Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры
Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры
Формирование физического здоровья учащихся, ориентация школьников на здоровый образ жизни, сохранение физического здоровья нации, воспитание национального сознания и воспроизведения неповторимой этнической культуры, воспитания всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией — вот важнейшие задачи, которые ставит общество перед учителем физической культуры.
В то же время, ознакомление с состоянием профессиональной деятельности вчерашних студентов свидетельствует о наличии определенных трудностей, которые имеют место во время выполнения ими учебно-воспитательных задач.
Они проявляются, прежде всего, в пассивности, несформированности личной профессиональной позиции молодого учителя физической культуры, использовании в действиях шаблона, трафарета неосознанного копирования опыта педагогов-наставников. Такое положение вещей объясняется постоянно растущими требованиями к учительскому труду и недостаточным уровнем развития их профессионально-педагогической компетентности.
Специалист по физическому воспитанию любого профиля должен овладеть глубокими профессиональными знаниями и в полной мере соответствовать уровню современных требований, предъявляемых к нему новыми социально-экономическими условиями современного украинского общества.
Исследуя педагогические аспекты формирования готовности будущего учителя Л.В.Рибалка обращается к проблеме индивидуализации обучения.
Готовность студентов к индивидуализации обучения он рассматривает с позиций целостности личности, с учетом роли мотивов и психологических процессов как качество обусловлено устойчивыми осознанными мотивами и психологическими особенностями, которые характеризуют человека как неповторимую личность.
В условиях рыночных отношений значительно актуализируется проблема подготовки конкурентоспособных высокопрофессиональных специалистов по физическому воспитанию. Это значительно повышает требования к образовательно-воспитательного процесса высшей педагогической школы и до уровня профессионально-педагогической подготовки ее выпускников.
В составе этой подготовки по нашему мнению, безусловно, одно из важных мест занимает формирование его профессионально-педагогической компетентности и, в частности, готовности к социально-педагогической активности.
Важное значение приобретает также специальная компетентность учителя физической культуры, которая предусматривает аккумулированные в учебном предмете осведомленность и авторитетность в отрасли науки (или нескольких наук).
В специальной научно-практической подготовки учителя физической культуры нами были включены знания: исторических этапов развития физической культуры и спорта
Принципов и идей, лежащих в основе преподавания предмета «физическая культура» в школе; прикладных проблем современной физической культуры и спорта; особенностей физиологического развития учащейся молодежи и их учета при применении средств и методов физического воспитания.
В то же время готовность будущего учителя физической культуры к определенному виду педагогической деятельности включает в себя в последовательной единства следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный.
Относительно готовности к выполнению социально-воспитательных функций эти компоненты могут быть конкретизированы следующим признакам:
— Знания о структуре личности, навыки диагностики и определения признаков структуры личности школьника;
— Педагогические умения и навыки по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие всесторонне развитой личности школьника и его личностно-ценностных качеств;
— Умение и навыки осуществлять педагогическое руководство самостоятельной познавательной и общественной деятельностью учащихся на уровне «субъект-субъектных» отношений.
Учитывая это заметим, что одним из приоритетных направлений в становлении профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры, которым присущи творчество в профессиональной деятельности, принадлежит развитию их личных учебно-воспитательных способностей. Именно они становятся определяющим фактором, который свидетельствует о сложившихся педагогически-воспитательные возможности педагога как общественно активной личности и определяют его готовность к учебной деятельности, направленной на становление и развитие всесторонне развитой личности своих воспитанников.
Выводы:
1. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры — это ведущий критерий характеристики его готовности к педагогической деятельности как специалиста. Она определяет уровень его педагогической готовности к учебно-воспитательной деятельности, является фактором соблюдения социальной направленности деятельности и проявляется в личном стиле педагогической деятельности, в профессиональной квалификации учителя.
2. Профессионально-педагогическая компетентность как компонент профессиональной готовности учителя физической культуры к выполнению социально-педагогических функций — это сложное состояние личности, который определяется его готовностью к учебно-воспитательной деятельности; осознанием себя как весомой движущей силы в педагогическом пространстве; комплексом психолого-педагогических, физических и социальных факторов.
Перспективы дальнейших исследований предусматривают определение педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе применения активных методов обучения.