Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры
Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры
В статье рассматривается проблема социально-педагогическая активность учителя физической культуры как форма реализации компетентности.
Современное общество как никогда нуждается направления ценностных ориентаций населения на укрепление физического здоровья. Ведущей действующим лицом в направлении ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни возникает учитель физической культуры, его профессиональная деятельность, которая в значительной степени основывается на профессионально-педагогической компетентности и определяется уровнем его социально-педагогической активности.
Именно поэтому одной из важнейших задач современной системы образования являются: профессиональная подготовка учителей с высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, физической подготовленности и организационных способностей; развитие общечеловеческих и морально-волевых качеств будущих специалистов; формирования личности педагога с высоким уровнем развития его социальной позиции и социально-педагогической активности.
Современное состояние развития общества обусловливает рост значимости педагогического труда
Поскольку именно система образования должна обеспечить для каждого гражданина нашей страны реальные условия для полноценного развития, повышения общекультурного уровня, самосовершенствования и самовоспитания.
Формирование системы жизненных ценностей учащейся молодежи показывает, что уровень работоспособности, состояние здоровья и даже профессиональное будущее школьников в значительной степени зависят от эффективности их физического воспитания.
Вот почему исключительно важные задачи в деле подготовки подрастающего поколения к современной жизни полагаются на учителя физической культуры.
Учитель не рождается общественно активной личностью — он приобретает социально значимых черт в процессе своего педагогического становления и в процессе приобретения профессиональных знаний. Активность личности будущего учителя заключается в единстве отображения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в обществе.
Именно учитель призван демонстрировать ценностный способ моделирования содержания общественно значимой деятельности, общения и поведения, при которых личность должна приобретать возможности самостоятельного существования как система в межличностном пространстве.
Вместе с тем ученики современной школы хотят видеть такого учителя, который на высоком уровне владеет новейшими технологиями и методиками обучения
Это позволяет ему на должном уровне обеспечивать полноценное физическое развитие учащейся молодежи, который не только на высоком профессиональном уровне проводит обучение и воспитание школьников средствами физической культуры, но и в достаточной мере обладает такими качествами как инициативность, активность, творчество, организационные качества, ощущение новизны и т.д..
Одним из направлений обновления и преобразования украинского общества является обновление содержания системы образования в высших учебных заведениях на основе гуманизации методов обучения.
Приоритетной задачей вуза с позиции социального заказа общества является сочетание формирования личной индивидуальности педагога и его ответственной общественно активной деятельности, личности и высокого профессионально-педагогического уровня подготовленности.
Учитывая общественный заказ и анализируя современный уровень системы образования необходимо признать, что одной из важнейших задач современной высшей физкультурного образования встает проблема формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя физической культуры на основе социально-педагогической активности.
Социально-педагогическую активность учителя мы рассматриваем как наивысшую форму активности педагога
Которая формируется на основе его педагогической компетентности и основывается на развитом социальном мировоззрении. Она направляется не только на обеспечение учебного процесса, но и на всестороннее формирование личности школьника.
Под социально-педагогической активностью мы понимаем педагогическую активность и направленность социальных ориентаций педагога, которые определяются степенью интенсивности деятельности личности в процессе взаимодействия с обществом и выполняющей функции социальной ориентации в ней, превращения ее в соответствии с требованиями высоконравственного общества.
Социально-педагогическая активность учителя физической культуры направляется, прежде всего, на сохранение и повышение уровня личных профессиональных знаний, умений и навыков, изучение и использование передового педагогического опыта и активное внедрение педагогических идей с целью формирования всесторонне развитой личности каждого воспитанника.
Социально-педагогическая активность это особая качественная форма активности педагога
Характеризуется, специфическим синтезом психических, физиологических и физических функций организма человека, полноценным включением в общественно-педагогической деятельности. Она должна быть направлена на становление физического здоровья учащейся молодежи, на формирование высших нравственных ценностей будущей личности, на становление его мировоззрения, помощь молодому человеку в определении своего индивидуального назначения в обществе.
Ей присущи следующие интегральные характеристики:
— Социальная свойство личности, которое проявляется в педагогической деятельности,
— Социальные ориентации и установки личности,
— Уровень интенсивности деятельности, измеряется количественно-качественными характеристиками,
— Интегральная свойство личности, в которой проявляются такие ее качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, креативность и тому подобное.
Социально-педагогическая активность будущего учителя физической культуры на разных стадиях вхождения в педагогическую деятельность зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Она проявляется в таких сферах общественной жизни: а) учебная деятельность, б) физкультурно-оздоровительная деятельность, в) общественная деятельность, г) самообразовательная деятельность, д) трудовая деятельность, е) художественная самодеятельность.
Она показывает уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности и глубину понимания педагогом развития общественных процессов, отражает характер и направленность его общественно-преобразующей педагогической деятельности в направлении содействия формированию высоконравственных ценностей подрастающего поколения.
Эффективность и значение социально-педагогической деятельности учителя физической культуры как важной формы практической реализации его профессионально-педагогической компетентности определяется эффективностью передачи знаний, умений и навыков, качеством приобретение навыков и развития творческого потенциала школьников, широким использованием физкультурно-оздоровительных и спортивных средств физического воспитания в разных сферах общественной жизни, ведением пропаганды здорового образа жизни, уровнем информативности личного примера учителя физической культуры в аспекте двигательной активности, уровнем сформированности у учащихся потребности в занятиях физическими упражнениями.
Для эффективного оценивания сформированности социально-педагогической активности учителя физической культуры
В процессе его профессиональной деятельности мы предлагаем использовать следующие показатели, которые раскрывают важные свойства и уровень проявления социально-педагогической активности:
— Уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности педагога;
— Степень осознанной сформированности потребности в социально-педагогической активности и пути ее реализации;
— Характер и значимость социальных функций учителя в педагогической деятельности;
— Характер сложности и уровень творчества в деятельности;
— Яркость эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-оздоровительной деятельности (самостоятельность, настойчивость, принципиальность, требовательность, ответственность, дисциплинированность);
— Степень удовлетворенности и отношение к социально-педагогической деятельности;
— Уровень самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в профессиональной деятельности;
— Системность, глубина и качество усвоения научно-практических знаний в сфере физической культуры и творческое их использование в профессиональной деятельности;
— Широта диапазона и систематичность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в обеспечении пропаганды здорового образа жизни, формировании у школьников потребности к занятиям по физической культуре в учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
— Уровень личного физического развития и осознанное отношение к его усовершенствованию;
— Умение эффективно использовать средства, методы, умения и навыки, которые выступают необходимым условием профессионального мастерства;
Важным критерием оценки социально-педагогической активности учителя физической культуры в структуре физкультурно-оздоровительной деятельности возникают его ценностные ориентации
Которые тесно связаны с эмоциональной и познавательной сторонами личности, которые отражают ее содержательную направленность. В то же время характер направленности этой личности зависит в основном от того, какой личностный смысл имеет система его ценностей, поскольку она определяет действенность отношение индивида к тем объектам, для которых эта деятельность осуществляется.
Выводы:
1. Сочетание профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры и потенциала воспитательного воздействия средств физической культуры позволяет ему значительно улучшить состояние физического воспитания в школе путем проявления им социально-педагогической активности.
2. Социально педагогическую активность будущего учителя физической культуры следует рассматривать как интеграционную качество личности будущего педагога, условия и предпосылки его эффективной педагогической деятельности, сложное личностное новообразование, интегрирует профессиональную культуру и основывается на его профессионально педагогической компетентности, педагогической мастерства, способности к самообразованию учебно познавательной деятельности, направленности на профессиональное самосовершенствование и самореализацию.
Перспективы дальнейших исследований предусматривают установление взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональных ценностей будущего учителя физической культуры и развитием его профессионально-педагогической компетентности.