Моральные ценности как предпосылки становления личности будущего учителя физической культуры
Моральные ценности как предпосылки становления личности будущего учителя физической культуры
В статье рассматривается проблема актуальности воспитания нравственности и усвоения нравственных ценностей студентами в учебно-воспитательном процессе. Указывается на необходимость развития морально-волевых качеств в целях совершенствования системы профессиональной подготовки учителя физической культуры.
На современном этапе развития образования происходит сложный и одновременно интересный период реформирования. Перед педагогами стоит задача обеспечить всестороннее развитие личности, направить учебно-воспитательный процесс на формирование духовного мира личности, утверждения общечеловеческих ценностей, раскрытие потенциальных возможностей и способностей воспитанников.
Именно от учителя зависит реализация этой задачи, потому что он должен передать знания, опыт, жизненную мудрость. Нельзя забывать о том, что учитель физической культуры не только спортсмен, а, прежде всего, — педагог. Как и каждому высококвалифицированному педагогу, учителю физической культуры должны обладать качество высокой нравственной культуры.
К сожалению, в наше время наблюдается запущенность нравственности, безразличие к моральным ценностям. В современной научной и научно-педагогической литературе недостаточно внимания уделяется формированию нравственных ценностей у студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов, будущих педагогов.
Ведь учитель призван заложить фундамент физической культуры ученику и помочь ему определить оптимальные пути овладения теоретическими знаниями
Навыками и умениями, методике развития физических и морально-волевых качеств, необходимых ему для укрепления здоровья, обеспечения здорового образа жизни, активного общественного труда с помощью различных форм учебной работы.
Поэтому для организации эффективной воспитательной работы важно опираться на этику, как учение о морали, что анализирует ее природу, характер и структуру, нравственные категории (добро и зло, справедливость и несправедливость, честь, достоинство и т.п.), с помощью которых формируются моральные принципы, нормы, ценности.
Золотухина-Аболина Е.В. ценности выстраивает в определенную пирамиду: много ценностей находится у ее подножия, с подъемом вверх их количество уменьшается, а на вершине остается лишь несколько ценностей, которые называют высшими. Ценностная пирамида никогда не бывает заостренной, но если же на вершине остается одна единственная ценность, то ученые уверенно утверждают об имеющемся фанатизм.
Известные ученые (И. Бех, А. Сухомлинская, И. Зязюн и др.) Считают, что исследование духовного развития общества и отдельного человека, формирования социально полезной ценностной системы в каждой личности возможно эффективно осуществлять только через призму общечеловеческих и национальных ценностей, путем ценностного наполнения учебно-воспитательного процесса.
Исследовательница Н. Ткачева предлагает определить это понятие как систему социальных норм
Концептуальных идей, значений, символов, идеалов, отражает ведущие гуманистические приоритеты общества и выступает главным ориентиром для развития образовательной системы в целом. На наш взгляд это определение вполне соответствует действительности, так как система ценностей является именно тем звеном, которое связывает индивида с обществом.
Цель и задачи исследования — проанализировать сущность моральных ценностей, обосновать значимость моральных ценностей в процессе становлении личности будущего учителя физической культуры.
В изучении процессов формирования личности, ценности занимают ведущее место. Они непосредственно связаны с мотивами и потребностями личности и выступают в роли своеобразного регулятора ее жизнедеятельности. Они обеспечивают связь между теорией и практикой, образуя между ними своеобразный «мост». Система ценностей выступает интегрирующей основой как для формирования отдельной личности, так и социальной группы, нации, и человечества в целом.
Ценностные ориентации — важные элементы в структуре самосознания личности
Они определяют направленность интересов и потребностей индивида на определенную иерархию жизненных ценностей; склонность приписывать значимость отдельным ценностям, субъективно дифференцировать их по значимости. Иначе — они определяют содержательную сторону направленности личности, определяют поведение и деятельность (в том числе и профессиональную) человека, детерминирующих ее мотивацию, влияют на стиль мышления и жизни.
Важно различать функциональные различия между потребностями, ценностями и нормами. Потребности определяются как внутренне личностные образования, подталкивают индивида к целенаправленной активности. Потребности формируют мотивацию человеческих поступков, опредметнюють средства их удовлетворения. Нормы достаточно жестко регламентируют деятельность.
Под нормами следует понимать некоторый условный культурно-исторический стандарт, определяющий форму бытия, стиль жизни, степень саморегуляции. Ценности в большей степени соотносятся с целенаправленной человеческой деятельностью. Место ценностей в структуре личности определено достаточно четко.
Это целевые ориентиры, которые определяют верхнюю границу социальных притязаний.
Ценности не только и не столько удовлетворяют потребности человека, а в значительной мере духовно воспроизводят самого человека, отражают фундаментальные отношения и потребности людей, составляют фундамент индивидуального мировоззрения. Определение ценностей как высших категорий осуществляется на уровне индивидуального выбора.
Выбирая подобные ценности и свободно посвящая им свои поступки, человек утверждает тем самым сознательное отношение к нормам и принципам морали, духовное достоинство и действенность своих мотивов и целостность своей нравственного сознания в целом.
К сожалению, среди исследователей пока не существует единого мнения относительно определения понятия «ценность». Если заглянуть в украинском энциклопедического словаря, то «ценность» в нем определена как социально-философская категория, обозначающая положительное или отрицательное значение явлений природы, форм общественной организации, исторических событий, нравственных поступков, духовных произведений для человечества, отдельного общества, народа, класса, социальной группы или лица на конкретном этапе исторического развития.
Ценности будто бы несут в себе оценку жизни, поступков, действий личности, дающих основания для выбора того или иного действия. И эта деятельность осуществляется личностью не какой пользы или необходимости, а из собственных представлений о добре и зле.
Таким образом, нравственность может проявляться как на уровне внешнего поведения — человеческая вежливость, порядочность, тактичность, так и на уровне глубокого понимания нравственных категорий, которые переходят в убеждения — представление о добре и зле, профессиональный долг.
Особенностью педагогической деятельности является то, что наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками имеет место профессионально-этическая культура.
И поэтому выбирая профессию учителя личность берет на себя большую ответственность за свои действия и поступки. Потому учитель физической культуры должен обладать не только определенными профессиональными знаниями, но и отвечать нравственному шаблона учителя, то есть быть доброжелательным, тактовым, толерантным, общительным, справедливым, должен стремиться понять другого человека, самосовершенствоваться в личностном и профессиональном аспектах.
Только тогда, когда учитель является высоконравственным человеком, добрым, порядочным, честным, что стремится постоянно повышать свою компетентность, систематически пополняет свои профессиональные знания, зависит от самого нравственности личности, учебно-воспитательный процесс будет происходить по-настоящему.
Сегодняшние условия жизни требуют от специалиста в области физической культуры и спорта все более интегрированных знаний для успешной организации образовательно-оздоровительной работы среди населения, формирования культуры здоровья. Итак, ступая на поприще преподавательской деятельности, каждый будущий учитель физической культуры должен задуматься над тем, сможет придерживаться главного принципа своей работы: «Не навреди!».
Ведь осуществив моральный поступок, человек испытывает чувство удовлетворения, и наоборот, если поступок человека далек от общественно принятых норм морали, она способна к переживаниям. А это, в свою очередь, приводит к психической перегрузки, что отражается на профессиональной деятельности. И здесь стоит заметить, что на процесс формирования у студентов нравственных качеств личности большое влияние оказывает содержание и соответствующие приоритетные направления профессионального образования.