Сравнительные характеристики занятий физическим воспитанием
Сравнительные характеристики занятий физическим воспитанием
Автор рассмотрел сравнительные характеристики и особенности проведения занятий по разным формам учебного процесса по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях с учетом собственных исследований и опыта организации работы кафедры физического воспитания.
Физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях достигло определенного кризиса по причине недостаточного финансирования сферы образования, отсутствия современной спортивной базы, внедрение Болонской системы. В которой среди дисциплин, отсутствует физическое воспитание. Этот парадокс можно объяснить материальными условиями университетов Европы, где студента в вечерние часы ждут десятки инструкторов в специализированных спортивных залах и приглашают на бесплатные тренировки.
Даже мощные университеты не имеют таких возможностей и вечерние часы вынуждены отдавать в аренду коммерческим структурам для компенсации расходов на содержание спортивной базы. Или, в лучшем случае, предоставляют ее сборным командам по видам спорта.
Рядовым студентам остаются только дневные часы для поддержания своего физического состояния и здоровья, занятых специализированным учебным процессом подготовки бакалавров и магистров. И только имплементация физического воспитания в этот процесс, который уже осуществили ведущие по рейтингам университеты, может решить эту парадоксальную ситуацию.
Некоторые сторонники западноевропейского опыта отрицают необходимость физического воспитания как учебной дисциплины
Но студенты еще не скоро будут условия подобные европейских, а их здоровье, частично утраченное еще в школьном возрасте (по причине недостаточной двигательной активности. А также злоупотребление компьютерными играми, телепрограммами , неполноценного питания и других негативных факторов). Не может ждать, необходим поиск, обоснование и методическое обеспечение новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.
Качество физического воспитания является важным фактором улучшения физической подготовленности и здоровья студентов. Она в значительной степени зависит от содержания и формы проведения учебного процесса, чьи сравнительные характеристики мы исследуем в нашей работе.
Основные аспекты построения занятий как с секционной, так и традиционной формами учебного процесса одинаковы с обязательным решением четырех структурных задач (организация студентов, подготовка организма к предстоящей работы, решение основных задач занятия, активное восстановление и организованное завершение работы). Согласно фазам изменения физической работоспособности (перед рабочие сдвиги, вырабатывания, относительно устойчивое состояние, снижение работоспособности). И разделением занятия на вводную, подготовительную, основную и заключительную части.
Независимо от формы учебного процесса проведения занятий по физическому воспитанию должно отвечать следующим требованиям:
1) обеспечение дифференцированного подхода к студентам с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности, интересов, мотивов и предпочтений;
2) соблюдение качественных характеристик проведения занятия (общая и моторная плотность, соответствие пульсовых режимов организма студентов предоставленным задачей и величине. А также объемам и интенсивности физических нагрузок занятия, достижения оптимальной двигательной активности всех членов группы в течение каждого занятия);
3) учебный процесс физического воспитания должен быть одновременно и тренировочным, то есть включать элементарные признаки структурных компонентов как микроциклы, мезоциклов и большие циклы (в упрощенном виде). С преимущественным оздоровительным направлениям.
Традиционная форма имеет следующие обязательные признаки как принудительные занятия общей физической подготовкой с академическими группами студентов, стандартное и задачи модулей и разделов учебного материала. Эти признаки, а прежде всего организационная структура объединения студентов в академических группах заставляет использовать физические упражнения и их комплексы. Которые были доступны для выполнения всего контингента, а значит для самых слабых и инертных, что значительно обедняет и формализует учебных процесс. Делает его непривлекательным и даже неприемлемым для части студентов. Физические упражнения имеют широкий спектр разновидностей и характерных признаков по факторам как направленность, структура движений.
Координационная сложность, особенности режима работы мышц, различия механизмов энергообеспечения, интенсивность работы, преобладающее влияние на развитие отдельных качеств и т. д.
Конечно, преподаватели физического воспитания на занятиях с академическими группами имеют некоторые возможности для индивидуализации упражнений и нагрузок. Но эти возможности не соответствуют предпочтениям, интересам и потребностям студентов. А злоупотребление индивидуализацией даже некоторых факторов выполнения упражнений приводит к значительному ухудшению качества проведения занятия. В отличие от традиционной, секционная форма предполагает ведение учебного процесса по физическому воспитанию в виде специализированных учебных занятий определенным видом спорта (двигательной активности), согласно отдельных рабочих учебных планов каждого отделения (цикла). В составе учебных групп, сформированных вышеуказанным структурным подразделением кафедры по своему выбору студентов.
Наблюдаются значительные различия управления учебным процессом при использовании различных форм — традиционной и секционной.
Непосредственно во время проведения занятий управление осуществляется преподавателем с соответствующими знаниями и опытом. Это дает ему возможность выбирать программу поведения для студента (разновидности комплексов упражнений, их последовательность, интенсивность, количество повторов, продолжительность интервалов отдыха и другие факторы). Которые будут вызывать нужные приспособительные изменения в деятельности организма. Варианты ответа организма различных студентов на заданные для всей группы одинаковые виды упражнений зависят от исходного уровня и особенностей приспособительных реакций как функциональных систем. Так и качества выполнения по форме и характеру тех или иных физических упражнений.
Понятно, что чем выше однородность учебной группы по разным факторами, мы при секционной форме, тем меньше вариабельность приспособительных реакций. Это значительно облегчает задачу преподавателя добиться соответствующих сдвигов в организме студентов.
Вероятно, что поведение преподавателей также будет отличаться
Так как при традиционной форме неоднородность группы выдвигает более сложные для управления состоянием студентов задача. Но мы не будем останавливаться на этом факторе. Достаточно подчеркнуть преимущества для осуществления эффективного управления адаптацией организма студентов секционной формы организации учебного процесса.
Вторым фактором позитивной направленности ответа организма студентов на заданные нагрузки является психологический и зависит он от мотивации к посещению занятий. Интереса к разновидностям упражнений, самочувствие (физическое и психологическое состояние) после выполнения тех или иных упражнений, восприятие преподавателя как положительную или отрицательную личность. Эти факторы поведения студентов значительно отличаются в зависимости от формы учебного процесса. При традиционной форме вышеуказанные факторы значительно ухудшают управляемость учебного процесса. Даже если преподаватель высокой квалификации и его задача обоснованные и соответствуют состоянию тех занимающихся.
Преимущества секционной формы организации физического воспитания подтверждают результаты проведенного опроса:
— в секционных группах зафиксировано более устойчивый интерес к обязательным занятиям по физическому воспитанию — 98%, тогда как в академических группах с традиционной формой обучения этот интерес на 42% меньше;
— 95 процентов от опрошенных студентов секционных групп считают, что получают на занятиях полезные умения, навыки и знания, тогда как в основных группах общей физической подготовки этот показатель составляет 49%.
Опрос студентов академических групп с традиционной формой обучения показало, что часть студентов (37%), не желает заниматься. В которых преимущественно предоставляются упражнения по легкой атлетике. 15% студентов отрицательно относятся к гимнастических упражнений, 36 процентов студентов категорически не желают посещать бассейн в зимнее время, 18% студентов не воспринимают футбол.
Но дело даже не в тех или иных предпочтениях, а в том, что при применении традиционной формы студенты подкрепляют эти предпочтения нулевым посещением занятий соответствующей направленности, негативно влияет не только на посещаемость. А и на учебный процесс по физическому воспитанию в целом.
Занятия видами специализированных упражнений по интересам и интересам усиливают влияние управленческих решений преподавателя на студента. Так как на данный момент тренер в глазах спортсмена является авторитетом в том виде спорта, который он выбрал. А управление может осуществляться и быть эффективным только с согласия того, кем управляют. При полном понимании им цели и стоимости труда ее достижения, при этом необходимо понимать, что студент взрослый человек. Который мыслит и имеет свой уже сложившийся мировоззрение.
Второе требование предполагает соблюдение качественных характеристик проведения занятия
Чем больше однородность состава группы, тем легче поддерживать моторную плотность занятия (общая плотность более зависит от квалификации и опыта преподавателя). В наших исследованиях проведения занятий по плаванию, где сравнивалась секционные и академические группы студентов с одинаковым начальным уровнем плавательной подготовленности и одинаковыми задачами занятия. Моторная плотность занятия была значительно выше у студентов секционных группы — 68,3% против 44,1% академических групп. Хотя занятия проводил один и тот же преподаватель.
Во время выполнения 25-метрового отрезка на скорость 92% студентов секционных групп выполняли его со значительной интенсивностью и пульсом в пределах 190-215 сокращений в минуту. А 86% студентов академических групп не смогли значительно повысить интенсивность подтвердили относительно незначительным повышением пульса до 180-190 сердечных сокращений в минуту. В то же время, получил задание проплыть несколько отрезков на выносливость, 85% студентов секционных групп удавалось удерживать пульс в пределах 140-150 сокращений в минуту. Тогда как 55% студентов академических групп превысили этот порог во время плавания на выносливость в среднем на 35 сокращений. То есть совершенно разные задачи они выполнять практически одинаково.
Также, в секционных группах 91% студентов достигают более или менее оптимальной двигательной активности. То есть полностью выполняют поставленные задачи по объему и интенсивности (с учетом индивидуальных возможностей и самочувствие в день проведения занятия). Тогда как у студентов академических групп этот показатель (57% ), намного ниже и он в большей степени зависит от настроения. Мотивации студентов и их предпочтений к содержанию и наполнение занятий по физическому воспитанию.
При планировании физических нагрузок и задач преподаватель должен использовать закономерности построения как малейших структурных единиц тренировочного процесса — отдельных занятий
Так и их распределения в течение недели, двухмесячного периода и семестра. Кроме общих положений о построении занятия, необходимо, например, в планировании занятий с комплексной направленности. Которые во тренировке новичков, учитывать правила первоочередности распределения нагрузок по их направленности. В начале занятия целесообразны упражнения на развитие координационных возможностей, ловкости, быстроты реакции и быстроты, затем силовых качеств (взрывной силы, прыгучести, максимальной силы, силовой выносливости). А в конце занятий специальной и общей выносливости, в то же время упражнения на гибкость можно задействовать как в начале, так и в конце занятий.
Эти правила общеизвестны, но их соблюдение в занятии с неоднородной как по возрасту, так и по уровню подготовленности, академической группой. Где необходимо включить блоки легкой атлетике, гимнастике или спортивных игр, намного сложнее, скажем необходимо задействовать скоростные или координационные упражнения и в легкоатлетическом и в игровом блоке. Что касается планирования занятий с подавляющим избирательной направленностью. Которые уже доступны студентам секционных групп во втором и последующих семестрах и где уже необходимо задействовать правила построения микроциклов (которые гораздо сложнее). То такие занятия совсем недоступны для студентов академических групп. Но одновременно и достояние этих занятий с подавляющим избирательной направленностью — эффект суперкомпенсации после значительных и больших нагрузок.
Отсутствие предпосылок для планирования микроциклов делает невозможной и дальнейшую структуризацию учебного процесса по традиционной форме. Тогда как для планирования учебного процесса секционных групп актуальной разделение микроциклов на втягивающий, ударные, подводящего, восстановительные.
Имеют свою специфику и мезоциклов: первый — втягивающий, второй — базовый
Большой цикл учебного процесса по физическому воспитанию напоминает тренировочный сдвоенный летний цикл. Так как он состоит из двух семестровых циклов. Которые разделены двухнедельным сессионным отрезком времени и недельным отдыхом. Которые вместе составляют между семестровый переходный период.
Таким образом, традиционная форма учебного процесса по физическому воспитанию, которая используется в большинстве вузов, является консервативной. То есть такой, что консервирует учебный и воспитательный смысл занятий не отвечает новым потребностям. Особенно реалиям Болонской системы обучения, при этом устаревший содержание и форма вступают в противоречие с потребностями студентов и социальными потребностями общества.
К тому же значительная часть высших учебных заведений выделяет на учебный процесс по физическому воспитанию 2:00 в неделю. То есть один кредит (один кредит равен 54 часам, из которых 36 часов практических и 18 часов самостоятельной работы студентов), на весь учебный семестр. При этом, необходимо отметить, что самостоятельная работа при однократном нагрузке положительно не воспринимается студентами. А ценность одноразовых занятий в неделю по всем канонам физического воспитания, физиологии, валеологии и медицины очень проблематична.
В традиционной форме учебного процесса занятия направлены на приобретение физического развития средствами общей физической подготовки. Тогда как в секционной форме занятия имеют более специфический характер с использованием упражнений, направленных на развитие как специальных так и общих физических качеств.
Для традиционных занятий характерно разнообразие учебного материала (в рамках одного занятия) и умеренные физические нагрузки (для большинства занимающихся), что является их негативным признаком.
То есть построить недельный микроцикл с вышеуказанными характерными признаками традиционных занятий невозможно
Для этого нужен весь спектр физических нагрузок: большие, значительные, средние и малые, причем в качестве последних вполне можно использовать самостоятельные занятия.
Конечно, для использования значительных, а тем более больших нагрузок необходим значительный промежуток времени предварительной подготовки студентов. Усвоения ими техники выполнения специализированных упражнений по тому или иному виду спорта или двигательной активности и достижения хотя бы среднего уровня физической подготовленности. В общем виде учебный процесс с секционной формой физического воспитания можно структурировать как комплекс занятий, объединенных в недельные микроциклы. Это в свою очередь составляют два двухмесячные мезоциклов. Которые формируют семестровый учебно-тренировочный цикл.
Значительным достоянием студентов в секционных занятиях является широкое разнообразие усвоенных двигательных умений и навыков в упражнениях, направленных на координацию и ловкость. Которые являются базой для специальной, а в дальнейшем и для профессионально-прикладной физической подготовки. В традиционных занятиях неоднородность группы не дает возможности применить весь спектр общестроительных физических упражнений. Поэтому двигательный опыт студентов, занимающихся физическим воспитанием в составе академических групп, значительно уступает студентам секционных групп.
Выводы
- Проведение занятий по физическому воспитанию по секционной формой учебного процесса обеспечивает дифференцированный подход к студентам с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности, интересов, мотивов и предпочтений;
- Секционная форма учебного процесса по физическому воспитанию позволяет соблюдать качественных характеристик проведения занятия (моторная плотность, соответствие пульсовых режимов предоставленным задачей и физической нагрузкой, достижения оптимальной двигательной активности подавляющего большинства членов группы в течение каждого занятия);
- Учебный процесс по физическому воспитанию по секционной форме одновременно и тренировочным, то есть он должен включать элементарные признаки структурных компонентов как микроциклы, мезоциклов и большие циклы (в упрощенном виде), с преимущественным оздоровительным направлениям.