Формирование валеологической культуры у будущих учителей физической культуры
Формирование валеологической культуры у будущих учителей физической культуры
Рассмотрены сущность понятия «культура», «валеология», «безопасность жизнедеятельности», обращено внимание на совершенствование содержания образования. На основании проведенного исследования проанализированы современное представление студентов о культуре здоровья. Определены направления организации образования в высших учебных заведениях.
Проблема подготовки кадров и связанное с ней задачи эффективной организации системы профессионального образования всегда выдвигались как одни из важнейших для обеспечения нормального функционирования общества, создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здорового образа жизни и его составляющих, развития культуры здоровья у всех сферах жизни.
Изменения, которые произошли в процессе общественной трансформации в Украине, вызвали ряд изменений в высшем образовании, в частности, адаптацию образования к рыночной экономике, обновление содержания учебных планов и программ, внедрение интерактивных методов обучения.
В системе подготовки студентов в высших учебных заведениях, наблюдается последовательная и динамичная реформационное изменение, которое функционально связано с потребностями и запросами общества.
Таким образом, знание содержания «здоровье», «культуры», «безопасности жизнедеятельности» сформировались под влиянием естественного процесса развития человека в определенных социальных условиях и обусловленные внешними и внутренними факторами, внешними факторами являются: гуманизация социальной среды, нравственность и культура личности, догматизм в системе оценивания индивида, репродуктивный характер усвоения информации.
Внутренние детерминанты и условия составляют мотивационно-ценностную сферу личности, ее ценностные ориентации (любовь, уважение, вера, надежда), интересы (коллективные, личные, творческие, спортивные), потребности (биологические, духовные, психологические), отношение, индивидуальные качества и особенности.
Известно, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется состоянием полного физического, духовного и социального благополучия.
А состояние здоровья — это та вершина, на которую человек должен подниматься именно с развитием своей общей культуры. Здоровье следует рассматривать не статистически, как нечто приобретенное, который может храниться длительное время, а в динамике изменений внешней и внутренней равновесия, в способности адаптироваться в среде. Это состояние постоянно меняется, в зависимости от образа жизни человека.
Сущность понятий «безопасность жизнедеятельности» заключается в том, что осознается личностью как жизненная необходимость, как образ жизни.
В то же время, знание валеологии помогут решению задач формирования гармонично развитой личности, созданию благоприятных условий для полной реализации жизненных планов и потребностей, поддержанию высокой работоспособности, обеспечению успешной учебно — трудовой деятельности, социального и нравственного здоровья.
Достижение высоких темпов развития общества и государства возможно лишь при условии формирования у всех граждан, в том числе молодежи, высокого уровня культуры здоровья я.
Проблема валеологической культуры человека приобретала своего значения в процессе развития общественно-экономических отношений и совершенствования человека как личности. Первое направление формирования здоровой личности обусловлен активизацией социально-продуктивной функции удовлетворять потребность социума.
Прежде, адаптация студентов к условиям жизни и обучения зависит от предоставления им образовательных услуг.
В частности, переосмысление существующих потребностей общества помогает понять, что обучение культуры поведения, культуры общения, выбора положительных интересов формирует навык безопасного проживания в обществе.
Второе направление формировал человека как социально-гуманную личность со стремлением любви, самоуважения к себе и к окружающим. Это направление можно реализовать, если создать оптимальные условия для учебно — воспитательного процесса студентов, рационально организовывать труд и отдых, внедрять новейшие методы и средства обучения сохранения здоровья, воспитывать сознательное отношение к охране своей жизни и здоровья я.
Развитие этих направлений помогает выделить проблему формирования знаний валеологической культуры у студентов — будущих учителей физической культуры.
Раскрыть сущность трех компонентов здоровья, культуры и безопасности жизнедеятельности, определить их место в подготовке учителя физической культуры и применения средств диагностики качества знаний студентов к их использованию на практике.
Исследование научных трудов свидетельствует, что за последние десятилетия накоплен большой опыт работы, который основывается на широком круге научных исследований в области использования физических упражнений для воспитания правовых, духовных, психологических, морально-волевых качеств с помощью которых формируются психоэмоциональные, физиологические навыки, которые лежат в основе здоровья и безопасности жизнедеятельности человека.
Проблема формирования здорового индивида как субъекта современного общества всегда была предметом усиленного внимания учителей физической культуры.
Учителей физической культуры никогда не теряли интерес к проблеме формирования здоровой личности, а сейчас он существенно повысился в связи с вступлением общества в новую, чрезвычайно ответственную стадию своего исторического развития, принципиальная новизна которой повязанная с глобальными изменениями в социально-экономической сфере страны.
Это вызывает необходимость осуществления качественных преобразований во всех сферах общественной жизни, применяя новые программы по оздоровлению всех слоев населения.
Одной из принципиально важных условий обеспечения валеологической культуры будущих учителей физической культуры является умение сохранить и укреплять собственное здоровье и здоровье других людей.
Система знаний в высших учебных заведениях физкультурного профиля, позволяет анализировать, что на сегодняшний день разработано и внедрение новых технологии и модели, дают интегрированные знания для развития личности студентов. В связи с этим разработана система диагностических методов, которая состояла из анкет и тестов.
С помощью анкетирования было отношение будущих педагогов к формированию здоровья, культуры и безопасности жизнедеятельности человека в обществе.
Освещению этого аспекта позволяют систематические занятия физическими упражнениями на занятиях по спортивным дисциплинам, изучение на медико-биологических дисциплинах значение анатомо-физиологического строения тела человека, гигиены, рационального питания и режима дня, психолого педагогических-дисциплинах вопрос о понимании психологических и педагогических процессов в воспитании и развития человека.
Кроме того, будущие специалисты должны определить влияние физических упражнений, с 4 балльной шкале (активный, позитивный, равнодушен, отрицательный): 1 на развитие частей тела, органов и систем; 2 на режим дня и питания; 3 в двигательный режим человека; 4 на активность и рационально потраченное время; 5 на быстрое и адекватное решение; 6 на самооценку; 7 самоподготовку; 8 на подготовку в группах или кружках; 9 уровень знаний о здоровье; 10 уровень знаний о физической культуре; 11 уровень знаний о безопасности жизнедеятельности.
Для выявления системности внедрения средств, которые способствуют подготовке студентов к формированию компетентности в валеологического культуре, мы предложили вопросы, как дисциплины (медико-биологические, психолого — педагогические, гуманитарные и социально-экономические, спортивные дисциплины и профессионально — практические) способствуют решению обозначенной проблемы, за 3 бальной шкале 1 — частично, 2 — на каждом занятии, 3 — очень редко.
В эксперименте принимали участие студенты факультета физического воспитания.
Анализ результатов анкетирования позволяет утверждать, что студенты не совсем хорошо понимают сущность проблемы валеологической культуры. Будущие специалисты приблизительное представление о сущности этого явления в обществе и его структуру.
По результатам анкетирования активное отношение к применению физических упражнений продемонстрировало 51% студентов, положительное 25%, безразлично 15%, отрицательное 10%. Эти результаты свидетельствуют об общем высокий уровень мотивации будущих учителей, их интерес к активизации решения этой проблемы в обществе.
Впрочем, самооценка студентами уровня своей подготовки к формированию очерченной культуры достаточно низкой.
Только 18% респондентов оценили свой уровень этой деятельности как высокий, 25% — выше среднего, 35% — средний и 22% студентов оценили свой уровень знаний ниже среднего.
Изучение содержания подготовки студентов к формированию здорового образа жизни не только в будущих школьников, но и в различных группах населения, позволяет утверждать, об отсутствии целостной системы направленной на овладение будущими учителями знаний об обществе — культуру — безопасность жизнедеятельности — здоровье — здоровый образ жизни и физическую культуру, пути и их методы формирования.
Указанные результаты убеждают в необходимости разработки инновационной технологии подготовки студентов к формированию компетентности, которая должна содержать задача такого типа, как изучение политической и экономической ситуации в государстве, анализ документов кадрового обеспечения отрасли физической культуры, организация дискуссий, разработка пособий и методических рекомендаций, проектов использования услуг специалистов по физической культуре.
Перспективы исследования этой проблемы заключаются в сравнении подготовки кадров по физическому воспитанию в системе европейского пространства.