Система управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен»

Система управления «преподаватель-тренер - студент-спортсмен»

Система управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен»

Система управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен»

Система управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен» в процессах управления физическим развитием студентов высших учебных заведений технического профиля. Обоснована и исследований система управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен» в процессах управления физическим развитием студентов высших учебных заведений технического профиля.

Ключевые слова: система управления, физическое развитие, студенты, высшие учебные заведения, технический профиль, тренер, студент-спортсмен.
Актуальность. Постановка проблемы.

Система управления «преподаватель- тренер — студент-спортсмен» состоит из двух подсистем:

а) управляющей — преподаватель-тренер;
б) управляемой — студент-спортсмен, которые взаимодействуют между собой на занятиях по физическому воспитанию или в учебно-тренировочном процессе вуза.

Указанная система будет управляемой, если она может быть переведена с одного рабочего состояния в другое, заранее заданный и прогнозируемый. Диапазон вариативности при этом определяется зоной «тип-тах», каждой отдельно взятой физиологической функцией организма (студента-спортсмена). Если состояние системы жестко фиксирован и не наблюдается колебаний в деятельности системы, то понятие управления теряет смысл. Это связано с тем, что внешний сигнал неприемлем вследствие низкой разрешительной способности системы организма студента-спортсмена или незначительного по величине силы раздражителя.

Подсистема управления (непосредственно преподаватель-тренер) должен иметь реальную возможность изменять состояние управляемой подсистемы (непосредственно состояние студента-спортсмена) в соответствии с поставленной целью. В общем случае, способ достижения цели данной системы реализуется в виде управляющих сигналов — отдельно взятой системы воздействий, которые поступают на исполнительные органы (в т.ч. движения студента-спортсмена), и изменяют состояние управляемой подсистемы. Система воздействий включает в себя весь спектр тренировочных средств, в том числе и блоки планирования от одного занятия (тренировки) к макроциклов. Если система воздействий не в состоянии изменить положение управляемой подсистемы, то управление фактически не существует.

Недостаток внешней информации компенсируется при этом огромными возможностями функции самоорганизации

Иначе говоря, содержание указанной функции заключается в том, что чем выше уровень (в т.ч. двигательной) организации человека, тем более она чувствительна к внешним и внутренним воздействиям («реакция на все»). Из практики известно, что даже найхаотичниша «построение» учебно-тренировочного процесса в вузе дает положительный результат, особенно в тренировке детей (дошкольников, школьников) и юношей (студенческая молодежь). Функция самоорганизации, саморазвития в них проявляет себя в самых разнообразных формах. В частности, начинают проявляться и генетические функциональные программы. Безусловно, уровень специальной результативности остается низким, из неусвоение двигательных навыков, то есть при наличии слабой технической подготовки.

Анализ литературы. Анализ последних исследований и публикаций. Управление должно быть целенаправленным, а не представлять собой набор случайных, ничем между собой не связанных управляющих воздействий. Это означает, что должна быть известна цель управления. Под последним термином понимают некоторое конечное состояние системы, имеет количественную оценку значений характерных параметров, рост которых надо обеспечить на промежуточных стадиях управления. Условно, в пространстве, цель изображают точкой, куда надо (и стоит) перевести систему из исходного состояния, в котором она в данный момент находится. Если цель отсутствует, управление теряет смысл. Развитие системы, не имеет конечной цели, превращается в бесцельное «блуждания» с использованием наименее эффективного метода поиска «проб и ошибок».

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в обосновании системы управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен» в процессах управления физическим развитием студентов вузов технического профиля.

Для достижения цели исследования необходимо:

1) определить вид взаимодействия в указанной системе управления;
2) определить успешность учебно-тренировочной работы;
3) обосновать критерии коррекции этой работы при наличии просчетов;
4) определить ресурсную базу учебно-тренировочного процесса;
5) обосновать критерии эффективности всей работы со студентом;
6) определить основные методы управления физическим развитием студентов в стенах вузов.

Результаты исследования. Изложение основного материала исследования. Существует три вида взаимодействия в системе «преподаватель-тренер — студент-спортсмен»: 1) прямая; 2) обратная; 3) кольцевая. В первом варианте студент является потребителем информации, поступающей от преподавателя-тренера.

Наибольшая интенсивность ее передачи отмечается на ранних этапах обучения или ознакомления преподавателя-тренера со своими учениками. Студент в данном случае является более открытой системой для восприятия информации от преподавателя, преобладает над другими источниками информации. Несмотря на значимость получаемой информации, последняя затем подвергается анализу и селекции. Во втором случае, преимущество информации от студента наблюдается при исполнении им технических, тактических (в спортивной деятельности) задач и особенно в условиях соревнований, когда прямое влияние преподавателя-тренера на студента практически отсутствует. На основании такой оценки поведения студента, преподаватель-тренер делает выводы и определяет успешность учебно-тренировочной работы.

Замеченные просчеты является основным критерием для корректировки учебно-тренировочного процесса в вузе

По кольцевой взаимодействия, указанная система находится в состоянии постоянного открытого обмена информацией, когда субъективная оценка поведения студента приобретает объективный характер. Взаимный обмен информацией «обогащает» обе стороны. Особенно, это важно при техническом анализа движений, чувство о которых не всегда доходят до порога сознания студента-спортсмена. Безусловно, кольцевая взаимодействие информации требует определенной подготовки преподавателя-тренера и студента-спортсмена, поскольку часто требуется «расшифровки» интуитивных ощущений. В целом, при этом управление поведением студента-спортсмена, с использованием обратной связи, существенно повышается, становится более эффективным.

Следует отметить, что указанная выше подсистема управления должна иметь выборочную возможность выбора и одобрения конкретного решения из некоторого набора вариантов. Меньше их количество существенно сужает выбор решений управляющей подсистемы, эффективность управления значительно снижается.

Последнее обусловлено тем, что в условиях ограниченного выбора наиболее эффективные решения могут оставаться за пределами их использования и заранее снижается уровень реализации энергетически-информационных возможностей всей системы. Если управляющая подсистема имеет только единственное возможное решение, то такая система фактически не осуществляет управления. Наличие резервных возможностей выбора значительно повышает надежность функционирования системы.

Подсистема управления должна иметь в своем распоряжении ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранных управляющих воздействий. Их (ресурсов) отсутствие не позволяет реализовать возможности движения системы к цели, равнозначно отсутствию свободы выбора средств и методов для ее достижения.

Управление без ресурсов, обеспечивающих реализацию управляющих воздействий, практически невозможно

В свою очередь, энергетические состояния организма человека взаимосвязаны с целью системы по принципу обратной связи. Выражение «великая цель порождает большую энергию» не лишен здравого смысла. Важно, чтобы цель не представляло собой какой-то один количественный критерий, а была наполнена качественным содержанием — набором внутренних преобразований, возникающих на пути к ее достижению. Тогда путь к цели будет не только работой «в поте лица», но и совершенствованием — «созиданием с улыбкой». Таким образом, система «преподаватель-тренер — студент-спортсмен», как управляющая система, должна знать не только цель и конечное состояние, к которому направляется управляемая подсистема (студент-спортсмен), но и оценивать текущее ее состояние в каждый момент времени. Без обратной связи эффективное продвижение управляемой подсистемы цели невозможно!

Управляемая подсистема (студент-спортсмен) находится под воздействием не только подсистемы управления (преподаватель / тренер), но и среды, ее окружает, и на которое она сама в определенной степени влияет. Благодаря наличию функциональных связей развитие управляемой подсистемы происходит и под воздействием факторов внешней среды: повышение сопротивляемости организма к низким температурам, навыки приспособления к преодолению сопротивления воздушной среды, к покрытию беговой дорожки и др. Учет внешних условий, как природных воздействий, дополняет педагогические воздействия новой информацией и позволяет более правильно выбирать управляющие сигналы. Отсутствие информации о внешней среде и поведение управляемой подсистемы снижает эффективность управления в целом.

Для оценки качества управления необходимо иметь критерии эффективности управления

Одним из них можно считать достижении промежуточной и конечной цели. Если цель не достигнута, эффективность управления определяется расстоянием до нее. Это может быть отрезок времени, количественные критерии двигательных способностей, функциональные состояния, уровень технического мастерства студента-спортсмена и др. Направление развития определяется целевой функцией поведения управляемой системы. По ее определения в учебно-тренировочном процессе вуза минимизируется расход энергетического ресурса организма студента и максимизируется количественный критерий достижения цели. Наибольшая эффективность будет в том случае, когда минимально потрачена количество энергии позволяет получать максимальный результат. Но для этого путь к цели должен сопровождаться максимальным использованием информации о деятельности всех систем организма студента спортсмена, обеспечивают продвижение к плановому результату.

Чем больше объем и выше скорость переработки и воспроизведения информации, тем меньше энергетические затраты на обеспечение двигательной активности человека. Кроме того, информационная избыточность в системах «преподаватель-тренер — студент-спортсмен», «врач — студент-спортсмен» позволяет прогнозировать состояние последнего и энергетические затраты будут направлены на целевой, специализированный развитие функций. Сохранение энергетического потенциала обеспечивается значительным сокращение количества корректировок и времени достижения запланированных состояний. Это следует из того, что между точками в пространстве, отражающих текущее состояние управляемой подсистемы относительно заданной цели, существует множество вариантов траектории движения, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный.

Но понятие «наиболее эффективный» должно уточняться, так как сроки: самый короткий, быстрый и экономичный — это не одно и то же

Одним из критериев эффективности является точность (по времени или результатом), что определяет поведение управляемой подсистемы избранным пути управления ею, и предполагает отклонение и «разброс» функций в допустимых (плановых) пределах. Количество информации, связанной с выбором эффективных управляющих воздействий, за последнее десятилетие выросла в несколько раз и превышает возможности использования ее одним человеком. В связи с этим, особое значение приобретает коллективная подготовка студента-спортсмена, в которой принимают участие научные, технические работники, врачи и используется электронно-вычислительная техника.

Одновременно с ростом спортивных результатов усложняются и проблемы, требующие решения, а вместе с ними совершенствуются и становятся более сложными методы управления, Проблема присутствует тогда, когда возникают трудности в достижении цели. Многие из них, которые имели место в прошлом, по мере совершенствования учебно-тренировочного процесса вуза теряют своей сложности и решаются простым способом. Набор средств, методов, которые были ранее доступны только единицам, сейчас становятся общеупотребительными.

Основные методы управления физическим развитием студентов

Сущность методов управления двигательной активностью студентов, их функции и особенности применения. В тех случаях, когда сложная система не поддается детальному описанию, обычно используют метод «черного ящика». Это один из способов исследования сложных систем, который заключается в том, что их структура изучается по результатам соответствующих реакций (поведения) на конкретные воздействия. Параметры состояния на входе и выходе можно измерять, сравнивать и делать выводы о внутреннем строении исследуемой системы.

Когда информация строго определена на входе и фиксируется на выходе, устанавливается взаимосвязь между «входом» и «выходом» — по характеру воздействия и ответной реакцией системы. Для выяснения принципа действия ее подвергают большому количеству разнообразных воздействий. Любая деятельность требует передачи и переработки информации, а ответная реакция системы отражает разнообразие выбора.

Читайте также  Подготовки будущих учителей физической культуры по специальности "спортивно-оздоровительный туризм"

Таким образом, постепенно устраняется неопределенность о структуре системы, ее пропускную способность и возможности коррекции поведения в зависимости от положения на «входе» (исходное состояние). Использование принципа «черного ящика» позволяет определять функцию любой системы по динамике его поведения.

Основные методы управления двигательной активностью студентов вузов сводятся к следующим

Метод алгоритма. Алгоритм — конечный набор правил, позволяющих решать любую конкретную задачу о поведении систем определенного класса. Исходные данные (состояния) могут изменяться в определенных пределах заданной функции алгоритма; процесс применения правил для анализа исходных данных имеет путь выбора и принятия решения и к тому же является детерминированным, то есть строго определенное в своем содержании; на каждом этапе процесса по итогам деятельности определяется результативность метода. Управления с использованием алгоритма позволяет на основании изучения последовательности действий получать информацию о состоянии управляемой системы.

В учебно-тренировочном процессе вуза управления — это алгоритмический процесс, который заканчивается принятием решения преподавателя-тренера и реальным выполнением его установок студентом- спортсменом. Используя алгоритм упражнений, занятия, микроциклы, можно получать один и тот же стабильный результат независимо от вариативности индивидуальных возможностей и состояния студента-спортсмена. Массовое применение алгоритма в вузе позволяет решать большое количество однотипных задач по развитию и совершенствованию двигательных способностей студента.

Структурно-функциональный метод

В биосистемах структура и функции составляют единое целое, разнообразно взаимодействуют между собой, определяют и обусловливают друг друга. Функция строит орган, а структура органа меняет функцию. Кольцевая информационная зависимость структуры и функции определена рядом изменений, вызванных воздействиями. Сам характер действий выдвигает запрос на определенное поведение и структуру системы. Сопоставление данных об изменении функции и структуры позволяет судить о динамике и направление функционирования системы. Неразрывность связи структуры и функции обусловливает необходимость морфологического, физиологического и функционального анализа исследуемой системы. Любой объект учебно-тренировочного процесса в вузе необходимо рассматривать как систему и на основании ее структуры и функции раскрывать содержание, выявлять связи между элементами и определять их место на уровне деятельности целостного организма. Определение функции каждого элемента системы — основная задача данного метода.

Метод оптимизации заключается в исследовании оптимальных состояний системы и управления ими. Систему составляет объективное единство функционально связанных элементов, объединенных общей целью.

Оптимальным называют такое состояние системы, при котором содержание максимально соответствует своей форме. Для оптимальной системы характерно наличие:

1) конечной траектории движения и достижения цели;
2) собственной системы пространственно-временных координат;
3) волнообразность функциональных процессов в диапазоне параметров «min — max».

Оптимизация учебно-тренировочного процесса в вузе заключается в таком управлении, при котором внутренние реакции систем организма студента-спортсмена соответствуют требованиям внешних воздействий.

В любой системе есть силы, возникающие под влиянием факторов внешней среды и изменяют систему, ее ответные реакции. И силы, направленные против этих изменений, представляют собой компенсируя реакции. Оптимального состояния система достигает в том случае, когда влияния внешней среды, как фактора, что мешает, становятся минимальными. Оптимизация предполагает переход количественных отношений в качественные. Любой качественный критерий может быть выражен в виде четких количественных зависимостей. «Качество более экономная чем количество», а стоимость качественных сторон учебно-тренировочного процесса в вузах «дешевле» количественных. Метод оптимизации поведения систем является конкретным выражением объективной единства пространственно-временных и качественно-количественных отношений, объединяющих реакции организма студента-спортсмена средствами и методами учебно-тренировочного процесса в единую функциональную систему.

Морфологический метод изучения физического развития студента

Физическое развитие студента вуза определяется и морфологическими изменениями его организма. Функциональный проявление любой системы организма имеет материальную основу — тканевую, органную и системную.

этого метода лежит изучение объектов, как систем с определенной структурой. Он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных связей сложного объекта и сведение их в единую функциональную форму. Положительная роль системно-структурного метода сводится к следующим моментам.

Во-первых, он обнаруживает более широкую познавательную реальность поведения системы.

Во-вторых, он включает в себя новую схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявления в нем функциональных связей.

В-третьих, с учетом разнообразия связей систем, можно сказать, что они могут «разбиваться» на более мелкие части, удобные для анализа. При этом критерием выбора наиболее адекватного разделения исследуемого объекта может служить то, насколько в «единицы» анализа хранятся целостные свойства объекта, его структуры и динамики.

Системно-структурный метод позволяет одновременно рассматривать предмет исследования, как единое целое, так и совокупность взаимно зависимых взаимодействующих систем и структур организма человека

В целостном организме выделяются системы и структуры, доступные для анализа. Изучение одних элементов проводится во взаимодействии с другими и с системой в целом. В качестве количественных критериев выступают параметры исследуемой системы, их динамика по различным воздействиям. Сопоставление результатов исследования с исходными данными позволяет оценивать и прогнозировать поведение системы. Разнообразна оценка системы, особенности ее функционирования могут воспроизводиться с помощью различных методов. Например, метод «проб и ошибок», в котором продвижения систем с целью происходит после многократного поиска в п — мерном пространстве.

Поведение системы корректируется после неудачных попыток, а вероятность ошибок находится в зависимости от количества положительных попыток

Метод «локального поиска» предполагает подготовку очередной попытки поиска на основе использования знаний, полученных в результате предыдущего поиска.

Метод «нелокального поиска» предусматривает использование информации для планирования следующих поисков. Каждая очередная попытка уточняет оптимальное направление поиска, дает информацию для принятия решений. Перебор вариантов поведения становится целенаправленным, энергетически экономическим и идет в одном направлении.

Метод функциональной диагностики системы учитывает требования к организму студента-спортсмена как целостного объекта в учебно-тренировочном процессе вуза. Сопоставляется деятельность функций в исходном, перед рабочем состоянии и в условиях большой физической нагрузки. Параметры учебно-тренировочной нагрузки имеют свои критерии. Например, максимальная большая и средняя интенсивность выполнения определенного действия. Они вызывают определенные функциональные сдвиги. Важным моментом здесь является динамика изменения функций не только в период работы и отдыха, но и в разные периоды восстановления, то есть оценивается способность системы к восстановлению.

При больших нагрузках возникают фазовые изменения в деятельности организма. Они характеризуются последовательным снижением функционального состояния в течение 8 … 48 ч. после нагрузки, затем в течение 3-4 дней возвращением к исходному уровню и на 5-7-й день наблюдается фаза суперкомпенсации. Повторение нагрузки на фазе суперкомпенсации увеличивает работоспособность организма студента-спортсмена на 7.12%.

Учет фазовых изменений восстановительных процессов в организме студента спортсмена после различного по объему и интенсивности нагрузки позволяет прогнозировать поведение функциональных систем и объективно планировать интенсивность нагрузки на разных этапах круглогодичного учебно-тренировочного процесса.

Системный подход и его реализация в управлении двигательной активностью.

При реализации системного подхода в процессе управления двигательной активностью студентов вузов необходимо выполнить определенные требования:

1) элемент описывается с учетом его «места» в системе;
2) система имеет разнообразные характеристики, параметры, функции и разные принципы действия;
3) изучение системы неотделимо от изучения ее взаимодействия с внешними условиями;
4) неотъемлемой частью поведения системы целесообразность, то есть поиск адекватных состояний для достижения цели системы;
5) источник преобразования системы и ее функций оказывается в ней самой, а наиболее существенным параметром является функция самоорганизации;
6) система должна быть «открытой», тогда она способна осуществлять информационно-энергетический обмен со средой;
7) изучение системы возможно при стандартных повторяющихся действий, а также при их разнообразия, то есть используется принцип «необходимой монотонности и необходимого разнообразия» как воздействий, так и поведение системы.

Некоторые особенности системно-структурного подхода сводятся к следующим

В настоящее время реализуются две схемы изучения поведения системы: 1) путем фиксации воздействий на входе системы не только за счет стимулов из внешней среды, но и внутренних, производимых самой системой (активность системы); 2) путем представления исследуемой системы как иерархии механизмов «стимул — реакция», «обратная связь», «гомеостаз» и другие. Обще приемлемым является то, что способ воздействия системы на среду и среды на систему зависит: 1) от свойств системы (среды); 2) от конкретного характера влияния системы (среды) на среду (систему).

Целесообразно выделить три типа воздействий в учебно-тренировочном процессе вуза, которые необходимо учитывать при рассмотрении системных объектов:

1) влияние среды на систему; 2) влияние системы на среду; 3) влияние системы на систему.

Уточнение форм взаимодействия системы и среды позволяет сделать вывод о том, что в учебно-тренировочном процессе вуза анализ поведения системы должен проводиться одновременно с анализом среды, к ней относится. Внутри системного изучения могут выделяться как специализированные отношения — изучение системы через систему внешних воздействий и изучения их через саму систему: контроль компонентов среды, различные способы фиксации свойств среды, системы и др.

Согласно концепции Л.Берталанфи, системы по своему характеру могут быть закрытыми и открытыми; закрытой является та система, в которой существует процесс поступления вещества внутрь, и из которой выделяется определенное вещество, то есть не происходит информационно-энергетического обмена со средой. В открытой системе постоянно происходят ввод и вывод энергии, информации и вещества. Но закрытость системы не предполагает отсутствия в ней внутренней активности. На начальных этапах учебно-тренировочного процесса в вузе, когда преобладает процесс обучения, система более открыта к внешним воздействиям. По мере совершенствования мастерства студента, развития его уровня специальной физической подготовки, система становится менее открытой, поскольку взаимодействия с внешними сигналами происходят преимущественно на уровне внутренних преобразований органов и систем организма студента.

В целом специализированная система «преподаватель- тренер — студент-спортсмен» остается открытой относительно специальных воздействий, изменяющих его состояние или поведение в пределах колебания функций, которые определяются как оптимальный выбор пути относительно цели системы.

Иерархичность системы «преподаватель-тренер — студент-спортсмен»

Описание структуры данной системы возможно при условии, что она является элементом более широкой целостности. Подобным образом делится система при рассмотрении ее частей от целого к элементам и укрупнение ее при переходе к анализу от элементов к целостности. Итак, в учебно-тренировочном процессе вуза нас интересует и поведение отдельных систем организма студента при нагрузке. Это позволяет определить, преимущественно каким органом или подсистемой обеспечивается функционирование целостной системы.

Читайте также  Сравнительные характеристики занятий физическим воспитанием

В свою очередь, эти знания позволяют оценить поведение целостной системы — эффективность деятельности подсистем обеспечения по их вкладом в общую производительность системы. Реально, один и тот же результат может обеспечиваться различным вкладом подсистем, участвующих в его достижении. В зависимости от работоспособности и характера нагрузки, мастерства, индивидуальных особенностей студента-спортсмена происходят постоянные колебания в подсистемах, обеспечивающих его двигательную активность. Изолированный анализ этих подсистем должен оцениваться относительно результативности поведения целостной системы.

Иерархичность, как системное свойство, связана с потенциальной делимостью элементов, наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Факт потенциальной делимости элементов системы означает, что они, в свою очередь, могут рассматриваться как отдельные системы. Иерархическое строение свойственна также отношениям и связям любой системы, которая может быть разложена на более элементарные формы, доступные для анализа. В результате любая система является сложным иерархическим образованием, в котором выделяются уровни различной сложности, механизмами и связей между ними. Анализ от простых форм к более сложным, от низкого к более высокому уровню позволяет более полно и объективно оценить деятельность системы в целом.

Обобщая выше сказанное, в дальнейшем рассмотрим возможности описания некоторых свойств структуры и функции системы «преподаватель / тренер — студент-спортсмен».

Системное мышление требует построения специфической концепции, описывающей структуру и содержание двигательной активности студентов. Решение этой задачи возможно на основе методологии системно-структурного анализа различных параметров и функциональных связей учебно-тренировочного процесса вуза. Построение конкретных структурно-функциональных моделей должна отражать реальные формы деятельности и состояний подсистем организма студента. Содержание структуры и функций, их взаимовлияние в процессе двигательной активности должен быть под постоянным наблюдением, что позволит вовремя корректировать функционально структурное развитие систем организма студента.

Целостность системы. Поскольку система, с одной стороны, включает в себя множество элементов и множество связей, отношений, а с другой — образует определенную целостность, постольку ее внутреннее строение должна характеризоваться упорядоченностью, организацией и структурой. Наиболее сложным из этих понятий является упорядоченность, то есть возможность фиксировать наличие в системе определенного порядка элементов, отношений, связей в строении и функционировании системы.

Организация системы фиксирует не только свойство упорядоченности ее элементов, связей и отношений, но и специфические для каждой системы взаимоотношения между ее частями, уровнями, подсистемами и т.д., а также степень их «вклада» в общее функционирование системы и результат. Структуру системы обычно понимают как обобщенную характеристику специализированных системных свойств, фиксирует в моделирующей или конкретной форме элементы, отношения, связи системы, их упорядоченность и организацию.

Функционирование системы подчиняется определенным, свойственным данной системе законам

В каждый данный момент времени система находится в некотором состоянии, последовательный или суммарный набор состояний образует поведение системы. По характеру и типу своего поведения различают системы реактивные (функционирование определяется влиянием среды) и активные (существенную роль в их функционировании играют внутренние законы их поведения, определенные цели системы, а влияния среды на систему имеют подчиненную роль). С точки зрения поведения различают функционирующие системы и системы, которые развиваются. Среди развивающихся систем, выделяются те, которые самоорганизуются и саморазвивающейся. Для адекватного понимания поведения системы необходимо знать ее целевые характеристики, описание поведения как целенаправленной.

Это предполагает классификацию различных целей системы, установления иерархического соподчинения между целями различных уровней системы, анализ типа взаимосвязей между целью и промежуточными целями системы. В сложно организованных системах существенное значение имеют процессы управления, протекающие в них. Это означает, что системы как объекты исследования должны рассматриваться не только в вещественном и энергетическом плане, но и с точки зрения циркулирующей в них информации. Анализ особенностей поведения специализированных систем позволяет определять для изучения различные классы систем: многоуровневые, многоцелевые, самоуправляемой и др. Все эти особенности касаются таких систем, как «студент-спортсмен и учебно- тренировочный процесс вузов».

Совокупность признаков как структура системы может характеризовать:

1) внутреннее строение системы; 2) специализированные системные свойства; 3) поведение системы.

К первой группе относятся следующие признаки: множество, элемент, отношение, свойства, связь, канал связи, взаимодействие, целостность, подсистема, организация, структура, подсистема принятия решения, иерархическое строение системы. Ко второй группе относятся: взаимодействие, интеграция, дифференциация, централизация, состояние системы, целостность, стабильность, вариативность, восприятие — сохранение — переработка информации, обратная связь, подвижное равновесие, регуляция, управление, саморегуляция, самоуправление, конкуренция. Третья группа: среда, состояние системы, поведение, деятельность, функционирование, изменение, адаптация, гомеостазис, рост, развитие, генезис, обучение, эквифинальнисть, целенаправленность поведения, воздействия, соответствующие реакции.

Понятие системы в учебно-тренировочном процессе вуза определяется следующими признаками:

а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; б) она образует единство со средой (внешним и внутренним); в) обычно любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; г) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого уровня управления.

Структурно-функциональный анализ поведения и развития организма студента имеющейся двигательной активности. Учебно-тренировочный процесс в вузе представляет собой множество значений состояния подсистем, каждый из которых можно соотнести к поведению целостной системы (организма студента).

Решение задач по развитию функций нельзя ограничивать двумя переменными, причинно следственной зависимостью с установлением линейной причинности «стимул — реакция». Невозможно строить исследуемый объект к исходных элементов, его составляющих, а затем выводить из различных комбинаций элементов все свойства исследуемой системы. Попытка свести сложную динамическую систему — организм студента — к организованной системной сложности, это лишь одна строка анализа. Вместо выявления причинных зависимостей нескольких переменных возникает проблема выявления многообразия исследуемой системы и ее взаимодействия со средой или другими системами. В результате на первый план выдвигается проблема многих переменных.

Представление об организме студента, как объект, составленный из набора элементов, заменяют пониманием его как целостного образования, свойства которого не сводятся и не выводятся из свойств его элементов. В связи с этим необходимо, с одной стороны, рассматривать отдельные стороны (свойства) исследуемого объекта только в их соотношении с объектом как целым, а с другой — раскрыть законы поведения — функционирования и развития систем, и всего организма студента как целостного объекта.

Детализация указанных исследовательских задач приводит нас к рассмотрению в системе организации ее подсистем и элементов

Их иерархического строения, соотношение внешней и внутренней детерминированности и вариативности процессов, передачи информации и управления, целенаправленного поведения, условий стабильности — наличия устойчивого состояния системы при непрерывной вариативности ее компонентов, механизмов конкуренции в управлении, способов синтеза, в едином знании различных описаний одного объекта, различных форм взаимоотношений рассматриваемых объектов с другими системами в звене «студент — преподаватель», «врач — студент» и др.

Взаимоотношения в системе «организм студента — среда» означают, что для каждой подсистемы наряду с множеством присущих ей внутренних отношений и связей, объединяющих между собой элементы системы, имеет место набор ее внешних отношений и связей, функциональная роль которых очень разная . Связь между элементами системы принято иногда определять как структуру системы. Структура может выражать способ действия всей системы, то есть различные функциональные состояния организма студента, вы рыщут в результате педагогических воздействий.

Множество соединенных между собой элементов создает своеобразную информационную сеть, по каналам которой происходит прямая и обратная связь по состояний подсистем, взаимодействия между ними и изменения их функционирования. Чем интенсивнее нагрузка в учебно- тренировочном процессе вуза, тем выше вероятность, что все множество элементов начнет взаимодействовать между собой, и лишь единицы останутся изолированными, как резервные образования или специфически непригодны для участия в данной двигательной деятельности организма.

Поведение системы, ее конечные состояния не определяются характером только начальных состояний, а детерминируются ее структурными, целостными свойствами, функциональной склонностью организма к той или иной деятельности и по истечении некоторого времени приобретают конечного состояния, обусловленного структурой. Организм стремится к некоторому конечному состоянию, как правило, больше для него благоприятного.

В системе «педагогические воздействия — результат — ответные реакции организма студента — результат» используются следующие системные свойства:

1) целостность — изменение любого элемента системы влияет на все остальные элементы и ведет к изменению всей системы и, наоборот, изменение любого элемента системы зависит от всех других элементов системы;

2) сумативность (кумулятивность) — изменение любого элемента системы зависит только от него самого и изменение всей системы является всей суммой изменений ее элементов, не зависят друг от друга;

3) централизация — процесс увеличения коэффициентов взаимодействия в части или отдельно взятого элемента системы. В результате — незначительные изменения активной части системы приводят к существенным изменениям всей системы;

4) эквифинальнисть — способность живых организмов достигать заранее определенного конечного состояния независимо от нарушения начальных условий — различных исходных состояний и различных путей.

Связь системы со средой является объективной взаимодействием

Среда системы — это не просто взаимосвязь другого мира по некоторым объектом, а выделенный взаимосвязь, без рассмотрения которого исследовать данную систему невозможно. Иначе говоря, проблема «среда — система (организм студента)» — это проблема выделения существенных связей системы с окружающей средой. От их адекватности зависят скорость и глубина приспособительной активности систем организма студента и достижения им высоких уровней физического развития (или высоких спортивных результатов).

Исследования специалистов в области биомеханики показали, что выбор рациональной техники движений в любой действия не превышает 2-3 эффективных варианта, в то время как идеальная техника представлена ​​в единственном варианте, основанном на общих принципах биомеханики и управления движениями. При этом наблюдается индивидуальное исполнение, дополненное студентами-спортсменами с учетом разнообразия их морфофункциональных, сенсомоторных и двигательных характеристик. Практически количество вариантов своеобразной техники равно количеству спортсменов высокого класса, но это лишь внешнее наблюдение формы. Главной же особенностью человеческого фактора является овладение принципом действия, а не деталями двигательного навыка, в которой совершенствуется студент-спортсмен.

Выводы:

1. Обоснована модель управления «преподаватель-тренер — студент-спортсмен» в процессах управления физическим развитием студентов вузов технического профиля.
2. Установлены основные характеристики и особенности функционирования указанной системы, а также критерии ее эффективной реализации в высших учебных заведениях страны.
3. Результаты данного исследования можно в дальнейшем использовать для совершенствования существующих систем физического развития студентов технических вузов страны.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]