Пригодности тестов разного качества в профессиональной подготовке учителя физической культуры
Пригодности тестов разного качества в профессиональной подготовке учителя физической культуры
В статье рассматривается проблема пригодности тестов разного качества в профессиональной подготовке учителя физической культуры.
Проблема данной работы заключается в корректности применения тестового контроля достижений в области образования.
Образовательные тесты (или тесты достижений) направлены прежде всего на оценку степени усвоения того или иного учебного материала. А. Анастази (2001) справедливо замечает, что в тестах достижений основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать на данный момент. Эти тесты оцениваются в терминах валидности по содержанию.
Цель работы — исследовать и обсудить результаты тестового контроля остаточных знаний студентов по физиологии человека.
Задачи исследования:
1) изучить конкретные образовательные тесты на предмет соблюдения основных требований к разработке тестов и их применение в области образования;
2) разработать практические рекомендации по повышению готовности студентов к плановому и неожиданного тестового контроля знаний.
Для выполнения поставленных задач был применен метод анализа и синтеза информации на основе собственного практического опыта.
Исследования проведены в марте 2009 года. Анализу были подвергнуты документы контрольной проверки остаточных знаний студентов III курса факультета физического воспитания нашего университета: образцы тестовых заданий разных авторов, работы студентов, выполненные по тестовым заданиям нескольких разработчиков, акты проверки.
Анализ результатов тестовой проверки остаточных знаний студентов по физиологии человека по тестам, разработанным преподавателями нашего университета Соломахой Т.А., Жиденко А.И., Огиенко П.М., коллективом авторов НФАУ под руководством проф. Малоштан Л.М. и преподавателями Камянець- Подольского национального университета показал, что на данный момент (через 9 месяцев после планового экзамена) оценка успешности в среднем удовлетворительная, правда качество знаний — невысокая (около 20%). Однако выявлены существенные различия в демонстрации знаний по тестам различных авторов.
По нашему мнению, присутствует определенный опыт многолетнего применения тестов достижений в учебе и научных поисках лаборатории «Проблемы адаптации» в области применения тестов как инструмента исследований дает нам право критически оценивать пригодность к применению тестов других авторов, рекомендовать физиологические и санитарно-гигиенические нормы затрат времени на тесты различной сложности и трудности.
Как известно, тест (англ. Test) — это проба, испытание, исследование
Нередко тесты разрабатываются с явными нарушениями требований теории тестов. В частности, в предложенных нам для написания аннотации тестах для контроля остаточных знаний студентов по физиологии человека были нарушены принципы корректности, точности измерения, правильности измерения, информативности теста (А. Лапутин и др., 2001).
Автор тестов и исследователи должны выяснить прежде всего по крайней мере три вопроса:
1) измеряет данный тест;
2) действительно ли он измеряет именно то, что нам нужно;
3) как точно он это делает?
Согласно теории тестов, последние должны соответствовать следующим требованиям:
1) надежность;
2) информативность;
3) наличие системы оценок;
4) стандартность (Зациорский В.М., 1962).
В частности, вопрос о выборе критерия информативности является по сути наиболее важным при определении реального значения и информативности теста. Тест, информативный в одной группе обследуемых, может оказаться совсем не информативным в другой (Павлов А.С., 2008). Возникает ряд вопросов по этому поводу. Если тест — это инструмент для измерения (в данном случае для измерения уровня остаточных знаний по физиологии человека), то каким инструментом (по качеству) лучше измерить репродукцию остаточных знаний наших студентов? Вряд ли недоделанным, несовершенным. С какой точностью и не то же самое то можно измерить таким инструментом?
Если, например, ключ правильных ответов — это определенный эталон для сравнения и оценки, то насколько точно и правильно измерить репродукцию остаточных знаний студентов, по сравнению с таким эталоном? Очевидно, истинность информативности изучаемых тестов разная. Об этом можно судить на основании анализа с позиции классических трудов прошлого века: Зациорский В.М., (теория тестов, измерений, оценок, 1982), Анохин П.К. (Теория функциональных систем, 1962), Судаков К.В., (операционная архитектоника функциональных систем, 1983), Медведев В.И. (Теория адаптации, 1981 — по настоящее время), Уткин В.Л. (Теория оптимальности, 1981), и критических замечаний представителей ученого мира нынешнего века Павлов А.С. (Критика научного мошенничества, 2008) и др. Есть над чем задуматься, есть что исследовать.
Исходя из результатов анализа тестовых заданий различных авторов, результаты тестирования и анализа ошибок, следует сделать вывод, что бывают тесты некорректно подготовленными, вычитанные, рецензирование наспех или на личных контактах, а потому недобросовестно.
Такие тесты непригодны для потребления вообще, а тем более для контроля остаточных знаний студентов
Вызывает удивление некорректность самого сравнения некоторыми исследователями результатов неинформативными среза и экзаменационных оценок (не научный подход). По результатам среза, задача которого по сути получить информацию о способности студентов на данный момент справиться с задачами тестов на основе остаточных знаний, пытаться судить об успешности и качество знаний, а на самом деле можно судить лишь о степени забывания. Различные точки отсчета, различные системы координат, разное время, разные условия выполнения учебных задач, разные критерии оценки. Корректно такое сравнение? Специалист по метрологии ответил бы «Нет!».
Мы попытались объяснить различия в показателях успеваемости и качества знаний студентов по физиологии человека (при имеющейся ненаучности сравнения: систему оценки интегральной подготовки по физиологии человека пытались сравнить с одним из многих элементов этой системы (уровень усвоения знаний, умений и навыков по данной учебной дисциплины через год после ее изучения оценивают фактически по способности студентов выполнить задание несовершенного теста на данный момент), что некорректно).
Согласно теории систем, о системе нельзя судить по состоянию отдельного ее элемента, тем более о такой сложной биосоциальную систему, которую представляет собой студент). Ведь И.П. Павлов в свое время указывал на удивительную и прекрасную способность нервной системы человека запоминать и забывать. Долговременная вербальная память студента способна репродуцировать полученную ранее учебную информацию лишь частично, что для большинства студентов факультета физического воспитания, по данным наших исследований (Огиенко П.М., 1990; Огиенко П.Н., 1991; Гамануха Д., Огиенко П., 2003) имеют преимущественно художественный и средний типы нервной системы (с преобладанием первой сигнальной системы действительности над второй или балансом их, преобладанием образной памяти, образного мышления над абстрактным)и относительно невысокий уровень функциональной подвижности нервных процессов для раздражителей второй сигнальной системы действительности, означает наиболее вероятную оценку остаточных знаний (и не только по физиологии человека!) не выше «удовлетворительно».
Нами ожидалась средняя удовлетворительная оценка
Но, учитывая то, что задания тестов (как инструмент биометрии или социометрии, наконец метрологии вообще) разработаны некорректно, а ключ правильных ответов (как эталон для сравнения) имеет существенное количество ошибок (не менее 10 при имеющихся повторениях тестовых заданий и неопределенного долевого представительства вариантов), получить даже удовлетворительную оценку студентам было довольно проблематично. Нетрудно представить, к каким последствиям могли бы привести подобные ошибки, если бы такое «руководство к действию» получили несколько диспетчеров воздушного или железнодорожного транспорта, которые имеют дело с фиксированными воздушными коридорами и путями и управлением движущимися объектами. Кстати, характер профессиональной деятельности учителя физической культуры мы тоже рассматриваем как достаточно сложную и напряженную специфическую операторскую деятельность по управлению подвижными объектами в биосоциальной системе «учитель-ученик-информационная среда».
Значительное место в обучении занимает память. Как известно, память, это свойство любой системы (в том числе и нервной) хранить в закодированном виде информацию, которая при определенных условиях может быть выведена из этой системы (мобилизована) без нарушения записи. Память включает способность мозга к сохранению, воспроизводству и забывание полученной информации (Клацки Р., 1978). Проблема воспроизведения записанной в память информации практически не разработана (Чайченко М., 1987, 1993). Наши поиски (Гамануха Д., Огиенко П., 2003; Городня А., Огиенко П., 2003) определенным образом проливают свет на проблему запоминания и забывания.
Исходя из результатов экспериментального исследования студентов II курса факультета физического воспитания на предмет прочности и особенностей оперативной и кумулятивной памяти, можно отметить следующее:
1) выявлено снижение репродукции учебной информации по причине забывания через неделю — на 30% и более, через месяц — около 95%;
2) повторное экспонирование образцов для запоминания (актуализация знаний) через неделю повышало уровень репродукции учебной информации в среднем на 5-20%, через месяц в одних студентов повышало степень репродукции на 5-40%, а в других — снижало на 5 25% (возможно, из-за падения уровня активации доминирующей мотивации — интереса к тестированию (как процедуры) и его результатов (а что нам с этого?).
Интересной особенностью памяти является забывание, то есть невозможность добыть информацию в нужный момент (Чайченко М., 1987). Дело в том, что основная трудность добычи информации связана с самой структурой памяти и с большим количеством заложенного в ней материала. Для успешного добычи недостаточно того, чтобы нужная информация сохранялась, нужно чтобы событие или факт, которые ищутся, были описаны оригинально и неповторимо, чтобы они отличалась от всех остальных подобных событий или фактов, есть такое описание должно быть достаточно индивидуальным.
Забывания — не патология, а крайне необходимый процесс. Человек должен радоваться, что может забывать (Клацки Р., 1978). Поиск необходимой информации в памяти происходит на бессознательном уровне, и механизмы этого процесса срабатывают только в том случае. Если объект поиска описан правильно, дифференцированно и воспроизводящее (Чайченко М., 1993). Очевидно, что описание существенно отличается в некорректных тестовых задачах и памяти студентов.
Обучение без памяти невозможно
Головной мозг является очень сложным образованием. Он состоит из функционально различных структур, где одновременно перекрываются разнонаправленные и неравнозначны электрические и химические реакции. Поэтому так трудно давать функциональную интерпретацию тем явлениям, которые сопровождают процессы обучения и памяти (Чайченко М., 1987).
Исходя из опыта, следует отметить, что для более-менее производительной репродукции необходимой для выполнения тестов информации на фоне забывания необходимо привязывать тестовые задания к специфике авторской программы. А также конкретных базовых пособий учебника (если таковой имеется), даже желательно до манеры преподавания данной учебной дисциплины конкретным преподавателем. Учитывая это считаем обоснованные и целесообразные действия в попытках согласовать вопрос о соблюдении определенных (полностью определенных) условий контрольного тестирования для обеспечения объективности, информативности, валидности и получения в конечном итоге объективной и полезной информации для анализа и оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры из фундаментальных дисциплин медико-биологического цикла.
По нашему мнению, даже обычное натаскивание на выполнение образовательных тестов в течение недели систематических занятий (своеобразный адаптационный тренинг) способно обеспечить полностью удовлетворительное положительный приспособительный результат. Для подготовки к независимому тестированию выпускников школ, например, предоставляют в пользование разработки тестов и несколько месяцев времени. Тренировка как средство и механизм адаптации в обучении и воспитании так свойственный для студентов факультета физического воспитания.
Считаем нужным и важное акцентировать внимание еще на одном аспекте биоекомедицины. М.М. Хананашвили (1972) ввел понятие «информационного невроза».
Для возникновения такого невроза нужна совокупное действие трех факторов (триада):
1) избыток информации,
2) недостаток времени для ее восприятия и переработки;
3) высокая мотивация, то есть желание и необходимость ее воспринять.
Такие неврозы бывают у абитуриентов, студентов, диспетчеров, руководителей производства. В обычной жизни большинство людей «интуитивно» избегает одного из компонентов этой триады: или приглушает свои желания, или «поглощают» меньше информации по длительное время, или по возможности работают в полсилы. Итак, триаду защиты студента от перегрузки можно рассматривать как достаточно распространены средство и механизм адаптации к условиям обучения (аналогия наблюдается и в профессиональной деятельности учителя физической культуры).
Г.М. Чайченко (1993) указывает, что в мозге человека существуют специальные механизмы, которые предотвращают возникновение информационных неврозов: снижение мотивации, когда человек слушает невнимательно, пропуская часть информации за счет включения интерференционного торможения от другой информации, или посторонних мыслей или просто-напросто «мозг отключается «. Вот почему так трудно тем, кто не может использовать ни один из защитных механизмов триады. Вот и наши студенты так часто используют этот механизм защиты от неврозов, обидно поражая преподавателей, однако адаптируясь и выживая в информационном учебном среде профессиональной подготовки учителя физической культуры.
Стоит заметить, что каждый тест, как правило, имеет определенные ограничения, порой весьма существенные. Например, довольно редко предлагаются творческие задания, хотя бы учитывая известные трудности проверки, больше контролируется способность репродукции специальных знаний, умений и навыков. В профессиональной деятельности учителя физической культуры мы имеем дело с сочетанием стереотипной и творческой работы мозга. Узкая специализация может оказаться вредной. Как говорил еще А. Эйнштейн, недостаточно учить человека только по специальности, иначе она со своей специальной подготовкой будет походить на обученную собаку.
Понятно, что не такой учитель физической культуры нам нужен
1. Степень информативности и пригодности исследованных тестов разного качества для определения достижений по отдельным учебным дисциплинам в профессиональной подготовке учителя физической культуры иногда оставляет желать лучшего. Методику оценки вклада физиологии человека в интегральную профессиональную подготовку учителя физической культуры по результатам контрольного среза остаточных знаний следует считать корректной и не объективной.
2. Не все так просто, как кажется на первый взгляд: тесты бывают разные (полезные, не совсем полезные, совсем не полезны и явно вредные)
3. Применение тестов как измерительных инструментов по назначению требует их адекватного настройки (проверки, юстировки, сертификации и др.).
Рекомендации
1. Следует быть внимательными, бдительными, добросовестными при подготовке тестов контроля достижений в обучении, используйте научный подход к решению проблемы тестового контроля достижений по отдельным учебным дисциплинам.
2. Проанализированы тесты, которые имеют элементы некорректности, следует рекомендовать для доработки, авторам указать на недопустимость подготовки фальсифицированного некондиционного продукта, рецензентам стоит вчитываться, вдумываться в информационные материалы и взвешенно подписываться под ними.
3. процесс изучения физиологии человека следует внедрить вариативную методику тестового контроля знаний, умений и навыков студентов в практику текущего контроля усвоения содержательных модулей с целью обеспечения определенного уровня тренированности студентов и готовности к возможным неожиданным тестирований, то есть более адекватной адаптации к условиям профессиональной подготовки.
4. Для оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры на факультете физического воспитания в аспекте межпредметных связей единого информационного пространства биоекомедицины и систематической актуализации и своевременной мобилизации полученных знаний по физиологии человека следует обеспечить запрос и реализацию их в определенной степени на теоретических и спортивно-педагогических дисциплинах , например, включать в тестовый контроль по этим дисциплинам вопросы, которые имеют отношение к фундаментальным дисциплинам медико-биологического цикла, в частности анатомии и физиологии человека.
Помнится, не забывается и становится достоянием учителя-профессионала, что применяется
Традиционный природный недостаток нашей системы образования, который позволяет действовать студенту по принципу триады «ЗЗЗ» (заучил, сдал, забыл) достаточно живуч. Хотя по логике качественной профессиональной подготовки должен изжить себя (самоуничтожиться). Стиль учебного процесса на факультете физического воспитания должен стимулировать студента к получению прочных знаний, умений и навыков, поддерживать адекватную доминирующую мотивацию подготовки высокообразованного специалиста по физической культуре и спорту, заставлять (побуждать) ответственно относиться к контрактным обязательствам и задач личной профессиональной подготовки.
5. Следует существенно улучшить материальную базу кафедры биологических основ физического воспитания и спорта для обеспечения учебного процесса по физиологии человека, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. Стоит существенно усовершенствовать учебно-методическое обеспечение выполнения индивидуального учебного плана студента по физиологии человека, в частности более широким внедрением доступных для студентов дидактических пособий на печатной основе: рабочих тетрадей лабораторного практикума, тетрадей самостоятельной подготовки, тетрадей для конспектирования лекций и первоисточников профессиональной литературы, путеводителей-справочников, терминологических словарей, сборников упражнений и задач, сборников-тренажеров тестов (в том числе и для компьютеризированного тестового контроля).
Перспективы дальнейших исследований.
Представляет интерес продолжения исследования возможности применения различных форм тестового контроля достижений в профессиональной подготовке учителя физической культуры.