Совершенствование программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ

Совершенствование программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ

Совершенствование программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ

Совершенствование программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ

Государственные документы, регламентирующие деятельность педагогических работников, нацеливают на реализацию путей по повышению уровня здоровья педагогического поколения.

Решение проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы зависит от качества учебных программ, которые являются основным документом, регламентирующим деятельность педагогов. За многолетнюю историю деятельности школ учеными и методистами создавались программы по различным концептуальными основами. Программы по физическому воспитанию в 40-х лет готовились с учетом основных функций «Единой трудовой школы».

В 50-х и в начале 60-х годов программы имели направление с условным названием «спортизация», и к их содержанию были введены разделы, которые являются прототипом определенных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры). Составители программ середины 60-х и начале 70-х годов основное внимание обращали на развитие основных двигательных способностей с целью реализации оздоровительной функции школьной физической культуры. С целью разнообразия содержания программы середины 70-х годов были введены с 7-го класса два дополнительных разделы «Художественная гимнастика» и «Классическая борьба». В 1985 году вышла новая «Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1 — 11 классов».

Название «Комплексная» предусматривала включение в программу не только содержания учебного материала к различным разделам, а и дополнительных частей школьной физической культуры: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная спортивная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Концептуальная основа этой программы заключалась в том, что когда все ученики будут привлечены к различным формам физической культуры, то мы достигнем высокого уровня здоровья детей 1 — 11 классов.

Программы, которые разрабатывались с начала 90-х годов до 2001 года, мало чем отличались от предыдущих, кроме введения в содержание ориентировочного и обязательного двигательных тестов, Государственных тестов и 12-балльной системы оценивания учебных достижений учеников.

Анализ учебных программ за последние 50 лет показывает, что содержание учебного материала во многих разделах почти не изменился. Это позволяет сделать вывод, что не существует научно обоснованной концепции разработки программы как основного документа, который регламентирует физическое воспитание учащихся 1 — 11 классов, и как следствие — не наблюдается совершенствования этого процесса. А разработать ее необходимо в связи с переходом школы на 12-летнее обучение.

Читайте также  Тесты для контроля уровня остаточных знаний студентов по физиологии человека

Одной из концептуальных основ создания программы мы рекомендуем функционально-структурный подход. Ориентируясь на ведущие функции школьного физического воспитания учащихся 1 — 11 классов (познавательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная), мы конкретизируем главные функции каждой ступени обучения. Так, главной функцией первой степени (1-4 кл.) Является введение учащихся в мир физической культуры посредством формирования у них «школы» движений, начального уровня таких двигательных способностей, как скорость, ловкость, гибкость, координация движений, соответствующего объема теоретико методических знаний и тому подобное.

К основным целям мы относим:

1) формирование у учащихся понятия о том, что забота человека о собственном здоровье — это не только личное дело, но и общественный долг;
2) используя разнообразные средства физической культуры, способствовать укреплению здоровья и физического развития учащихся;
3) вооружение учащихся умениями и навыками организации здорового образа жизни;
4) формирование знаний и умений предотвращать травматизма, осуществления первой доврачебной помощи при травмах или повреждениях;
5) формирование «школы» движений и основных двигательных способностей.

Главной функцией второй степени обучения (5-9 кл.) Является создание фундамента физического здоровья учащихся с помощью дальнейшего развития двигательных способностей, сформированных на первой ступени, и активного формирования силовых и скоростно-силовых способностей, общей и специальной выносливости. Кроме этой функции, в 5-9 классах необходимо реализовывать лечебно-прогностическую функцию с целью выявления на основе определенного развития двигательных способностей, потребностей и склонностей учащихся ориентировочного спортивного профиля (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).

В соответствии с функциями школьной физической культуры в 5-9 классах меняются цели и задачи физического воспитания учащихся основной школы.

К основным целям мы относим:

1) соблюдение основных правил здорового образа жизни;
2) продолжение развития быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и формирования силовых и скоростно-силовых способностей;
3) закрепление умений и навыков выполнения специальных, подготовительных и основных физических упражнений, предусмотренных разделами программы;
4) вооружение учащихся знаниями и умениями осуществлять самоконтроль во время выполнения физических упражнений;
5) ориентацию учащихся на выбор определенного вида спорта для послекалассых и внешкольных занятий.

Читайте также  Подготовки будущих учителей физической культуры по специальности "спортивно-оздоровительный туризм"

На основе достаточного уровня сформированности «школы» движений, развития основных двигательных способностей и определения спортивного профиля на третьей ступени главной функцией следует считать физкультурно-спортивное совершенствование, в ходе которого ученики составляют индивидуальные программы физического развития и совершенствования.

К основным целям старшей школы мы относим:

1) вооружение учащихся философскими, социально-экономическими, психолого-педагогическими, экологическими и научно-теоретическими знаниями в области физической культуры;
2) вооружение учащихся санитарно-гигиеническими, медико-биологическими и специальными знаниями в области физической культуры по обеспечению здорового образа жизни;
3) формирование основ проектирования и конструирования программ индивидуального физического развития и совершенствования;
4) закрепление техники выполнения специальных, подводных и основных физических упражнений из каждого раздела программы и выбранного вида спорта;
5) обучение правилам и основам методики проведения занятий с определенного раздела программы с учениками младших классов;
6) формирование умения исследовать собственную образовательную траекторию, динамику сдвигов в состоянии здоровья и физической подготовленности;
7) принятие в учащихся контрольных и учебных нормативов, ориентировочного и обязательного комплексного теста (11 кл.) Оценки состояния физической подготовленности и Государственных тестов.

Процесс формирования компетентности учащихся в области «Здоровье и физическая культура» должен носить непрерывный характер на протяжении 11, а затем, в соответствии с Концепцией 12-летней средней школы, 12 лет. Качество обеспечения этого процесса зависит от надлежащего научного программно-методического обеспечения физического воспитания школьников. А также разработки и внедрения приоритетных научных исследований на основе постоянного осуществления мониторинга уровня здоровья и физического развития учащихся. Создание компьютерных технологий для разработки индивидуальных программ физического развития и совершенствования.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]