Тесты для контроля уровня остаточных знаний студентов по физиологии человека
Тесты для контроля уровня остаточных знаний студентов по физиологии человека
В статье рассматривается проблема применения тестов достижений в образовании на примере некорректного применения тестов для контроля уровня остаточных знаний студентов по физиологии человека.
Проблема работы заключается в изучении корректности применения тестов достижений в области образования, а потому относится к общенаучной проблемы адаптации человека к различным видам деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций
Изучено в литературе и практике показало, что письменный тестовый контроль в области образования применяется относительно давно (с 1864 года, Великобритания, Дж. Фишер для проверки знаний учащихся) и имеет достаточно длительную историю. В высших учебных заведениях тестовый контроль употребляется преимущественно в варианте определения достижений по изучению отдельных учебных дисциплин и научных исследованиях умственной и физической работоспособности студентов и преподавателей. Имеет место как безмашинный тестовый контроль, так и с помощью компьютера. В обоих случаях к разработчику тестов и их потребителя теория тестов (Уткин В.Л., 1981; Зациорский В.М., 1982; Годик М.А., 1988; Бурлачук Л.Ф., 2005;) ставит ряд требований в отношении качества теста как продукта, который представляет собой инструмент для измерений.
Стоит заметить, что компьютеризированный тест может иметь те же недостатки, которые были заложены при разработке, апробации и внедрении авторами обычного теста. Программа компьютера совсем не интересуют первичные ошибки разработчиков, правильность ключа и конечный результат тестирования.
В последних публикациях отмечается взвешенном и ответственном отношении к применению тестового контроля достижений (М. Олейник, В.А. Романенко, 2001; Кузьминский А.И., Ефименко В.И., 2002; Платонов В.М., 2004 ; Аванесов В.С., 2005; Страшко С.В. и др., 2007; Павлов А.С., 2008). Несмотря на широкое распространение тестов в различных сферах человеческой деятельности (профессиональная ориентация, профотбор, профадаптация, спортивный отбор и прогноз и др.), Проблема корректности применения тестового контроля знаний продолжает волновать как разработчиков, так и потребителей.
Цель работы — изучить возможности и особенности применения тестового контроля остаточных знаний студентов по физиологии человека
Задачи исследования:
1) изучить тестовые задания на предмет их информативности, валидности, точности и правильности измерения и составить аннотацию;
2) провести анализ ошибок по результатам выполненных тестовых заданий студентами;
3) сформировать рекомендации по оптимизации тестового контроля остаточных знаний студентов.
Для выполнения поставленных задач были применены следующие методы:
1) анализ нормативных документов;
2) наблюдение;
3) опрос;
4) интеграция данных анализа, наблюдение, опрос и собственного опыта.
Экспресс-исследование проведено в период с 10 по 20 марта 2009 года на факультете физического воспитания Черниговского государственного педагогического университета имени Т.Г. Шевченко во время контрольного тестирования остаточных знаний по физиологии человека. В педагогических наблюдениях было задействовано около 100 студентов III курса названного факультета.
Результаты и их обсуждение. Анализу были подвергнуты сборник тестовых заданий, несколько работ студентов, консультация с экспертами, акт проверки. По результатам анализа была составлена аннотация, предоставленная пояснительная записка для научной интерпретации результатов тестирования. Многолетний опыт (с 1988 по 2009 год включительно) применение тестового контроля умственной работоспособности и достижений по отдельным дисциплинам помог провести по выборочным данным анализ корректности тестов. Предложенных для контроля остаточных знаний студентов III курса по физиологии человека.
История применения нами тестов охватывает двадцатилетний диапазон профессиональной и научной деятельности. В свое время (1988 год) мы начинали с тестов на умственную работоспособность в естественных условиях обучения (отыскание аналогий, арифметический счет, количественные отношения). Это были психодинамические обследование на предмет профессиональной пригодности студентов-заочников по плану экспериментальных исследований кандидатской диссертации, проводились согласно общего плана научно-исследовательской работы института и факультета. Позже батарея тестов пополнилась задачами с першосигнальним стимульным материалом: расстановка чисел, часы, компасы, перепутаны линии, которые определяли ориентацию в пространстве, пространственную и временную память, устойчивость и концентрацию внимания, скорость и производительность решения задач в условиях регламентированного времени, а контингент исследуемых пополнился студентами стационарного отделения.
Параллельно мы тестировали нейродинамических характеристики высшей нервной деятельности:
— время простой и сложной сенсомоторных реакций,
— работоспособность головного мозга (силу нервных процессов),
— уровень функциональной подвижности нервных процессов,
— сенсомоторную координацию,
— лабильность двигательного аппарата и др.
Исследования проводились со студентами факультета физического воспитания (стационарного и заочного отделения), с учителями физической культуры (слушателями курсов повышения квалификации), с преподавателями университета (спортсменами-любителями), с абитуриентами (слушателями подготовительных курсов), с учениками начальных классов и др.
Позже тестовый контроль знаний был применен как разновидность семестрового контроля (зачета) по возрастной физиологии и школьной гигиены, а затем и для текущего контроля знаний при изучении курса физиологии человека. Приведенный обзор разнообразия видов тестового контроля, различных категорий населения и различных учебных дисциплин в профессиональной подготовке учителя физической культуры. По нашему мнению, дает нам право выступить в роли экспертов при проверке тестов, предложенных для контроля остаточных знаний студентов III курса по физиологии человека. На пригодность и составления аннотации (фактически рецензирование уже прорецензированного а также апробированного сборника тестовых заданий). Получилось что-то вроде проверки инструмента контроля.
Такая работа достаточно трудоемкая, даже для преподавателя со значительным (26-летним) стажем преподавания физиологии человека. Поскольку требует внимания, бдительности, напряжения и незаурядного уровня подвижности нервных процессов в условиях ограниченного времени (надо было хотя бы посмотреть 10 вариантов по 20 заданий (вопросов ) с четырьмя альтернативными ответами).
Это усложняло нашу задачу настолько, что до начала тестирования мы смогли лишь указать в инструкции на отдельные недостатки в тестовых заданиях:
— наличие ошибок печати;
— некорректность формулировок ряда тестовых задач;
— неоднозначность альтернативных ответов;
— случаи отсутствия правильных ответов при утверждение инструкции об обязательной только один правильный ответ, вероятность заложенных несколько ошибок в ключе правильных ответов;
— отсутствие тестовых задач из таких довольно значимых разделов физиологии человека как «Организм.
Основные физиологические функции «,» Обмен веществ и энергии «,» Эндокринная система «,» Сенсорные системы «. Наличие задач чисто анатомических и по физиологии физических упражнений (дисциплина, которую студенты III курса только начали изучать в этом семестре и должны были сдавать экзамен в летнюю сессию). Недостаточность рабочего времени, выделялся из расчета 1 минута на каждый тестовое задание вместо двух (ведь выбор 1 из 4 альтернатив требует больше времени, чем 1 из 2 альтернатив). Позже (после проведенного тестирования) в процессе анализа ошибок студентов нам удалось заметить еще ряд несуразностей в тестовых заданиях.
В условиях дефицита времени осуществить детальный анализ тестовых заданий не было возможности
Выборочная проверка охватила чуть больше половины тестовых задач. Наличие повторов задач в вариантах и двух преподавателей несколько облегчило задачу проверки вариантов в конце ряда. Это позволило сформировать полностью репрезентативную выборку, провести анализ, сделать выводы и рекомендации. Анализ записей и пометок в спокойных условиях при отсутствии нехватки времени помог интегрировать информацию памяти и определенным образом систематизировать данные исследования.
Практически каждый из нас в определенные периоды жизни проходит тестирование по той или иной целью, по собственным желанием и волей или нет. При обстоятельствах, которые сложились во время проверки деятельности факультета по вопросу состояния профессиональной подготовки, и экспресс-исследования состоялась невидимая реверсия ролей. Те, кто проверял, «исследовал», в определенный момент превратились из «экспертов» на испытуемых (вместе со своими документами-инструментами и результатом поиска). Сложилась ситуация «исследования исследований».
Результат оказался довольно неожиданным и впечатляющим: были выявлены существенные нарушения в содержании тестовых заданий (несмотря на попытки экспертов заверить о авторитетное рецензирование и неоднократную апробацию при проверке других высших учебных заведений. В тексте тестовых задач выявлены не только орфографические и редакторские ошибки. Но и явные искажение сути физиологических явлений, процессов и механизмов, некорректные формулировки задач и неоднозначные ответы. А в ключе «правильных ответов» были обнаружены около десятка ошибок) и в процедуре тестирования (в частности нарушения норм рабочего времени и неадекватная проверка некомпетентными экспертами. Ведь согласно акта проверки в составе комиссии не было ни одного специалиста по биологии или медицины). Прояснить спорные вопросы, которые возникли при анализе ошибок в работах студентов, просто не с кем.
Между прочим, в акте проверки комиссия обратила внимание на несоответствие базового образования нескольких преподавателей дисциплинам, которые они преподают по распоряжению кафедры как недостаток кадровой политики.
А знания студентов по физиологии проверяли НЕ биологи (?!)
По опыту применения тестов для семестрового контроля знаний студентов по возрастной физиологии на факультете физического воспитания, возрастной физиологии и школьной гигиены в индустриально-педагогическом факультете нашего университета следует несколько важных последствий наблюдений и замечаний (рекомендаций):
1. тестовые задания практически не в состоянии выполнить тот, кто совсем не читал базовых учебных пособий (Ермолаева Ю.А., Хрипковой А.Г.);
2) важна именно привязка к конкретным источников информации (например, тот студент, читал Маркосяна А.А., просто мог не встретиться с определенными утверждениями или их отрицанием, а потому, как правило, затруднился в выборе правильного ответа);
3) мы умышленно обошли вопросы, связанные с биологическими константами гомеостаза, потому что они имеют несколько разные значения в разных авторов;
4) мы старались придерживаться формулировок тестовых заданий в унисон с текстами лекций и базовыми пособиями;
5) на тестовые задания типа «выбор одного из двух» (тезис — так, антитеза — нет) мы отводили минуту времени (хотя некоторым из преподавателей факультета этого показалось мало, а эксперт факультетской комиссии настоял в проекте решения совета факультета на увеличении времени на каждое вопросы);
6) тестовый контроль остаточных знаний принципиально отличается от тестового семестрового контроля, поскольку не предполагает актуализации знаний на момент тестирования и проводится, как правило, после семестрового контроля (зачета или экзамена) на фоне забывание через существенный промежуток времени.
Вывод.
Следует быть внимательным и ответственным в разработке тестов, их апробации и применении, тем более, если это серьезный документ для ответственной проверки. Лучше 7 раз вычитать, проверить и исправить, чем подавать к употреблению вреден полуфабрикат. Некомпетентные пользователи такого инструмента могут наделать досадных ошибок, нанести конечным потребителям (студентам) морального ущерба и посеять недоверие к преподавателю со стороны студентов. Ссылка на авторитетных рецензентов при наличии грубых ошибок в тестовых заданиях не выдерживает научной критики.
Рекомендации
Разработчику проанализированных тестов следует признать наличие ошибок в задачах тестов и ключи правильных ответов и исправить их в соответствии с теорией тестов и требований настоящего.
Рецензентам следует быть требовательными в первую очередь к себе и не спешить подписывать заведомо ложные рецензии сертификаты. Некомпетентным экспертам следует более ответственно относиться к методикам тестирования достижений в конкретных учебных дисциплинах, к процедуре тестирования, к проверке выполненных заданий и интерпретации результатов. Стоит более взвешенно подходить к задаче формирования качественного состава комиссий для инспектирования конкретных факультетов высших учебных заведений. Перспективы дальнейших исследований. Представляет интерес исследование опыта тестового контроля оста
точных знаний студентов по дисциплинам медико-биологического цикла на факультетах физического воспитания других вузов.