Подготовки будущих учителей физической культуры по специальности «спортивно-оздоровительный туризм»
Подготовки будущих учителей физической культуры по специальности «спортивно-оздоровительный туризм»
Содержание профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры по специальности «спортивно-оздоровительный туризм» конкретизировался для образовательно квалификационных уровней — бакалавр, специалист, магистр.
В процессе исследования сделан вывод, что оптимально, исходя из срока обучения бакалавров — 3 года 10 месяцев, при общем учебном объеме 7182 часов, на туристскую подготовку необходимо отвести 2406 часов, в том числе: дисциплины туристской направленности — 864 часа 1-4 курсы; спортивно-педагогическое совершенствование — 648 часов (туристская подготовка и походы); лагерный сбор — 192 часа (категорийный поход); производственная практика — 702 часов, что составляет 33% от общего объема часов.
В ходе исследования для профессиональной подготовки бакалавров физического воспитания с последующей специализацией «спортивно-оздоровительный туризм» разработаны учебные программы по таким профессионально-ориентированных дисциплин туристской направленности: «Рекреационная география» (1 семестр, 54 часа), «Введение К туризма» (1 семестр 54 часа), «Рекреология» (2 семестр, 54 часа), «Организация спортивно-массовой и туристической работы» (3 семестр, 54 часа), «Основы спортивного туризма» (4 семестр, 104 часов), «Спортивное ориентирование» (5 семестр, 54 часа), «Туризм с методикой преподавания» (6 семестр, 81 час), «Сельский туризм» (7 семестр, 54 часа), «Туристское страноведение» (8 семестр, 54 часа).
Эти дисциплины интегрировано в циклы профессиональной подготовки бакалавров следующим образом: гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Фундаментальные дисциплины (медико-биологический, специально-теоретический и специально-практический блоки); профессионально-ориентированные дисциплины; выборочные дисциплины (цикл профессионально-ориентированные дисциплины и самостоятельного выбора высшего учебного заведения).
Основными темами указанных предметов определено: современное состояние туризма и зарубежье, проблемы и перспективы его развития; социально-экономические, организационные, программно-нормативные, психолого-педагогические и научно-методические основы спортивно-оздоровительного туризма; типология, история, география и краеведение туризма; техника и тактика спортивно-оздоровительного туризма и др.
В процессе исследования доказано, что, исходя из срока обучения специалиста (один год), при общем учебном объеме 1242 часов, на туристскую подготовку целесообразно отвести 1120 часов (91%); преддипломную практику 324 часа. Для профессиональной подготовки специалистов по спортивно оздоровительного туризма необходимо разработать такие курсы: общегосударственные — «Охрана труда в отрасли» (54 часа), «Гражданская оборона» (54 часа); профессионально-ориентированные — «Методика преподавания спортивно оздоровительного туризма» (135 часов), «Краеведение и экскурсоведения» (81 час), «Менеджмент и маркетинг в туризме» (135 часов), «Экстремальный туризм» (108 часов), «Туристско рекреационных ресурсов Украины «(81 час) и практико-полевая подготовка — (преддипломная практика и руководство в туристском походе (324 часа).
Исходя из срока обучения магистра (один год), при общем учебном объеме 1242 часов, в процессе исследования сделан вывод о целесообразности выделения на туристскую подготовку 1080 часов (90%), преддипломную практику 324 часа.
Содержание профессиональной подготовки магистра отличается от содержания подготовки специалиста наличием дисциплин, связанных с высшей школой («Основы лекторской мастерства», «Физическое воспитание и туристская работа в высших учебных заведениях»), научно-исследовательской работой («Методы научных исследований»), а также количеством отведенных часов на их изучение.
Доказано, что учебная программа должна содержать следующие сведения: выяснение сути предмета и его назначение в подготовке специалистов спортивно-оздоровительного туризма; определение целей изучения дисциплины; определение состава и структуры учебных предметов, требований к знаниям и умениям по каждой теме; планирования различных видов занятий (лекционных, семинарских, практических); отбор содержания учебного материала по каждой теме.
В то же время, доказано, что программа подготовки будущих учителей физической культуры по специальности «спортивно-оздоровительный туризм» должен состоять следующим образом: на гуманитарные, социально-экономические дисциплины, изучаемые в соответствии с учебным планом подготовки учителей физической культуры с интеграцией отдельных тем по спортивно-оздоровительного туризма, отводится 25%; фундаментальные дисциплины должны занимать 45%, профессионально-ориентированные — 20%, а вариативная часть — 10% от общего содержания.
Указывается на целесообразность использования таких программ как базовых для профессиональной подготовки будущих специалистов по спортивно-оздоровительного туризма.
Типичными видами деятельности выпускников с высшим образованием (специалистов и магистров) должна быть учебная, спортивная, спортивно-оздоровительная, туристская, воспитательная и организационная работа.
Именно это дает возможность будущим специалистам по спортивно оздоровительного туризма работать в дошкольных учебных заведениях, общеобразовательных средних школах, колледжах, профессионально-технических училищах, высших учебных заведениях, физкультурных и спортивных организациях, национальных парках, в системе Вооруженных сил.
В разделе представлены формы организации обучения (аудиторные и внеаудиторные занятия) для студентов, К аудиторных занятий отнесены: проблемные лекции, семинары-практикумы, лабораторные занятия на выработку операционных навыков по использованию компьютерной техники и современных информационных технологий для создания различных оздоровительных программ и контроля за их выполнением; в внеаудиторных — практически-полевые занятия.
Доказано, что лекции должны быть информационно насыщенными, сопровождаться демонстрационным материалом и наглядностью (лекция-информация, «лекция- визуализация »).
Практические занятия должны проводиться только в условиях туристских мероприятий (походов выходного дня, туристских слетов, учебных соревнований).
Выбор методов обучения должна быть связана как с совершенствованием содержания подготовки, так и с развитием познавательных способностей студентов, их личностным совершенствованием, воспитанием как будущих специалистов.
Показана целесообразность использования следующих четырех групп методов: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности студентов, направленных на передачу и усвоение ими общенаучных и профессиональных знаний, воспитание сознания, эмоционально-чувственной сферы, формирования практических умений и навыков в области физического воспитания и туризма; стимулирование учебной деятельности студентов.
Направленных на формирование положительных мотивов учения, активизирующие познавательную деятельность студентов и способствуют их обогащению учебной информации; контроля и самоконтроля обучения, обеспечивающих проверку уровня усвоении знаний, сформированности умений и навыков; формирования общественного поведения, направленных на осознанное усвоение норм и правил общественного поведения.
Показано, что важную роль в практической подготовке будущего специалиста по спортивно оздоровительного туризма должна играть такая форма обучения, как туристские лагеря, оптимальным объемом на проведение которых 192 часа.
Кроме того доказано, что практическая подготовка будущих специалистов по спортивно-оздоровительного туризма должно происходить только в условиях туристского похода с получением соответствующих квалификаций: 1 курс — участие в турпоходе 1-й категории сложности (квалификация «участник»); 2 курс — руководитель группы (квалификация «организатор спортивно-оздоровительного туризма»); 3 курс — участие в турпоходе 2-3 категории сложности; 4 курс — руководитель группы турпоходов 2-3 категории сложности (квалификация «инструктор спортивно-оздоровительного туризма»).
Доказано, что стажировка необходимо проводить после второго курса
Продолжительностью 2 месяца. Эффективной формой организации учебного процесса также исследовательская деятельность студентов, которая способствует выработке нестандартного подхода к выполнению специалистами спортивно-оздоровительного туризма своих профессиональных функций.
Эффективная профессиональная подготовка будущих специалистов по спортивно-оздоровительного туризма предусматривает психолого-педагогическое обеспечение сознательного профессионального самоопределения личности будущего специалиста по спортивно оздоровительного туризма, возможности для ее профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации.
Теоретически обоснованную изменение форм и методов обучения в высших педагогических учебных заведениях по информационным, авторитарных, дидактико-центрических технологий на технологии антропоцентрична (с гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеющие целью разностороннее, свободное, творческое развитие студентов: гуманно-личностная технология, сотрудничества и свободного воспитания).
Личностно ориентированные и развивающие технологии
Направленные на развитие профессиональной компетентности личности будущего специалиста по спортивно-оздоровительного туризма; обеспечение в процессе физкультурного образования возможности ознакомления с различными направлениями деятельности будущих специалистов по спортивно оздоровительного туризма осуществляется благодаря деятельностного подхода, максимально реализуется в процессе различных видов физкультурно-педагогической и туристской практик, включающих систему работы, которая содержит не только общепринятые академические учебные практики , но и наиболее деятельностные (туристские походы, анимация, прокладки и описание маршрутов).
Дальнейшей исследовательской разработки требуют проблемы теоретико-методологического обоснованием педагогики и психологии спортивно-оздоровительного туризма; усиление внимания к профессиональной подготовке специалистов по интегрированным профессиям, гибкого обновление содержания высшего физкультурного образования соответственно образовательно-квалификационных уровней на основе преемственности и непрерывности; маркетинговых исследований потребности страны в квалифицированных специалистах физкультурно-туристской направленности.