Информационные технологии обучения для будущих учителей физического воспитания
Информационные технологии обучения для будущих учителей физического воспитания
Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее острых проблем современности. Тотальное ухудшение здоровья подрастающего поколения, прогрессирующее снижение показателей функционирования основных систем организма, констатируют специалисты. А также склонность к малоподвижного образа жизни, отсутствие масштабных оздоровительных проектов со стороны государства — все это породило ряд вопросов первостепенное значение, требующие немедленного решения и связанные с поощрением детей и юношества к занятиям физической культурой и спортом. Итак, на общеобразовательные средние школы возлагаются основные надежды общества на восстановление массового физкультурного движения: именно учебные заведения призваны привить у учащихся любовь к двигательной активности.
В настоящее время перед учителями физического воспитания стоит задача нахождения путей повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Для решения вопроса привлечения детского контингента к активным занятиям физическими упражнениями на уроках физического воспитания и во внеурочное время целесообразно использовать все больше растущий интерес современных школьников к информационным технологиям и их достаточное осведомленность в области компьютерной техники.
Изучение педагогического опыта широкого круга зарубежных стран в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе, показало, что уровень интенсивности совершенствования ИКТ-навыков учителями непосредственно влияет на эффективность и привлекательность учебного процесса: применение ИТО позволяет повысить эффективность занятий на 20-30% и значительно повысить заинтересованность учащихся процессом обучения.
Выпускники высших учебных заведений физического воспитания и спорта имеют недостаточный уровень информационной культуры
Не вооружены знаниями по вопросам компьютерных средств поддержки учебного процесса и не подготовлены к разработке и применению информационных технологий в будущей педагогической деятельности.
Несмотря на высокую эффективность ИТО, их постоянное обновление и повсеместное внедрение в учебный процесс. На данный момент не обнаружено свидетельств о подготовке будущих учителей физической культуры к разработке и применению ИТО в физическом воспитании школьников. Итак, сейчас необходимо наверстать знания будущих учителей физического воспитания в области применения ИТО и заполнить пробел в их умениях по разработке компьютерных средств поддержки учебного процесса.
В ходе исследования, опираясь на передовой педагогический опыт, нами было выделено ряд педагогических условий, соблюдение которых гарантирует реализацию поставленных задач. Таким образом, формирование навыков разработки и применения ИТО в будущих учителей физического воспитания предусматривает создание специальных педагогических условий. Среди которых согласование цели формирования навыков разработки ИТО с учебными программами и планами, активизация поисковой активности студентов к изучению вопросов, связанных с разработкой ИТО, предназначенных для физического воспитания школьников, стимулирования их креативных качеств при разработке авторских электронных дидактических материалов. А также наличие необходимого методического и материально-технического обеспечения, готовность профессорско-преподавательского состава к предоставлению необходимых знаний в рамках учебного процесса. А также понятные критерии сформированности соответствующих навыков.
С целью создания определенных педагогических условий, нами была разработана технология формирования навыков разработки информационных технологий обучения в будущих учителей физического воспитания (ТФНРИТО). Которая предусматривает применение информационных технологий как в учебном процессе при формировании навыков разработки и применения ИТО. Так и во время закрепления полученных знаний в процессе прохождения педагогической практики.
Наряду с установлением цели, ТФНРИТО включает следующие этапы:
— Формирование знаний в области ИТО, которые применяются в ходе физического воспитания школьников;
— Формирование навыков проектирования и разработки электронного дидактического обеспечения;
— Формирование умений организации проведения урока с использованием компьютерных средств поддержки учебного процесса, в том числе подготовку будущего специалиста к организации и проведению компьютерного тестирования для оценки учебных достижений;
— Оценку эффективности предложенной технологии,
— Коррекцию технологии и обновление дидактических материалов.
Целью разработки данной технологии является повышение качества образования будущих учителей физического воспитания. Среди задач предлагаемой ТФНРИТО основными являются расширение теоретической базы относительно существующих информационных технологий учебного назначения. Ориентированных на физическое воспитание подрастающего поколения и формирование и совершенствование практических умений и навыков их проектирования, разработки и внедрения.
Следует заметить, что среди средств педагогического воздействия, которые предусматривает ТФНРИТО, было выделено общие средства, которые традиционно применяются в педагогической практике в процессе формирования знаний, умений и навыков. Такие как научно-методическая и специальная литература, накопленный передовой педагогический опыт, информация, размещенная в сети Интернет, компьютерные программы учебного назначения, тесты для оценки знаний. А также специфические средства, присущие предлагаемой технологии, среди которых спецкурс «Разработка и применение информационных технологий обучения в физическом воспитании школьников». Электронные дидактические материалы, разработанные по темам спецкурса и автоматизированную компьютерную программа «ANST» для подготовки и проведения массовых учебных тестов в режиме реального времени.
С целью целенаправленного формирования необходимых знаний, умений и навыков в учебном процессе, нами разработан спецкурс «Разработка и применение ИТО в физическом воспитании школьников». Который включает 5 лекционных занятий, 12 лабораторных занятий и модульную контрольную работу.
Целью спецкурса является ознакомление студентов с системой современных методик физического воспитания в общеобразовательных средних учебных
А также научить будущих учителей физического воспитания основам разработки ИТО и вооружить их методикой внедрения таких технологий в учебно-воспитательный процесс школьников. А также повысить осведомленность студентов по вопросам, направленных на повышение мотивации детей и юношества к двигательной активности.
Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В результате проведенного исследования обоснована необходимость формирования у будущих учителей физического воспитания знаний о существующих ИТО. Предлагаемые к применению в физическом воспитании школьников, и умений и навыков разработки таких технологий.
Исследованы и раскрыты педагогические условия, соблюдение которых способствует стимулированию студентов к применению ИТО в будущей профессиональной деятельности и активизации. К разработке указанных технологий с целью их дальнейшего внедрения в учебно-воспитательный процесс.
Предложена технология формирования навыков разработки ИТО в будущих учителей физического воспитания. Основанная на применении информационных технологий в учебном процессе студентов и предусматривает применение полученных знаний во время прохождения педагогической практики.
Разработан спецкурс «Разработка и применение ИТО в физическом воспитании школьников». Программа которого позволяет студентам овладеть теоретическими сведениями о ИТО. Которые применяются в ходе физического воспитания школьников, особенности организации учебного процесса при внедрении ИТО. А также практическими навыками разработки компьютерных средств учебного назначения.
Дальнейшее исследование планируется направить на установление эффективности предложенной технологии при подготовке учителей физического воспитания.