Тестовый контроль знаний специалистов физического воспитания
Тестовый контроль знаний специалистов физического воспитания
В работе исследуется состояние знаний по основным профессиональных терминов у учителей физической культуры и студентов с курса факультета физического воспитания.
Одним из важнейших показателей готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности является высокий уровень знаний. Как известно, составляющим компонентом профессиональных знаний выступают многочисленные профессиональные понятия. Понятия существуют в виде слова или словосочетания, следовательно, речь того или иного учебного предмета является основным показателем его состояния и прогресса.
С развитием общества, углубления и расширения научных исследований в области физической культуры и спорта меняются и уточняются профессиональные понятия, которые лежат в основе науки о физическом воспитании.
К сожалению, будущие специалисты физического воспитания недостаточно понимают и осознают сущность того или иного профессионального понятия и часто прибегают лишь к механическому запоминанию. Следствием такого усвоения знаний является то, что студент не видит логических функциональных связей между отдельными компонентами и не может профессионально применять их в реальном процессе физического воспитания. А это, как правило, негативно сказывается на состоянии методической подготовки учителей физической культуры. Сегодня использование понятий находит значительное применение в виде тестов как в условиях обучения так и во время проведения конкурсов, олимпиад и др.
Проблема использования педагогических тестов в физкультурном образовании не нова
Но применение их в условиях внедрения кредитно-модульной системы обучения на факультетах физического воспитания приобретает особую актуальность.
Использование тестов позволяет решать важные задачи в физкультурном образовании — от диагностики уровня знаний и умений к повышению эффективности самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что тест является одним из самых удобных и относительно объективных средств контроля знаний.
Вопросы тестирования нашло отражение как в рамках общей педагогической проблемы, так и в частности, и в физкультурном образовании.
Изучить состояние понятийной подготовки учителей физической культуры и студентов 3 курса факультета физического воспитания.
Результаты исследования и их обсуждение.
Как известно, основным общетеоретическим предметом в системе подготовки специалистов физического воспитания является учебная дисциплина «Теория и методика физического воспитания» (ТМФВ).
Курс ТМФВ предусматривает изучение многих понятий, связанных с физическим воспитанием.
Каждая отдельная тема, изучается в рамках этой дисциплины требует усвоения прежде всего основных понятий, на которых базируется содержание этой темы. Знание и понимание студентами основных понятий является обязательным условием качественного усвоения соответствующей темы.
В итоге должно быть составлено 10 пар правильных ответов.
Исследование проводилось с участием 77 учителей физической культуры и 79 студентов III курса факультета физического воспитания Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г.Шевченко.
Как свидетельствуют результаты исследований, наибольшее количество правильных ответов состоит в определении понятий «физическое воспитание», «игра», «сила». Понятно, что эти термины относятся к наиболее популярным и применяемых в спортивной литературе и физкультурной практике.
При этом количественные показатели правильных ответов студентов с курса имеют преимущество над показателями учителей физической культуры.
Практически одинаковые показатели продемонстрировали студенты и учителя за качество знаний по срокам «урок» и «доступность».
Вместе с этим тревожным является тот факт, что почти половина студентов и столько же учителей предоставили «доступности» другое значение, чем «принцип» физического воспитания и уже совсем удивляют ответы учителей на определение профессионального термина «урок».
Меньше правильных ответов как среди студентов, так и среди учителей отмечено в определении понятий «спортивная техника», «двигательный навык», «автоматизм». По сути эти специфические термины относятся к составляющим характеристик физического упражнения как основного средства физического воспитания.
Анализ материалов исследования свидетельствует, что, к сожалению, ни среди учителей, ни среди студентов не нашлось таких, кто дал бы правильные ответы на все 10 вопросов. Дальнейший анализ полученных результатов предусматривал выявление зависимости между успешностью обучения студентов и качеством выполнения ими тестовых заданий.
В зависимости от среднего балла стало возможным распределить студентов по уровням успешности обучения: высокий уровень — от 4,1 до 5 баллов; средне высокий — 3,6-4 балла; средний — 3-3,5 баллов.
Сравнение количества правильных ответов студентов с высоким уровнем успешности свидетельствует, что подавляющее большинство из них правильно ответила на 7-8 вопросов. Студенты из средне высокой успеваемостью дают правильные ответы на 5-6 вопросов.
Вместе с тем отдельные студенты, имеющие худшие показатели обучения затруднились ни одного правильного ответа.
Анализ ответов учителей с учетом педагогического стажа не дает основания для преимуществ в качестве знаний основных профессиональных терминов.
Вместе с тем учителя городских школ лучше ориентируются в выполнении задания по сравнению с учителями сельских школ.
Именно среди контингента сельских учителей больше таких, кто не сумел дать ни одного правильного ответа. Лучшие знания среди учителей демонстрируют участники районных и областных профессиональных конкурсов, научно практических конференций и семинаров.
Известно, что основательное усвоение профессиональных знаний достигается прежде всего путем понимания соответствующей информации.
Вместе с тем в основе понимания находится состояние педагогического мышления.
Таким образом, специфическая, сложная педагогическая деятельность требует от учителя прежде всего способности к пониманию процессов, происходящих в этой деятельности, умение отличать функциональные и педагогические задачи. Предметная компетентность учителя заключается, в том числе в владении способами анализа учебно-воспитательного процесса в воспитании.
Полученные результаты дают основание констатировать, что уровень профессиональных знаний специалистов физической культуры не соответствует требованиям современной школы. Вместе с тем использование тестовых задач в условиях кредитно-модульной системы является одним из наиболее объективных подходов к оценке знаний студентов.
Опираясь на результаты исследований с учетом успеваемости студентов появляется возможность прогнозирования как текущего обучения, так и результатов экзаменационной сессии.
Дальнейшие исследования направлены на разработку тестовых заданий разной сложности с учетом содержания учебных тем.