Психологические резервы подготовки судей по баскетболу

Психологические резервы подготовки судей по баскетболу

Психологические резервы подготовки судей по баскетболу

Психологические резервы подготовки судей по баскетболу

В публикации актуализирован психологические резервы подготовки судей. Акцентировано на значении чувство уверенности для судей по баскетболу. Предложены методики для изучения их индивидуально-психологических особенностей.

Проблема подготовки спортивных судей постоянно нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку должна учитывать количественные и качественные изменения в сфере физической культуры и спорта. Несмотря на то, что традиционные подходы и средства подготовки судей по различным видам спорта в определенной степени сегодня исчерпан. Следует в рассматриваемом процессе обратиться к другим имеющихся возможностей. В этом смысле целесообразно искать соответствующие резервы в плоскости использования определенных психологических моментов.

Вышеуказанное в полной мере касается и процесса подготовки судей по баскетболу. Поскольку динамичность этого вида спорта требует учета их индивидуально-психологических особенностей.

Использование психологических аспектов в подготовке баскетбольных арбитров прежде всего связано с формированием чувством уверенности в успехе своей деятельности.

Последнее находит свое проявление в двух формах, а именно:

— В безошибочном судействе при отсутствии неприятных («скандальных») ситуаций, когда никто из игроков не выдвигает никаких претензий;
— В подтверждении верности избранных арбитром решений со стороны специалистов-наблюдателей, не заинтересованы в конечном результате игры и могут объективно и критически оценить спорные игровые ситуации.

Читайте также  Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры

Для того, чтобы достичь вышеуказанных позиций, арбитру следует придерживаться главного принципа: принимать участие в игре ментально — быть «над событиями», то есть эмоционально «участвовать» в «внутренней среды» игры, в то же время оставаясь за ее пределами с «холодной» головой. При этом всегда важно постоянно помнить, что в контексте психологических аспектов профессионализма судьи ведущее место занимает его беспристрастное и одинаковое (бесстрастное) отношение к командам-соперникам.

Вышеуказанное на практике подчеркивается и закрепляется определенными действиями. Например, на международных соревнованиях арбитр поочередно подходит к тренерам обеих команд, давит им руки и желает успеха (говорит «Good luck!»). В такой способ судья дает понять, что он команды-участники игры для него между собой равны. Это в свою очередь требует умения контролировать и управлять своим психологическим состоянием — прежде всего быть сконцентрированным и уравновешенным. Несмотря на различные эмоции и чувства, которые могут возникать перед началом соревнования.

Итак, чтобы успешно использовать психологические резервы в подготовке судей по баскетболу, следует проводить конкретную дополнительную работу для обеспечения полноценного формирования личности судьи. Такая деятельность по своей логике должна начинаться с диагностики индивидуально психологических особенностей судей начинающих.

Читайте также  Сравнительные характеристики занятий физическим воспитанием

Изучение вопроса о применении возможных психологических методик позволило выбрать наиболее адекватные для данного исследуемого случае, а именно:

— Таблицы Шульте — для определения уровня устойчивости внимания и динамики работоспособности;
— Теппинг-тест — для определения свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии;
— Методика исследования скорости — для определения динамичности и подвижности нервных процессов.

Применение данных методик на практике позволит сформировать определенные подгруппы среди судей-начал с их индивидуально-психологическими особенностями и разработать для них инновационную программу подготовки.

Таким образом, использование психологических резервов в подготовке судей по баскетболу целесообразно начинать с формирования у них чувства уверенности в успехе своей деятельности. Для этого следует прежде всего выбрать адекватные методики, с помощью которых можно изучить их индивидуально-психологические особенности.

Перспективы дальнейших исследований по выбранной проблемы заключаются в осуществлении следующих шагов — в обработке полученных данных по результатам применения указанных психологических методик и определении по определенным признакам состава подгрупп среди судей начинающих, для которых можно быть усовершенствовать программу их подготовки.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]