Компьютерные технологии в методической компетентности учителя физической культуры
Компьютерные технологии в методической компетентности учителя физической культуры
В современной педагогике и психологии существуют различные подходы к определению сущности и содержания методических компетентностей педагога. Методическим компетенций учителя физического воспитания, на наш взгляд, входит не только теоретическая и практическая составляющая, но и его готовность к педагогической деятельности (в том числе и с использованием компьютера).
В группу методических компетенций учителя физического воспитания относится также и компетенция: «Использование компьютерных информационных технологий в деятельности учителя физического воспитания». Поскольку компетенции все чаще интерпретируются как динамическая комбинация качеств, способностей и взглядов то они и выступают целью образовательной программы, то понятие методических компетенций мы относим как комбинацию квалификационных характеристик, сферу полномочий, круг деятельности современного учителя физического воспитания, в которую входят ряд методических компетенций — свойств человека, характеризует ее способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества, физическое развитие и др.). Общеизвестно, что физическое воспитание является главным направлением внедрения физической культуры и составляет органическую часть общего воспитания, призванную обеспечивать развитие физических, морально-волевых, умственных способностей молодого поколения.
Теоретические (изучение, анализ и обобщение педагогической, психологической, социологической литературы, связанной с проблемой исследования; систематизация теоретических и эмпирических данных системно-функциональный анализ; теоретическое моделирование). Педагогические: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Итак, для успешной профессиональной деятельности в обучении будущего учителя физического воспитания должны быть сформированы следующие методические компетенции:
— Готовность работать с текстовыми и графическими редакторами;
— Способность использовать информационно-поисковые системы, в частности систему интернет, электронную почту для поиска и передачи нужной информации;
— Владение основными языками программирования для построения информационных моделей;
— Способность выбирать среда программирования для конструирования информационных моделей учебного назначения;
— Способность разрабатывать сценарии компьютерных программ;
— Способность подбирать эффективные компьютерные информационно-коммуникационные средства для решения задач учебного назначения, в частности с физического воспитания, спорта и туризма;
— Способность проектировать компьютерные информационно-коммуникационные средства учебного назначения;
— Владение современными компьютерными методами и средствами обработки и передачи информации;
— Готовность использовать программные средства для обучения студентов;
— Способность управлять информационными системами в нестандартных ситуациях.
Первый этап научно-педагогического поиска начался с 10.09.2013 года. На этом этапе определялась проблема и тема исследования. В следующем этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психологической, социологической литературы. Были сформулированы базовые понятия по теме исследования. Разработаны направления исследования процесса овладения компьютерными информационными технологиями в области физического воспитания.
Современная педагогика требует, чтобы студент был разносторонне подготовлен, обладал знаниями, умениями и навыками
Современный учитель физического воспитания должен обладать прочными знаниями по дисциплине, способен решать различные задачи учебного назначения (в том числе по физическому воспитанию, спорту и туризму) и готов использовать программные средства учебно-воспитательного назначения для поддержки педагогического процесса обучения студентов.
Для эффективного представления студентам различных спортивных мероприятий, лекций, спортивной документации, планов, современный педагог вполне умело может использовать информационные модели, прикладные компьютерные программы и прочее. Педагогическое прогнозирование и диагностирования по работе со студентами учитель легко может осуществлять применяя в своей профессиональной деятельности среду различных тестовых программ, тренажеров, и тому подобное.
В методической компетентности учителей физического воспитания интегрируются и актуализируются все профессиональные и психолого-педагогические знания, умения и владения современными компьютерными методами деятельности сделает с учителя квалифицированного, компетентного специалиста, педагога, профессионала.
Формируя физическую культуру личности в соответствии с социальным заказом, физическому воспитанию, которое служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования студенческой молодежи, отводится первостепенная роль. Благодаря компьютерным информационным технологиям, происходит существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации к обучению в вузах, повышение их социальной активности, учебно познавательной производительности и духовности.
Таким образом, единство процессов компьютеризации в учебных заведениях, интеграции и самореализации в процессе физического воспитания обеспечивает оптимальный духовно-нравственное развитие личности в ее взаимодействии со средой, окружающим.
Обстоятельства, условия, которые побуждают человека к активности, действий в процессе физического воспитания можно назвать факторами восприятия и отношения студенческой молодежи к физическому воспитанию, спорту и туризму
В связи с этим, преподаватели физического воспитания, опираясь на положительный опыт отечественных и зарубежных ученых и практиков. Наряду с традиционными методиками, несомненно, для достижения ожидаемых результатов в учебном процессе должны использовать компьютерные информационные технологии. Главным аспектом этих технологий является их адаптивность — возможность приспосабливать процесс преподавания дисциплины (физическое воспитание) для конкретных потребностей преподавателя и студента. В этой связи логично предположить, что применение информационных технологий для формирования здорового образа жизни. Отношение студенческой молодежи к физическому воспитанию, спорта и туризма определенные перспективы и является мощным средством положительного влияния на сознание.
Информационные технологии развиваются настолько бурно, что они не успевают реализовываться в конкретных программных продуктах. Современная педагогика требует эффективного представления студентам перспектив развития физического воспитания, спорта и туризма.
Современный учитель физического воспитания должен обладать прочными знаниями по дисциплине. Способен решать различные задачи учебного назначения (в том числе по физическому воспитанию) и готов использовать программные средства учебно-воспитательного назначения для поддержки педагогического процесса обучения студентов.