Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Ориентация на новую социально-педагогическую парадигму, распространение инновационных процессов в практической педагогике углубляет противоречия между требованиями общества к личности и профессиональной деятельности педагога и имеющимся уровнем его подготовки, которая осуществляется по типовой системой. Решение этой проблемы, по мнению подавляющего большинства педагогов-ученых, заключается в существенных изменениях существующей системы профессиональной подготовки.
В процессе подготовки будущих воспитателей следует опираться на некоторые принципиальные позиции. Во-первых, проектируя профессиональную подготовку воспитателя, необходимо отталкиваться от природы его будущей профессиональной деятельности, характера и особенностей ее реализации. В связи с этим содержание профессиональной подготовки должен быть трансформируемым с учетом специфики и задач предстоящей деятельности.
Во-вторых, разработка содержания и структуры учебного материала с ТМФВ должна обеспечить создание целостного учебно-методического комплекса, в котором будут дифференцированы и полноценно представлены как теоретико-научный, методологический, так и практико-профессиональный (прикладной) компоненты.
Например, современному воспитателю недостаточно обладать только теоретическими знаниями о здоровье ребенка
Эти знания нужно рассматривать только как предпосылку профессионального подхода специалиста к воспитанию здорового ребенка. Не менее важным, на наш взгляд, научить будущего специалиста владеть методами экспресс-диагностики здоровья, физического развития детей и инструментарием, позволяющим управлять процессом развития детей, развивать и корректировать отдельные отклонения.
Еще один аспект профессионального образования будущего воспитателя, который разрабатывается на кафедре дошкольной педагогики ГГПУ имени Александра Довженко, — углубление профессиональной подготовки студентов за счет внедрения спецкурсов, направленных на расширение профилактически-оздоровительной функции воспитателя. Это обусловлено прежде всего тем, что приоритетным направлением современного педагогического образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Одной из главных функций воспитателя дошкольного учебного заведения является оздоровительно-профилактическая.
Принципиальные позиции по реформированию подготовки будущих воспитателей в соответствии с требованиями КМСН полностью согласуются с требованиями к применению компетентностного подхода к подготовке специалистов и отражают предложенные учеными основные ключевые компетентности вихователя- профессионала. Тенденция к сокращению аудиторных часов и увеличение количества часов, отведенных на самостоятельную и индивидуальную работу, обусловила пересмотр структуры учебной нагрузки студента и соответственно разработку новых рабочих учебных программ.
Коллективом кафедры дошкольной педагогики ведется комплексная работа в плане совершенствования подготовки будущих воспитателей
Уже накоплен определенный опыт в этом направлении. Прежде всего, это касается разработки новых программ курсов по требованиям кредитно-модульной системы обучения, реализации контрольно-оценочного компонента этой технологии и тому подобное.
«Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» как научная и учебная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний, которая определяет направления профессиональной деятельности педагога в области физического воспитания подрастающего поколения. Знание теории и методики физического воспитания является необходимым условием творческого решения задачи физической культуры детей дошкольного возраста в различных организационных формах, создают основу для личного творчества и совершенствования педагогического мастерства работника дошкольного учреждения.
Преподавание любой дисциплины начинается с разработки рабочей программы. При создании программы мы опирались на материалы известных исследований в области модульных технологий преподавания и руководствовались соответствующими рекомендациями, разработанными в ГГПУ имени Александра Довженко. Первоочередной задачей было объединить темы (содержательные модули) курса в модуле. Мы исходили из тех соображений, что количество модулей должно соответствовать количеству кредитов, отведенных на изучение дисциплины.
Второй пункт программы — это описание учебной дисциплины, где указано количество кредитов, содержательных модулей, общую и недельный количество часов; распределено часа практической, лабораторной, самостоятельной и индивидуальной работы и указаны виды контроля.
Учебная программа, выделяет на этот курс шесть зачетных кредитов, которые содержат по два содержательные модули. Каждый из которых включает два-три подтемы. Название содержательного модуля охватывает изучение всей темы, а две подтемы — это составные части содержательного модуля. В этом пункте рассчитано время всех видов деятельности: аудиторной, самостоятельной и индивидуальной работы студентов.
Реализация содержания учебной и рабочей программы дисциплины происходит прежде всего при лекций
Лекция — основа для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Она воспитательную и развивающую функцию в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Это способствует воспитанию интереса к науке, развивает творческие способности, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу. Основная дидактическая цель лекции — обеспечение ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала.
Проверка знаний студентов, трансформация этих знаний на уровень практических умений происходит на практических и лабораторных занятиях. Практическое занятие по дисциплине мы структурировали следующим образом: индивидуальная письменная работа (на 10-15 мин.), Проверка выполнения самостоятельной работы и обсуждения основных вопросов темы. В начале занятия студенты работают с индивидуальными задачами на карточках которые выявляют уровень знаний студентов. Затем предлагается раскрыть основные вопросы темы, параллельно преподаватель проверяет выполнение самостоятельной работы. В конце занятия преподаватель объявляет баллы, которые студенты получили за работу на занятии.
Требованием времени является в основу обучения положены принципы самостоятельности и креативности
Благодаря современному информационному обеспечению учебного процесса студент имеет возможность обрабатывать материал не только во время занятия, но и в процессе самостоятельной и индивидуальной работы. Роль педагога состоит не в том, чтобы донести больше информации студенту. А помочь ему в организации учебных и других видов деятельности в аудиторный и внеаудиторное время.
В шестом пункте освещаются виды задач по индивидуальной и самостоятельной работы, они имеют целью углубления, обобщения и закрепления знаний, которые студенты получают в процессе обучения и применяют их на практике.
Самостоятельная работа студента является основным средством усвоения учебного материала во время, свободное от обязательных учебных занятий, без участия преподавателя. Разработанная нами рабочая программа определяет содержание самостоятельной работы по курсу. Количество заданий, которые предлагались студентам выполнить до одного практического занятия, определялась сложностью задания (репродуктивное, продуктивное или творческое), время, затрачиваемое на его подготовку и уровнем знаний студентов
Задача для индивидуальной работы носят комплексный характер, проверяются в конце семестра
Пункт седьмой раскрывает широкий арсенал активных методов обучения: решение педагогично-ситуационных задач, выполнение творческих заданий, написания мини-произведений, устные индивидуальные беседы, занятость, инсценировка и др.
Оценка знаний, умений и навыков студентов является важным моментом обучения по кредитно-модульною технологии, которая тесно связана с рейтинговой системой. Методы оценки раскрываются в следующем пункте — текущее тестирование, оценка за индивидуальную работу, итоговый письменный тест.
Контроль успеваемости студента ведется по системе, которая включает начисления баллов за отдельные виды учебной деятельности студента, за содержательные модули. Итоговый балл по учебной дисциплины определяется суммой баллов, полученных студентом за отдельные формы учебной деятельности, и в сумме может составлять не более 100 баллов.
Реализация содержания учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» в условиях кредитно-модульной системы подготовки будущих воспитателей позволяет сочетать. Как различные формы контроля так и виды деятельности в процессе аудиторной, самостоятельной и индивидуальной работ. Это позволяет обеспечить самореализацию студента как личности, позволяет определить дополнительные учебные цели. Это способствует повышению уровня производительности самостоятельной работы и росту компетентности будущих специалистов.
Перспективы дальнейшего видим в совершенствовании программы подготовки специалистов в области физического воспитания дошкольников.