночника и функции свода стопы, улучшается деятельность двигательного и сенсорного анализаторов и двигательной активности в целом, обеспечивают значительный эффект физической работоспособности студентов с особыми потребностями в течение всего учебного года. Доказано, что физкультурно-оздоровительный эффект занятий современной аква аэробики определяется логикой сопряжения и чередование его отдельных программ, содержание которых формируется в соответствии с основными закономерностями осложнения кондиционной тренировки.
Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию в значительной степени определялось уровнем психомоторных возможностей, а также предварительно приобретенным двигательным опытом, пониманием мотивации к обучению двигательным действиям и жизненных интересов студентов с особыми потребностями.
Выбор средств физического воспитания определялся задачами учебного процесса, функциональным состоянием здоровья, материально-техническим обеспечением и необходимыми условиями безопасности.
Физическое воспитание студентов с нарушениями слуха имеет ряд специфических задач (развитие восприятия, мышечный-двигательных представлений, расширение объема двигательной памяти вашего компьютера), которые решали такими средствами: общеразвивающие физические упражнения, циклические аэробные упражнения, дыхательные (с длительным выдохом), упражнения для позвоночника, для развития координации, элементы гимнастики и акробатики, аэробика, танцевально-ритмические упражнения.
Особенностью физического воспитания студентов с нарушениями зрения является развитие ориентировки в пространстве, времени, мышечно-суставного чувства, способности чувствовать темп движений, их амплитуду и степень напряжения мышц.
В физическом воспитании и спорте человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделяют следующие нозологии, как состояние после ампутации конечностей, состояние после травм спинного мозга и полиомиелита и детский церебральный паралич. Повреждения опорных и двигательных функций приводит к ограничению двигательных возможностей. Это проявляется в нарушении активных и пассивных движений, координации двигательных актов, тонусе или трофики мускулов, рефлексов, появлению дружественных или принудительных движений.
Проявление двигательных нарушений напрямую зависит от уровня поражения.
Средства физического воспитания при состоянии после ампутации конечностей были направлены на: вестибулярная тренировка, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, на восстановление симметрии плечевого пояса, таза и тонуса мускулов спины, силовые упражнения, упражнения на увеличение амплитуды движений, на дифференциацию м мышечных усилий, совершенствуют способность дифференцировать пространство, аквааэробика, упражнения для профилактики плоскостопия.
Учитывали особенности поражения спинного мозга, влияющие на общий тонус мышц нижних отделов, что отражается на положении тела в пространстве, в том числе на его способности противодействовать действия внешних сил. Таким образом, обучение двигательного действия и повышение двигательной активности начинали по решению статокинетического задач: выбора исходных положений и рациональных поз, при которых действие внешних сил, прежде всего силы гравитации, была минимальной, а устойчивость тела — максимальной.
Последовательность физических упражнений отвечала принципам доступности и дифференциально-интегральных оптимумов для использования феномена переноса — включение для двигательного акта отделов, лежащие ниже.
Выполняли физические упражнения в условиях преодоления силы тяжести с использованием блоков и противовесов, подвешивания с помощью канатов и пружин, аквааэробика (пассивные и пассивно-активные упражнения в воде) и др.
Занятия со студентами, больных, также имели свои особенности. Во-первых, мы учитывали важную физиологическую закономерность: скорее восстанавливаются, развиваются те органы и системы, которые необходимы организму на определенном этапе или в недалеком будущем. Напротив, развитие, восстановление неактуальных на определенный момент функциональных систем задерживается. Во-вторых, после анкетирования некоторое время работали над формированием мотивации и адекватных психоэмоциональных реакций к занятиям физического воспитания. Учитывали классификацию двигательных нарушений больных по трем видам проявлений: изменения мышечного тонуса (гипотония, гипертония, дистония); слабость или ограничение движений (парез) или отсутствие движений (паралич); распространенность двигательных нарушений (моно-, ди-, пара или геми, тетрапарез или параличи).
Занятия физического воспитания мы начинали с упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса. Все упражнения, которыми развивали то или иное движение, дежурили с дыхательными. На фоне общеукрепляющих упражнений студенты выполняли упражнения, нормализующие мышечный тонус, нейтрализуют тонические рефлексы, добиваются нормализации амплитуды движений во всех суставах.
Применяли как общие методы физического воспитания, так и специальные:
— Внесение регламентирующих изменений в отдельные параметров обычного
— Движения: выполнение упражнений с необычного исходного положения, изменением амплитуды и скорости движений и тому прочее;
— Осложнения обычных действий: дополнительными действиями, комбинированием действий;
— Изменение внешних условий: правил, обстоятельств, количества участников занятий;
— Использовали соревновательный метод;
— Индивидуально-групповой метод (группа количеством 5-7 человек, имеющих
— Одинаковые проявления нозологий, смешанные группы — студенты различных нозологий);
— Коллективно-индивидуальный метод (объединяет 8-12 человек разных нозологий);
— Игровой метод, музыкально-ритмические занятия, в частности танцы.
На занятиях физического воспитания студентов с различными нозологиям использовали широко известные физические средства, эффективность которых доказана различными учеными, а именно: физические упражнения (релаксационные, идеомоторные, дыхательные, ритмичные, на координацию, в равновесии, корректирующие), игры (подвижные, спортивные), самомассаж.
Дозировка физической нагрузки осуществляли подбором физических упражнений и подвижных действий, продолжительностью упражнений, количеством повторений, выбором исходных положений, применением отягощений, сопротивления, приемов облегчения и помощи, а также изменением темпа и ритма движений. Дозировали общее и локальное нагрузки.
Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания и спорта студентов не является достаточным для увеличения функциональных возможностей организма и эффективного развития основных двигательных качеств, а также оздоровления и поднятия психоэмоционального фона студентов с различными нозологиям.
Полученные результаты исследования указывают на наличие благоприятных данных к обучению двигательным действиям и повышению двигательной активности студентов с особыми потребностями.